Революционный» путь становления промышленного капитализма во Франции. Особенности промышленной революции. (XVII- пер. пол. XIX)

Французская промышленность к концу XVIII в. достигла стадии капиталистической мануфактуры. Но широкомасштабный переход к машинному производству был невозможен:

· феодальное землевладение

· устаревшие регламенты

· цеховой строй

· отсутствие единых таможенных правил

· единой валюты.

Великая французская революция ускорила промышленную революцию.

Возникновение рынка труда. (Дифференциация и миграция крестьян).

Расширение рынка сбыта (Наполеоновские походы).

Ускорение механизации производства. Использование английской техники. Собственные изобретения (преимущественно в текстильных отраслях, как и развитие фабричной организации). Развитие тяжелой промышленности. Ж/д строительство.

Промышленное развитие Франции тормозила политика правительства.

Развитие финансовой системы: Французский банк, частные банкирские дома, учетные банки, банк «Генеральное общество по кредитованию промышленности и торговли», «Лионский кредит» и др.

Торговля. Появление крупных магазинов; единой биржевой системы. Активная внешняя торговля.

Итог: до середины XIX в. по уровню экономического развития Франция на 2-м месте после Англии.

Проходил с начала 19 века и до конца 60-х г. 19 века. Промышленный переворот во Франции носил затяжной характер. Что же повлияло на темпы промышленного переворота во Франции:

1. Непомерно раздутая банковско-финансовая сфера. Банкиры в своих интересах сдерживали развитие промышленности.

2. Континентальная блокада, предпринятая Наполеоном 1, на долгие годы лишила Францию дешевых английских машин. Страна лишилась английских машин и металлоизделий, важнейших видов сырья – это задержало промышленный переворот.

3. Узость внутреннего рынка, мануфактуры, на базе которых формировалась французская промышленность, специализировались на производстве предметов роскоши.

Какие же изобретения? Например: льнопрядильная машина Жерара, механический станок, позволяющий получать ткань с рисунком. Большой заслугой было создание гидравлической турбины (инженеры Бурден, Фурнейран). Французский инженер создал печь по производству дешевой стали (Мартен). Химик Бертоли открыл метод ускоренного беления ткани при помощи хлора. Химик Леблан открыл способ добычи соды из морской воды. Бурными темпами во Франции идет железнодорожное строительство. В 40-х гг. во Франции построено 3 тыс. км железнодорожного полотна, к концу 60-х гг. уже построено 17,6 тыс. км. Первая железная дорога была построена в 1832 г. Она соединила Сент-Этьен с Леоном.

Надо отметить, что в 19 веке во Франции складываются кредитная система. Кроме Французского банка, созданного при Наполеоне 1, создаются и развиваются новые кредитные общества, такие как поземельный кредит, движимый кредит, огромную роль в движении средств сыграли сберегательные кассы. Первая сберегательная касса была образована в 1818 г., возникает земельный банк, создаются торговые и промышленные банки. Большую роль в развитии банковской кредитной сферы сыграла Парижская биржа. Во французской экономике главную роль играли не промышленники, а банкиры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: