Вопрос №16: Политика «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II

Под просвещенным абсолютизмом некоторые понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие же пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать конституционную монархию с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Екатерина II должна была выработать политику, отвечавшую условиям Нового времени. Эта политика и получила название "просвещенного абсолютизма". С 1763 г. Екатерина II начала постоянную переписку с Вольтером и его единомышленниками. Она подчеркивала, что книга Желание лучше узнать Россию привело Екатерину к мысли о поездке по стране, как до этого делал Петр Великий. В начале своего царствования Екатерина II посетила Ярославль и Ростов Великий, побывала в Прибалтике, проехала по Волге от Твери до Симбирска. На первых порах Екатерина II не чувствовала себя на престоле достаточно уверенно. Многие вельможи и дворяне считали, что царствовать после смерти Петра III должен был Павел или Иван Антонович. Уже 22 сентября 1762 г. Екатерина II торжественно была коронована в Успенском соборе Московского Кремля и на протяжении всего царствования держала сына на почтительном расстоянии от трона. Екатерина II придавала огромную роль законодательству. Она говорила, что законы создаются для воспитания граждан. По подсчетам историков, императрица за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц. Одной из первых реформ Екатерина II было разделение Сенатана шесть департаментов с определенными полномочиями и компетенцией. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной функции, которая все более переходила к императрице. В условиях массовых волнений монастырских крестьян Екатерина II в 1764 г. провела секуляризацию церковных имуществ. Бывшие монастырские крестьяне (около 1 млн. мужских душ) перешли под власть государства. Они стали называться экономическими. В 1765 г. в стране приступили к межеванию земель; на местности происходило определение границ земельных владений и их юридическое закрепление. Преследуя цель установить "тишину и спокойствие" в стране, укрепить свое положение на престоле, Екатерина II созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего "Соборного уложения". В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, государственные учреждения, крестьян и казачество. Крепостные не участвовали. Депутаты по предложению Екатерина II представили в комиссию примерно 1600 наказов с мест, "дабы лучше узнать было нужды и чувствительные недостатки народа". В качестве руководящего документа Комиссии Екатерина II подготовила "Наказ" – теоретическое обоснование политики просвещения абсолютизма. Почти три четверти "Наказа" составляли цитаты из сочинений просветителей. Эти цитаты были тщательно отобраны, и "Наказ" представлял собой произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества. Работа Комиссии продолжалась более года и под предлогом войны с Турцией была распущена в 1768 году на неопределенное время. Желая и далее формировать общественное мнение, императрица обратилась к журналистике. В 1769 г. она стала издавать сатирический журнал "Всякая всячина". Главной идеей журнала была критика человеческих слабостей, пороков и суеверий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: