Естественно-правовые учения в Германии 17 века

1.Самуил Пуфендорф (1632–1694):

1) основные нормативы человеческого поведения задаются: ест. законом (задает самые общие обязанности человека в обществе); позитивным законом (обязанности человека как гражданина); божественным законом (обязанности человека как христианина);

2) понимает ест. право как универсальную социальную этику (нравственный идеал, к чему должен стремиться человек): регулирует поведение всех людей; вытекает из социальной природы человека; касается обязанностей человека по отношению к богу, другим людям и самому себе;

3) объясняет генезис гос-ва: в ест. общежитии нет войны всех против всех, отсутствуют ограничения равенства и свобод; толчок к образованию гос-ва был дан факторами: рост численности населения, неуверенность в обеспечении права, страх перед возможным злом, необходимость гарантировать безопасность людей;

4) утверждает, что гос-во возникло на основе предварительного согласия людей на его создание;

5) правовую природу гос-ва составляет два договора: общественный договор - пакт (отдельные индивиды объединяются в единое целое); договор о подчинении (декрет – вводит форму правления);

6) носителем верховной власти является суверен (является высшим авторитетом; имеет право жизни и смерти над подданными);

7) не допускает возможности сопротивления монарху;

8) основными задачами гос-ва считает: гарантию общественного порядка; внешнюю безопасность страны;

9) основные признаки закона: является внешним ограничением свободы человека; является приказом законодателя, кому необходимо подчиняться; не может посягать на право собственности, свободу вероисповедания и частной жизни индивида; содержит в себе дозволения, запреты, санкции.

2. Христиан Томазий (1655–1728): 1) принимает попытки секуляризировать правовые знания: исключает теологический подход к праву; божественное и ест. права не связаны между собой; ест. право регулирует отношения во внешнем мире;

2) старается различить мораль и право: мораль обращена к отдельному человеку и его внутреннему миру, право оберегает внешний мир и регулирует отношения между людьми; по способу осуществления: мораль убеждает, а право принуждает; мораль выражается как совет от наставника, право – приказ от гос-ва; мораль стоит по значению выше права;

3) является сторонником договорной концепции происхождения гос-ва: возникновение опосредовано 3 договорами (договор о соединении индивидов в одно целое, законом о форме правления, договор о подчинении и избрании правителя); бог не является источником государственности и верховной властью;

4) предпочитает абсолютную монархию.

3. Христиана Вольфа (1679–1754): 1)считает, что ест. законом является стремление к совершенству (идеал): принцип ест. права – делай то, что совершенствует тебя (эта норма является обязанностью);

2) для реализации этой обязанности люди нуждаются в правах: право порождается обязанностями, а не наоборот; обязанности имеют приоритет над правами;

3) ест. обязанности трудно выполнимы в догосуд-ом состоянии;

4) для реализации ест. законов люди должны объединиться в гос-во;

5) учение о гос-ве содержит постулаты: гос-во – средство совершенствования человека; - результат соглашения между людьми;

6) впервые объясняет наличие позитивного права: оно выражает ест. закон; ест. права человека отражаются в позитивном праве как доля той свободы, коорая дозволяется сверху чтобы индивид выполнял свои обязанности; обеспечивает опеку гос-ва над подданными;

Выводы: немецкие просветители выстраивали юр. науку на светской основе в рамках ест.-правовой концепции; дополнили договорную теорию происхождения гос-ва понятиями о 2-х и 3-х договорах как юр. базы гос-ва; показали взаимосвязь и различия ест. и позитивного права


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: