double arrow

Вопрос 19. Педагогический взгляды Н.И. Пирогова. Вопросы жизни

Николай Иванович Пирогов (1810—1881), знаменитый врач-хирург, организатор медицинской помощи героическим участникам обороны Севастополя в Крымской войне, выступил в 1856 г. в журнале «Морской сборник» со статьей «Вопросы жизни», в которой поставил ряд важных вопросов семейного и обществен­ного воспитания детей. Статья привлекла всеобщее внимание и послужила поводом к широкому обсуждению этих вопросов в прессе, учебных заведениях, среди педагогов и родителей. В этой статье Пирогов обосновывал свой идеал нравственного человека, выступал в защиту всеобщего образования. Он воз­мущался тем, что родители, не считаясь со склонностями детей, «самоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок для той или иной касты общества», спешили подготовить его к выполнению сословных обязанностей, забывая о том, что надо прежде всего обеспечить развитие личности, сформировать нравственнее убеждения, необходимые человеку при вступлении на самостоятельный жизненный путь. Он указывал на вред ран­ней профессионализации, специализации в образовании как для самого человека, так и для общества. Общее образование Пирогов считал необходимым для всех людей, поскольку оно является той основой, на которой должно строиться специальное образова­ние. Мысли Пирогова о важной роли общего образования в формировании человека были исторически прогрессивными для своего времени.

Однако в педагогических высказываниях Пирогова отразилась и его классовая ограниченность. Основой воспитания нравствен­ного человека он считал христианскую религию и настаивал на необходимости религиозного воспитания детей с самого раннего возраста. Для преобразования общественной жизни России он видел только один путь — воспитание: «Воспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений общества».

Первоначальное семейное воспитание детей дошкольного воз­раста Пирогов считал той ступенью, с которой начинает формиро­ваться нравственный человек, той основой, на которой строится дальнейшее школьное образование. Основные мысли Пирогова о воспитании нравственного чело­века с самого раннего возраста, о важной, ответственной роли матери в первоначальном семейном воспитании детей, об идеале матери-воспитательницы зародились у него задолго до опублико­вания статьи «Вопросы жизни». Они были высказаны им в письмах к своей будущей жене еще в 1850 г. Главное назначение матери, утверждал Пирогов,— «отдать себя полностью семье, делу вос­питания детей», и женщина должна быть подготовлена к вос­питательной деятельности. «Неоценимое счастье,— писал он,— быть воспитанным в первых годах детства образованной матерью, знавшей и понимавшей всю высокость, всю святость своего призвания». Чтобы выполнить это призвание, матери необходимо постоянно стремиться к самовоспитанию и самообразованию, иметь способность ясно говорить с детьми, а главное — «постоянно трудиться над улучшением воспитания детей». В статье «Вопросы жизни» Н. И. Пирогов подверг резкой критике постановку женского воспитания в России, которое не отвечало, по мнению ученого, ни личным склонностям, ни общест­венному назначению женщины. Он стремился возвысить женщину в глазах общества. Более того, Пирогов полагал, что, «ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова и первую молитву, они делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками». Н. И. Пирогов настаивал на том, чтобы мать была окружена особым внима­нием и уважением со стороны общества. «Только близорукое, тщеславие людей, строя алтари героям, смотрит на мать, корми­лицу и няньку, как на второстепенный, подвластный класс. Только торговый материализм и невежественная чувственность видит в женщине существо подвластное и.ниже себя». Отметив, что в руках матерей «лежит будущность челове­чества», Пирогов указывал на необходимость бережного и внима­тельного отношения к детям, ум и сердце которых под влиянием воспитания и обучения, подобно мягкому воску, могут принять разные формы. Нужны постоянные заботы и труды матери, чтобы руководить общим развитием, поведением ребенка: «Прозорливым и наблюдательным оком она должна замечать его действия, его склонности, данные ему от природы, врожденные и зависящие от природы темперамента: то развивать их, то удерживать их развитие и давать им другое направление, смотря по тому, каковы эти склонности,— вот ее труд».

В семейном воспитании имеется больше возможностей, чем в школе, руководить индивидуальным развитием ребенка, учитывая его особенности и склонности. Пирогов призывал воспитателей и родителей тщательно изу­чать духовный мир ребенка, разумно направлять развитие и вос­питание детей. Н.И. Пирогов поставил на обсуждение педагогов важнейший вопрос дошкольной педагогики: каково должно быть направление воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в семье? Сам он дал этому вопросу оригинальное решение: в процессе семейного воспитания детей дошкольного возраста мать должна дать им основы реального образования, широко используя при этом детские игры. «...В ребенке,— писал Пирогов,—.весьма рано развивается уже множество различных способностей к реальному образованию; понятие, например, о форме и других чувственно-физических свойствах предметов развивается уже в нем очень рано. Воспользовавшись этим понятием и приноровив к нему игры детей, можно положить уже прочное основание к образованию. Как близоруки наши воспитатели, видно из того, что самый важный, самый сильный рычаг первоначального образования — детские игры — остается почти в совершенном бездействии в руках матери и воспитателей. Горячий патриот своей Родины, Н. И. Пирогов считал обяза­тельным, чтобы воспитание и обучение проводилось на родном языке. Он восставал против космополитизма в деле воспитания и образования детей, выражавшегося в том, что детям привилегиро­ванных слоев общества с раннего возраста бонны и гувернеры прививали презрение к родному языку и любовь к иностран­ному. Пирогов высказал ценные мысли о психологии детского внима­ния, о средствах его развития с раннего возраста. Внимание Пирогов рассматривал с материалистической точки зрения, как «особое состояние напряжения тех элементов мозга, которыми воспринимаются приносимые органами чувств впечатления», подчеркивал необходимость индивидуализировать приемы и сред­ства воспитания у детей внимательности. Имя Н. И. Пирогова вошло в историю развития мировой хирургической науки, в историю развития русской науки и просве­щения. Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных окру­гов, II. И. Пирогов показал себя как гуманный и чуткий руководи­тель молодежи, он содействовал оживлению деятельности педаго­гических советов гимназий, развитию творческой инициативы учащихся путем организации литературных утренников и т. п. Вместе с тем в педагогической теории Пирогова, как уже указыва­лось, отразились и.некоторые черты, свойственные либерально-буржуазной педагогике: абстрактно-идеалистическое обоснование цели воспитания, примирение научного образования с религиоз­ным воспитанием, непоследовательность в решении проблемы о телесных наказаниях детей и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: