На рубеже XVIII столетия почти двухвековой социальный застой в Италии, вызванный превращением страны фактически в провинцию испанской короны и усиленным насаждением крепостнически-абсолютистских порядков, уступает место активизации экономической деятельности и общественной жизни. Используя недовольство народных масс феодальными учреждениями, идеологи формировавшейся в ту пору буржуазии требуют создания условий для беспрепятственного развития капиталистического производства. Однако слабо консолидированная, неокрепшая итальянская буржуазия боится полного и резкого разрыва с прошлым и нередко идет на компромиссы с феодально-клерикальными кругами. Эту двойственную политическую позицию разделяют итальянские просветители, в том числе наиболее значительные из них — Дж. Вико и Ч. Беккариа.
1. Джамбаттиста Вико (1668—1744) был одним из первых мыслителей, кто предвосхитил научную социологию. Он понимал историю как объективный закономерный процесс, протекающий циклически. История для Вико - бесконечная вереница человеческих поступков («Социальный мир - несомненно, дело человека»), но направляет эти поступки божественное провидение.
|
|
В труде «Основания новой науки об общей природе наций» объяснение государственно-правовых институтов.
Пройденный историей цикл включает три фазы:
1) его начальная стадия — божественная, эпоха богов:
- нет государственности, юридических норм;
- законами служат мистерии и прорицания оракулов, сообщавших людям волю богов;
- право основано на сверхъестественном авторитете и не допускает никакого рационального объяснения;
- управляют обществом жрецы;
Материальные потребности, борьба противоположных устремлений подготовляют возникновение законов и государств. Не в субъективных намерениях индивидов, не в различных уловках и ухищрениях людей, а в объективной необходимости, в логике вещей нужно искать причину появления государства — этого «универсального гражданского блага».
Вико критикует концепцию договорного происхождения государства и тому подобные абстракции. Вико не связывает возникновение государства с договором. Каждой форме государственности он указывает свое особое основание, свои причины появления.
2) На второй фазе исторического цикла, в эпоху героев, государство существует как власть аристократии, которая диктует пропитанные своекорыстием правовые нормы и беспощадно, жестоко подавляет плебеев. Право здесь — право грубой силы.
3) Третья фаза - эпоха людей. Ей присущи республиканско-демократические устройства или же представительные монархии с достойными человека правами и свободами, обеспечивающими народный суверенитет. Законы тут мудро и гибко сочетают частные интересы со всеобщими, устанавливают равенство между людьми (разумеется, равенство юридическое).
|
|
Неаполитанский философ явно идеализировал грядущее буржуазное общество. Однако в тот момент, когда человечество только еще двигалось к нему, эта идеализация носила исторически прогрессивный характер.
Родоначальник так называемой классической школы в науке уголовного права Чезаре Беккариа (1738—1794) и его труд «О преступлениях и наказаниях».
Беккариа полагает, что когда-то постоянные войны и произвол вконец утомили индивидов и они, пожертвовав некоторой долей принадлежащей им свободы, соединились, чтобы спокойно и в безопасности наслаждаться остальной ее частью.
Сумма частиц пожертвована на общее благо свободы образовала верховную власть нации, которая должна была обеспечить людям нормальное существование под сенью справедливых законов.
Но мира и правды нет, кругом насилие и бесправие, поскольку «большая часть законов— не что иное, как привилегия, т.е. подать, наложенная на всех в пользу немногих».
Беккариа возмущен тем положением, при котором за одни и те же проступки богатый и бедный подвергаются разным наказаниям. Порицая какие бы то ни было сословные привилегии, он категорически заявляет, что там, где знатные и власть имущие отделываются пустяками, а простой народ несет всю тяжесть суровых кар, «разрушаются все понятия о справедливости и долге и на их место становится право сильного».
Почему так случилось, что на одном полюсе оказались могущество и счастье, а на другом — лишь унижение и нищета? Он указывает на материальные корни социальной несправедливости. Право собственности — вот что оставляет в удел большей части человечества одно только нищенское существование.
Для предотвращения преступлений и оздоровления обществаон не предлагает переустройства жизни на совершенно новых принципах. Он ведет речь «о восседающих на престолах Европы благодетельных монархах, покровительствующих мирным добродетелям, наукам и искусствам, отцах своих народов». Он предпочитает говорить об устранении нищеты и постепенном уравнении всех граждан как в нравственных, так и в материальных выгодах, доставляемых обществом; высказывается за всеобщее просвещение и хорошее воспитание; пишет о простых, мудрых законах и равенстве перед нимивсех людей, о необходимости строгой законности и точном соблюдении обязательных гарантий прав личности.
Значение идей, развитых в труде «О преступлениях и наказаниях», выходит далеко за пределы проблем уголовного права и судопроизводства. Эти идеи защищают таки универсальные ценности, как свобода, честь и достоинство человека, общественный порядок, обеспечиваемый прежде всего не репрессиями, грубой силой, но справедливыми законами самодисциплиной и высоким сознанием индивидов. Они - весомый вклад Беккариа в разработку европейскими просветителями теории правового государства, принципов либерализма. Подобный вклад не мог не сделать мыслитель, убежденный в том, что самым лучшим является социальный строй, при котором достигается максимальное счастье для наибольшего числа людей.