БИЛЕТ 13. Василий II Темный и династическая война второй четверти XV века

Василий II Темный и династическая война второй четверти XV века.

По завещанию Василия I великокняжескую власть получил его 10-летний сын Василий II; это вызвало недовольство брата Василия I, Юрия Галицкого, вступившего в борьбу за престол. Столкнулись две раз­ные традиции наследования — одна была представлена принципом родового старшинства дядьев перед племян­никами, другая выражала взгляд на великокняжескую вотчину как неделимое государственное целое; централизаторские тенденции столкнулись с удельными. На практике это столкновение вылилось в затяжную вой­ну, длившуюся более 20 лет. Борьбу с Василием Васи­льевичем после смерти Юрия Галицкого продолжали его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. В мате­риалистическом направлении эта война получила назва­ние «феодальной».

Феодальную войну отличала крайняя жестокость. Так, попавший в плен к москвичам Василий Косой был ослеплен. Подобным образом был изувечен и Василий II, Когда в 1446 году он был схвачен Дмитрием Шемякой в Троицком монастыре; после ослепления Василий получил прозвище Темный.

Василий Темный, как фигура русской истории, оп­равдывает свое прозвище: имена его деда — Дмитрия Донского, его сына — Ивана III, правнука — Ивана Грозного известны гораздо шире, чем его имя.

В начале правления малолетний Василий не мог са­мостоятельно влиять на государственную политику — ее определяла московская служилая аристократия. Но и взрослея, он постоянно отставал от хода событий, не умея ни предугадать их, ни обратить в свою пользу. Его Положение отягощалось тем, что, ведя борьбу за престол с братьями, он одновременно должен был отражать губительные набеги ордынцев. В 1445 году раненный в бою Василий был захвачен татарами в плен; он был освобожден лишь ценой огромного выкупа.

После освобождения Василия ждало еще более же­стокое испытание. Расправа над ним произошла после того, как его схватили в церкви, что в глазах право­славных само по себе являлось преступлением. Ослепленный, лишенный, казалось бы, всего, он не впал в отчаяние, не сложил оружия, как на то рассчи­тывали его соперники. Василий проявил удивительную силу характера, сумев не только выйти победителем в борьбе, но и править затем государством. Победе Василия Темного в междоусобной войне спо­собствовал ряд факторов. Во-первых, он сумел исполь­зовать самую мощную силу, которую не оценили его противники — силу народного сочувствия. Бесчеловеч­ная расправа, устроенная Шемякой и поправшая хрис­тианские понятия, принесла Темному ореол мученика. Кроме того, большинству населения — боярам, духо­венству и простому народу — позиция Великого князя была ближе потому, что они видели преимущества пря­мого наследования, ведущего страну к объединению и стабильности.

Во-вторых, Великому князю удалось нейтрализовать сепаратистские наклонности боярства. Он верно опре­делил слабое место боярства — владение вотчинами, составлявшее основу его экономического и политиче­ского влияния. Василий Васильевич, пользуясь правом верховного собственника земли, конфисковал («записал на себя») все земли бояр-мятежников, поддержавших Шемяку. Эта акция послужила надежным уроком для всего боярства.

В-третьих, немаловажную роль для победы центра-лизаторской линии Василия Темного сыграли события на внешней арене. В 1439 году константинопольский пат­риарх, стремясь спасти погибающую под ударами осма­нов Византийскую империю, пошел на подписание унии с католической церковью. Эта уния была с негодованием отвергнута на Руси, действия константинопольского пат­риарха были оценены русскими как измена истинному православию. Следствием этого конфликта стал отказ русской церкви подчиняться Константинополю, с этого времени митрополитов стали избирать на соборе рус­ских архиереев. Постепенно формировалось представ­ление о Москве как о Третьем Риме, как о новом цен­тре вселенского православия. Русь стала осознаваться носительницей особой нравственно-религиозной миссии, связанной с охранением и защитой «неповрежденной» веры. Эти представления стали быстро складываться в стройную идеологическую систему, в центр которой ста­вилась идея Православной Державы, Православного Цар­ства. И церковь, и верующие видели в великокняжеской власти проводника этой идеи, поддерживали ее действия по созданию единого христианского государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: