До 2 лет — воспитание в семье.
«От становления личности на начальном этапе в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребенка».
Условия, необходимые для воспитания в семье:
1) здоровье родителей и борьба
против тяжелых условий труда;
2) особая забота о беременных
женщинах;
3) создание необходимых условий для новорожденного.
От 2 до 4 лет — «Детский заповедник».
«На любом этапе жизни ребенка воспитание осуществляется на основе принципа познания наощупь».
«Все это должен сделать воспитатель, полнее обогатить процесс познания, ускорить его, чтобы подготовить личность к активной роли в обществе». Воспитание осуществляется неразрывно с природой.
С 4 до 7 лет — детский сад.
«На этом этапе также отрицаем целесообразность уроков, в какой бы форме ни проводились. Необходимы лишь условия для работы, игры. Организация всей воспитательной деятельности в соответствии с формированием личности в процессе труда, обеспечение возможности самостоятельно принимать решения и действовать. Педагогические методы должны быть гибкими. Умственная деятельность: речь, рисунок, письмо, типографский набор, чтение».
С 7 до 14 лет — начальная школа.
Индивидуальная работа с картотекой, исследования, наблюдение, рефераты, формы художественной экспрессии — рисование, пение, музыка, театр, прикладное искусство.
Воспитание осуществляется неразрывно с природой. «Помещение нашей школы должно стать мастерской, осуществлять связь с окружающим миром. В мастерских осуществляется базовый физический труд».
ЯНУШ КОРЧАК (ГЕНРИК ГОЛЬДШМИТ) (1878-1942)