Впервые термин «гуманистическая психология» был использован Г. Олпортом в 30-е гг. XX в. В качестве течения гуманистическая психология сформировалась в 60-е гг. усилиями Р. Мэя, А. Маслоу, К. Роджерса.
Возникнув как противостоящая традиционному психоанализу и бихевиоризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной философии, гуманистическая психология выдвигала свои идеи в понимании природы:
1. Целостный подход к личности, которую нельзя разложить на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т. д.), внимание к индивидуальным особенностям каждой личности.
2. Важнейшими характеристиками личности являются свобода в принятии решений, самостоятельность и опора на себя, независимость от внешних факторов - инстинктов, раздражителей, бессознательных стремлений или предписанных ролей.
3. Индивид не стремится к гомеостазу (равновесию), и его жизненные цели - это самореализация, решение ценностных и смысловых вопросов, нравственного выбора.
4. Ориентация на изучение не познавательных спосоностей, а общечеловеческих качеств: способности к любви, дружбе, творчеству, пониманию себя и актуализации своего потенциала, спонтанности, игре, юмору.
|
|
5. Предметом исследования в психологии должна стать здоровая творческая личность.
6. Применение феноменологических и экзистенциальных методов исследования личности, изучение не причинно-следственных связей и ответ на вопрос «почему?» а описание самого феномена состояния и ответ на вопрос «как?».
Направления в развитии гуманистической психологии. В рамках гуманистической психологии сложились два различных подхода: первый разрабатывался Р. Мэем и был очень близок к экзистенциальной психологии, поскольку делал акцент на проблемах и трудностях личностного выбора, ответственности в определении смысла существования и пр. Представители второго подхода - Маслоу и Роджерс - постулировали изначальную
конструктивность и позитивность психики человека.