double arrow

Государственные предприятия и учреждения.

Административно - правовой статус предприятий и учреждений определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.).

Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на государственные; муниципальные; предприятия находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также предприятия образованные на базе смешанных форм собственности.

По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.) и предприятия субъектов Федерации.

По виду выпускаемой продукции и оказания услуг, то есть по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.); транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.); связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и до.); торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.); жилищно-коммунальные (предприятия по газоснабжению, энергосети, благоустройству и др.).

Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти – министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).

Учреждения подразделяются на виды по разным основаниям: по форме собственности (государственные, муниципальные, частные и др.); по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов Федерации, муниципальные); и характеру и сфере деятельности. По последнему основанию выделяют учреждения:

- образования (школы и иные образовательные учреждения);

-науки (академии наук, научно-исследовательские институты и др.);

-культуры (театры, музеи, библиотеки и др.)

- здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);

- социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

2.4. Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий и учреждений, устанавливают:

- общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

- государственную регистрацию предприятий и учреждений;

- порядок производства регистрации и основания отказа регистрации;

- общеобязательный порядок ведения и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности государственными органами, необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений имеет свои особенности. К ним относится, прежде всего, то, что они являются собственностью государства.

Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.

Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.

2.5. Государственные служащие.

Федеральным государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в установленном законодательством порядке обязанности на государственной должности за денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета или средств соответствующего субъекта РФ.

Должность - основа характеристики правового положения служащего.

Федеральная государственная должность - это учрежденная в установленном порядке компетентным органом первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объём полномочий занимающего ее лица, получающего за свой труд денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета. Исходя из этого, внутренняя структура любого государственного органа рассматривается как определённая система различных по своему характеру и уровню должностей. Чёткое определение статуса должности, характеризующей официальное положение и социальную правовую роль служащего в государственном органе, необходимо в первую очередь для определения его дееспособности как субъекта права.

2.6. Государственная служба организуется и действует на основе ряда принципов: законности; обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации; приоритета прав и свобод человека и гражданина; вне партийности государственной службы; равного доступа граждан РФ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации; ответственности за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных (служебных) обязанностей; социальной защищённости государственных служащих; стабильности государственной службы.

Необходимым условием реализации государственно-служебных отношений является определение не только должностного положения каждого государственного служащего, но и других участников государственно-служебных правоотношений - особенно конкретных государственных органов и должностных лиц, которым предоставлено право осуществлять приём граждан на государственную службу и перемещать их по службе, а также установление форм и методов решения этих вопросов.

2.7. Для нормального функционирования государственной службы необходима государственная кадровая политика - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по подготовке, подбору, расстановке и оценке деятельности государственных служащих.

2.8. Государственно-служебные отношения делятся на внутренние и внешние.

Внутриорганизационные правоотношения возникают у каждого государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением государственной должности.

Внешними считаются государственно-служебные отношения складываются между государственным служащим и другими субъектами (гражданами, государственными и не государственными организациями) в связи с осуществлением им своих должностных полномочий.

2.9. В зависимости от объёма полномочий государственные должности делятся на пять групп:

- высшие государственные должности государственной службы (5-ая группа);

- главные государственные должности государственной службы (4-ая группа);

- ведущие государственные должности государственной службы (3-ая группа);

- старшие государственные должности государственной службы (2-ая группа);

- младшие государственные должности государственной службы (1-ая группа).

2.10. Должностные обязанности и права - это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения государственного служащего в области государственно-служебных отношений. Законодательством определены порядок приёма на государственную службу, прохождение испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок проведения аттестации, замещения должностей и присвоение классных чинов, и другие вопросы прохождения службы.

2.11. Прекращение государственной службы может происходить по таким основаниям, как:

- отставка государственного служащего (по достижении предельного для службы возраста, по заявлению о его добровольной отставки в связи с достижением возраста, при котором назначается пенсия на общих основаниях и др.);

- увольнение служащего в связи с утратой гражданства России;

- за невыполнение или ненадлежащее выполнение служащим возложенных на него обязанностей;

- призыв служащего на военную службу или поступление его в учебное заведение;- перевод служащего с его согласия, на службу в другой государственный орган;

- отказ служащего от перевода на службу в другую местность вместе с государственным органом, а равно отказ от продолжения службы в данном органе в связи с изменением существенных условий службы.

Особыми видами федеральной государственной службы являются:

- военная служба;

- государственная служба сотрудников органов внутренних дел;

- государственная служба в федеральных органах налоговой полиции. Соответствующие государственно-служебные отношения регулируются законами и иными нормативными актами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: