Особенности индустриального развития Франции и Германии в эпоху домонополистического капитализма

Во Франции процесс первоначального накопления капитала главным образом связано с развитием ростовщичества. Промышленное производство в отличие от Англии ориентировалось на потребности короля и верхушки феодалов (предметы роскоши), а не на широкий круг потребителей. Вследствие этого - узость внутреннего рынка. Главной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Крестьяне, получив мелкие участки земли, не могли пополнить рынок рабочей силы в городах, не могли обеспечить эффективность производства продукции сельского хозяйства и не были крупными потребителями продукции промышленности. По этим причинам промышленный переворот в стране носил затяжной характер.

Наполеоновские войны и континентальная блокада Англии, введенная для вытеснения последней с европейского рынка, не позволило переоснастить промышленные предприятия с использованием опыта и машинной техники Англии. Французская буржуазия весьма неохотно вкладывала капитал в развитие промышленности, предпочитая вывозить его за границу в виде займов и кредитов, страна становилась мировым банкиром и ростовщиком, появились рантье. Из-за нехватки свободных капиталов в промышленности темпы развития хозяйства Франции уступали темпам развития США, Германии и особенно Англии, сохранялась низкая концентрация производства, отставание тяжелой промышленности.

Германия вступила на путь индустриализации позднее Англии и Франции. Причины были следующие: сохранявшийся феодальный режим, обуславливающий экономическую отсталость, политическая и таможенная раздробленность страны. Разрушение феодальных отношений происходило постепенно, путем реформ, проводившихся государством, т.е. государство выполняло функции буржуазии.

Начало промышленного переворота в Германии приходится на 40-е годы XIX века. Его основные особенности:

- бурное строительство железных дорог. Германия, занимая выгодное географическое положение, оказалась в центре европейской железнодорожной сети, а также европейской торговли;

- железнодорожное строительство вызвало большой спрос на металл, уголь, паровозы, вагоны и т.д., что стимулировало развитие таких отраслей тяжелой промышленности, как металлургическая, угольная, машиностроительная;

- явный крен на милитаризацию промышленности;

- государство активно вмешивалось в развитие тяжелой промышленности, строительство железных дорог, в промышленные производства внедрялись новейшие достижения техники;

-использование отечественного частного капитала на промышленное строительство. Основной капитал был сосредоточен у немецких помещиков-юнкеров, получивших большие выкупные платежи от крестьян;

Германия к началу 70-х гг. XIX века вышла на третье место в мире по общему промышленному производству после Англии и США.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: