Оттепель» в духовной и культурной жизни СССР. Шестидесятники

(лекция):Понятие «Оттепель»:1) условное понятие в историч-ой лит-ре для харак-ки периода 1953-1964 гг. Включает в себя те изменения, которые происходили в политической жизни общества (процесс десталинизации, ликвидация силовых органов тоталит. режима-ГУЛАГ, особого совещания и т.д.), смягчение цензуры в лит-ре, кино, театре..2)оттепель как метафора для для харак-ки духовного состояния общества в этот период(понятие оттепель от повести И. Эренбурга «Оттепель»). 3) Оттепель – противоречие явление общественной жизни.

Министерство культуры рук-ло и контрол-ло процессы этой области. После смерти Сталина мин. Куль-ры – Померанцев (работал меньше года), после него академ. Александров, его уволили за безнрав-ное поведение. Затем министр Михайлов до 1960 г. в 1960 г. пришла Е. Фурцева.

В 1953-1954 начинаются элементы гласности. Появляются статьи, в кот. обсуждаются проблемы перед страной, так и перед интеллигенцией, т.к. это переломный период. Поставлены проблемы самой интеллигенции (проблема свободного творчества, проблема права художника на свое мнение и стиль, отношения художника и власти). Общество, которое привыкло к дозированной информации оказалось восприимчивым к малейшим изменениям в сигналах, словосочетаниях, деталям, исходящим от властных структур. «Литературная газета» 19 марта 1953г. призвала увековечить имя Сталина. Глав. Редактор К. Симонов получил выговор от Хрущева. 26 апреля статья, которая призывает воспевать дела народа. С газет исчезла брань в адрес космополитов. Появляются стихотворения о любви. 20-23 мая в «правде» очерк Овечкина «на переднем крае».-проблема партийного рук-ва с/х-вом. Появляется цикл статей о праве писателя быть искренним, отстаивать правоту-писали о. Бергольц, Паустовский. Померанцев в журнале новый мир печатает статью об искренности в лит-ре. На него начинаются гонения, т.к. считал, что писатель должен был писать то, что думает. Рук-ль журнала Твардовский и сам Померанцев выступали с позиций против партии. Твар-кий отстранен от должности.

(далее по учебнику). Происходило оздоровление нравственного климата в связи с реабилитацией пострадавших из-за репрессий. Было восстановлено доброе имя многих деятелей- Вавилова, Мейерхольда, Мандельштама, Бабеля, михоэлса. Начали издаваться произ-ния Ахматовой, Зощенко. Расширялись международные связи:1957 г. международный фестиваль молодежи и студентов. В 1962 г. по личному разрешению Хрущева была опубликована повесть «Один день Ивана Денисовича», главным героем которой стал заключенный гулага. Резкой критике со стороны Хрущева подверглись Вознесенский,Э.Неизвестный, Слуцкий, Дудинцев и др. Полный разгром был учинен хрущевым молодым художникам – авангардистам направления «новая реальность», участвовавшим в выставке «30 лет МОСХа», прошедшей в декабре 1962 г. в Манеже. Остракизму был подвергнут Пастернак, получивший нобелевскую премию за роман «Доктор Живаго, вышедший на западе, пришлось отказаться от премии. Преследовались джаз и так называемые стиляги.

Для лит-ры периода оттепели характерна гуманистическая направленность, обращение к рядомым людям с их повседневными заботами, отход от идеологической заданности и канонистических форм сталинского периода. В эти годы написаны «Матренин двор» Солженицына, «Судьба человека» Шолохова, «Живые и мертвые» Симонова, «Теркин на там свете» Твардовского,. Больших успехов достигла отечественная кинематография. На экраны вышли ставшие знаменитыми фильмы «летят журавли»- реж. калатозов, «баллада о солдате» - реж. Чухрай, «судьба человека»-реж. С. Бондарчук, «весна на заречной улице»- реж. Хейфиц. Театральная жизнь ознаменовалась открытием двух новых театров- «современника» и Театра драмы и комедии на Таганке.

В живописи утвердилось новое напривление «суровый стиль», отличавшееся отходом от лакировки действительности, попытками осмыслить ее драматические противоречия. К нему относятся работы художников Никонова, Андронова, Попкова. К этому периоду относится начало творческой деятельности скульптора Э. Неизвестного – автора знаменитого черно-белого памятника на могиле Хрущева.Послевоенное поколение, сформировавшееся в период духовного подъема общества, пронесшее этот заряд через годы «застоя», получило название шестидесятников.(т.е. шестидесятники-это как раз все деятели культуры этого периода). В их среде зародились и первые советские диссиденты-буковский, орлов, галансков.

Началом новой атаки на церковь стало секретное постановление цк кпсс от 4 октября 1958 г. в котром партийным, государственным и общественным организациям предписывалось развернуть наступление на религиозные пережитки людей. Акция была беспрецендента по размаху- резко увеличивались налоги на церковные доходы, запрещалось паломничество к святым местам, возобновилось закрытие церквей и монастырей. При оказании верующими сопротивления проводили аресты и даже применяли оружие. В 1961 г. была проведена реформа церкви. церковная община отделялась от духовенства, она отдавалась под управление приходского совета, кот. Возглавлял староста, назначавшийся райисполкомом часто из неверующих людей. Под давлением властных структур внутри церкви создавался институт информаторов, церковь обязывалась сообщать о лицах, совершавших церковные обряды. В храмы было запрещено пускать детей до 18 лет. В такой обстановке активизировалась деятельность подпольной катакомбной церкви, появились так называемые церковные диссиденты. которые решили бороться против уничтожения церкви. среди них священнослужители Желудков, Дудко, Якунин.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: