Билет 27 изменение в культуре и быте в XVIII веке

Особенности

Петровские преобразования в области культуры (особенно в сфере образования) были тесно связаны с реформами эконо­мики и государственного строительства.

Как и в других областях, преобразова­ния в области культуры опирались на до­стижения XVII в. Реформы Петра 1 созда­ли в России необычную культурную си­туацию. Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, привела к воз­никновению глубокой пропасти в облас­ти культуры между дворянством и основ­ным населением страны. В России возник­ли как бы две культуры: господствующая, тесно сблизившаяся с европейской, и на­родная, оставшаяся преимущественно тра­диционной.

Просвещение и наука

Первые школы — горные, цифирные, гарнизонные — появились в России при Петре 1. Для подготовки специалистов были созданы: Навигационное, Артилле­рийское, Инженерное, Морское, Меди­цинское училища. В 1731 г. создан Сухо­путный шляхетский корпус.

Основные центры научной деятельно­сти: Петербургская академия наук (1724 г.), Петербургское горное училище (1773 г.), Российская академия наук (1783 г.), Ки­евская академия. Значительные успехи и были достигнуты в таких науках, как: х

— математика (М. Ломоносов, Л. Эйлер, ' Д. Бернулли);

— химия (М. Ломоносов, В. Севергин);

— медицина (К. Щепин, Д. Самойло-вич).

Техническая мысль представлена имена­ми И. Кулибина (семафорный телеграф) и И. Ползунова (первый в мире паровой двигатель).

Бурно развивалась в XVI11 в. географи­ческая наука: В. Атласов, С. Крашенинни­ков (Камчатка); В. Беринг, Н. Анциферов, Г. Козыревский (Курильские острова).

В области экономической мысли при­мечательной была книга И. Посошкова «О скудости и богатстве». Историк М. Щер­батов написал «Историю Российскую с древнейших времен» в семи томах.

Литература этого периода характеризу­ется взлетом публицистики (Ф. Прокопо-вич). А. Кантемир, М. Ломоносов, А. Сума­роков и В. Трёдиаковский открыли в русской литературе эпоху классицизма.

В живописи все больше утверждается ре­ализм. Самый популярный жанр эпохи — портрет. Видными портретистами при Пет­ре I были И. Никитин и А. Матвеев, а при Екатерине II — Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, И. Аргунов. Историче­ская живопись представлена работами Г. Угрюмова и А. Лосенко.

В архитектуре характерно сочетание ба­рокко с традициями русской архитектуры предыдущего периода. В композиции зда­ний используются колонны, портики, фронтоны. С 1714 г. каменное строитель­ство сосредоточивается в Петербурге. Пер­вым архитектором столицы стал Д. Трези-ни, работавший вместе с русским масте­ром М. Земцовым. В. Растрелли возводит Зимний, Петергофский и Екатеринин­ский дворцы, И. Старое — Таврический дворец.

Театральное искусство, несмотря на ста­рания Петра I, в первой половине XVIII в. не прижилось в России. Его расцвет начи­нается только во второй половине XVIII в. и связан с организацией Ф. Волковым в Ярославле (1750 г.) любительской теат­ральной труппы. Создаются Петровский театр в Москве и Каменный театр — в Пе­тербурге.

Изменения в быту

Начавшаяся европеизация быта глубоко затронула только высшие слои российско­го общества. Утверждались европейские кухня, одежда, обычаи, стиль поведения. В светскую жизнь была включена русская женщина. Большую роль в изменении бы­товой культуры дворянства сыграли зна­менитые петровские ассамблеи — собра­ния дворян и знатных купцов, на кото­рых присутствовали и их семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: