Экзистенциальный анализ Л.Бинсвангера, Da-sein анализ М.Босса

Бинсвангер ставит задачу феноменологического описания мира больного человека, вдвойне затрудненную тем, что этот мир предельно отличен от нашего мира. В психиатрической проблеме он видит глубокий философский смысл, - как проникнуть в аутичное мышление больного, по определению изолированное от нас и от реальности? Как не интерпретировать, рационально истолковывая, а схватить в целостности и единстве переживания тот нерациональный мир, который рождается в сознании шизофреника, невротика, ребенка? Как опытный психиатр Бинсвангер хорошо осознавал, что при помощи одной лишь эмпатии, т.е. вчувствования и вживания в мир ребенка, этой проблемы разрешить нельзя. Поэтому Бинсвангер говорит о необходимости «переживания значений» высказывания больного, реконструкции его смыслового горизонта. Именно в «Бытии и времени» Мартина Хайдеггера, вышедшем в 1927 году, Бинсвангер нашел, как ему казалось, необходимое для ответа на эти вопросы теоретическое основание.

Бинсвангер утверждает, что по сравнению с естественнонаучным методом, который «истощает» в своей интерпретации жизненное содержание феноменов, экзистенциально аналитическое исследование имеет двойное преимущество. Во-первых, оно имеет дело не с тем или иным концептом жизни, но подходит к исследуемому явлению более широко и целостно оно вскрывает структуру экзистенции как бытие-в-мире и к-миру. Во-вторых, он позволяет экзистенции говорить самой на своем языке. Вслед за Хайдеггером Бинсвангер акцентирует важность языка поскольку именно в языке фундаментальная структура нашего бытия наиболее артикулирована.

По мнению Бинсвангера, ЭА удовлетворяет требованиям более глубокого понимания природы и источника психопатологических симптомов. А поскольку эти симптомы определяются мирами больных, то исследование этих миров становится главной задачей психопатологии, и задача эта может быть решена только с помощью ЭА. Следующий момент, в котором Бинсвангер видит явное преимущество своего ЭА заключается в том, что другие психопатологические подходы так и не сумели преодолеть трагический барьер в понимании между миром здорового и психически больного. Посредством ЭА этот барьер, этот «зазор» в разнице между мирами здоровых и психически больных может быть не только научно объяснен, но и научно преодолен.

Дазайн-анализ (Dasein-анализ) — один из современных психотерапевтических подходов, совмещающий традиции психоанализа, философии и феноменологии. Впервые он появился в Швейцарии, опираясь на опыт семинаров, которые Мартин Хайдеггер на протяжении ряда лет проводил для психиатров по приглашению Медарда Босса. В работе Мартина Хайдеггера «Бытие и время», он определяет сущность Dasein (человеческое существование), обеспечив тем самым модель для понимания человека, заложив основу для экзистенциальной аналитики Dasein или Dasein-анализа. Dasein-анализ также опирается на психоаналитическую практику, подтверждая фрейдистские интуиции, что психологические симптомы могут иметь скрытый смысл. При этом, в отличие от психоанализа, он пользуется феноменологической моделью, вместо процесса интерпретации. Основателями Дазайн-анализа принято считать швейцарских психиатров Людвига Бинсвангера и Медарда Босса. Людвиг Бинсвангер не был напрямую заинтересован в его психотерапевтическом измерении, отдавая приоритет исследованию, но Медард Босс в 1960-х годах основал в Цюрихе программу подготовки Дазайн-аналитиков для психиатров и психотерапевтов (Daseinsanalytisches Institut für Psychotherapie und Psychosomatik). Одним из самых ярких современных представителей Дазайн-анализа, является д-р Алиса Хольцхей-Кунц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: