double arrow

БИЛЕТ 30

Основные направления общественной мысли России второй четверти- второй половины XIX века

После разгрома декабристов центр общественного движения переместился из армии в студенческие кружки, в редакции газет и журналов. На первых порах оно носило характер отвлечённых философских исканий, новое поколение имело хорошую теоретическую подготовку, но ему не хватало практического жизненного опыта. Одним из первых кружков, созданных в 20-х годах, стал кружок Веневитова. Более известным стал кружок Станкевича (Аксаков, Грановский, Бакунин, а с 1833 В.Г.Белинский), идеей, которого было объединение «России народной с Россией европизированной», т.е. преодоление разрыва между народом и интеллигенцией. Ещё одним известным теоретиком этого периода стал Герцен, который поддержал учение Гегеля: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно», назвав его «алгеброй революции».

Известнейшим течением 40-х годов 20в. стало славянофильство.( Самарин, Беляев, братья Аксаковы, Кириевский, Кошелев). Их объединяла идея о глубоком отличи России от Запада, об особом пути её развития. Главные особенности России они видели в крестьянской общине и православной вере. Они отвергали преобразования П-1. Их девизом Было – «Царю – власть, народу – мнение». Исходя из этого, члены кружка выступали за созыв Земского собора, отмену крепостного права, но против конституции по западному образцу.

Появление славянофилов заставило сблизиться тех, кто считал Россию и З.Европу неразделимыми частями одного культурно-исторического целого революционеры ( Белинский, Герцен, Грановский, Соловьёв, Кавелин).

В Петербурге было множество кружков, но особое внимание полиция обратила на кружок Петращевцев, которые говорили о необходимости отмены крепостного права, введение свободной печати, преобразовании суда на основе гласности и состязательности (т.е. с участием адвокатов и присяжных заседателей).

Своя точка зрения была у Герцена: он пришёл к выводу, что Россия пойдёт иным путём, чем З.Европа. В крестьянской общине он увидел зародыш социалистического будущего России. Произошло своеобразное соединение славянофильства с соц. теорией.

Большую известность приобрела «теория официальной народности» (С.С.Уварова), которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе, была призвана обосновать самобытность России и её превосходство над Западом. Суть её заключалась в том, что «самодержавие, православие и народность», как основы русской истории, обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от «тлетворных» революционных идей Запада.

При Николае-1 никто не составлял конституционных проектов, но был основательно поставлен вопрос о правах человека. В 40-е годы движение стало более широким, чем при декабристах. Происходило усложнение общественной мысли, появились самостоятельные и самобытные, учитывавшие национальную специфику идейные течения. Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развёртывания освободительного движения в России. Общественное движение страны оказывало значительное влияние на развитие русской культуры и, особенно, литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: