Общие положения о праве государственной собственности

Право собственности общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов)

Рассматриваемые юридические лица (равно как и рассмотренные выше потребительские кооперативы) являются некоммерческими организациями, что предопределяет как особенности их участия в гражданском обороте, так и правовой режим их имущества. Основная особенность этих организаций состоит в том, что главной целью их деятельности является не получение прибыли и ее распределение между участниками, а достижение различных социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных общественно полезных целей. В этом смысле и собственность указанных организаций должна направляться только на достижение этих целей, являющихся по своему характеру публичными. Поэтому имущество некоммерческих организаций служит необходимой материальной базой для выполнения возложенных на них задач, соответствующих интересам как членов этой организации, так и общества в целом.

В силу отмеченного собственность некоммерческих организаций обладает своими специфическими особенностями.

Во-первых, назначение собственности. Если собственность рассмотренных ранее юридических лиц (за исключением потребительских кооперативов) – это прежде всего основа хозяйственной деятельности, то собственность некоммерческих организаций является основой выполнения задач непроизводственного характера. Имущество, приобретенное общественными и религиозными организациями, благотворительными и иными фондами, может использоваться лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. А определенная хозяйственная деятельность этих организаций должна быть направлена на выполнение их основных задач – культурных, идеологических, благотворительных и т. д.

Во-вторых, особенность правового режима собственности. Особенность правового режима собственности общественных и религиозных организации (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) заключается в том, что учредители этих организаций не имеют в отношении имущества организаций никаких имущественных прав. Так, участники (члены) общественных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы; имущество общественных организаций не может перераспределяться между членами этих организаций и используется только для выполнения уставных задач. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

В-третьих, если в отношении иных юридических лиц субъектом права собственности является каждое юридическое лицо, то сложнее обстоит дело с отдельными некоммерческими организациями. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XII «Об общественных объединениях» (в редакции Закона Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 416-З) структурные подразделения общественных объединений могут наделяться правами юридического лица. В то же время это не означает, что они являются субъектами права собственности. Субъектом права собственности признается в целом само общественное объединение. Структурные подразделения этих организаций владеют, пользуются и распоряжаются имуществом общественных организаций, находящимся у них на балансе, в пределах, установленных уставами этих организаций.

В-четвертых, собственность некоммерческих организаций отличается по способам (основаниям) возникновения.

Основным источником собственности большинства общественных объединений являются вступительные и членские взносы. Размер этих взносов определяется в уставах объединений. Причем участие своими средствами в создании материальной базы общественных объединений рассматривается как важная уставная обязанность, систематическое нарушение которой может являться основанием для прекращения членства в организации.

Вторым основанием возникновения права собственности являются безвозмездные и благотворительные взносы юридических лиц и граждан. Определенную роль в создании материальной базы некоммерческих организаций играют доходы от культурно-просветительных, спортивных учреждений, подсобных предприятий, получающих прибыль от различных платных спортивно-культурных мероприятий, от издательской деятельности, а также осуществления предпринимательской деятельности, приносящей определенную прибыль, и направленной на достижение уставных задач.

Некоммерческие организации могут приобретать собственность и в результате совершения различных гражданско-правовых сделок, а также получать имущество по завещанию.

Круг объектов права собственности некоммерческих организаций предопределен специальной правоспособностью этих организаций. В их собственности может находиться лишь то имущество, использование которого служит материальной базой для осуществления целей и задач, предусмотренных их уставами. Правовой режим этого имущества определяется законодательством и уставами организаций.

Особенность права собственности некоммерческих организаций проявляется и в особых условиях реализации такой организацией своих субъективных полномочий владения, пользования и распоряжения имуществом. При этом необходимо иметь в виду, что правомочие пользования имуществом некоммерческих организаций должно осуществляться только в соответствии с целями их уставной деятельности. Представляется, что использование имущества, повлекшее нарушение уставной деятельности организации, является неправомерным и должно влечь наступление последствий от сделки, совершенной с выходом за пределы специальной правоспособности.

Правомочие распоряжения имуществом некоммерческих организаций принадлежит исключительно самим собственникам. Решение о распоряжении имуществом принимается тем органом некоммерческой организации, который по уставу наделен таким правом. Поэтому любое вмешательство третьих лиц в ту сферу юридической власти, которой закон наделяет собственника, недопустимо. В то же время право распоряжения собственностью некоммерческих организаций не безгранично. Оно должно осуществляться лишь в пределах, установленных законом.

Для некоторых некоммерческих организаций установлена обязательная публичная отчетность об их деятельности. Например, благотворительный фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Необходимо иметь в виду, что Законом Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 150-З «О республиканских государственно-общественных объединениях» специально урегулирован такой вид некоммерческих организаций как республиканские государственно-общественные объединения. Правовой режим их имущества имеет как черты, схожие с правовым режимом имущества других общественных объединений, так и свои особенности.

Во-первых, республиканские государственно-общественные объединения могут иметь в собственности любое имущество, необходимое для обеспечения их уставной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством могут находиться только в собственности государства.

Во-вторых, собственниками имущества республиканских государственно-общественных объединений, в том числе имущества, находящегося у созданных ими организационных структур, являются сами республиканские государственно-общественные объединения. Пределы распоряжения организационными структурами имуществом республиканских государственно-общественных объединений определяются их уставами и законодательством.

В-третьих, имущество, приобретенное республиканскими государственно-общественными объединениями за счет государственных средств, является собственностью Республики Беларусь или административно-территориальной единицы Республики Беларусь и находится в безвозмездном пользовании республиканских государственно-общественных объединений.

В-четвертых, государственные органы и иные государственные организации могут передавать республиканским государственно-общественным объединениям в собственность, аренду или безвозмездное пользование имущество, необходимое для выполнения возложенных на них государственно значимых задач. В случае использования не по назначению имущества, переданного в аренду республиканскому государственно-общественному объединению или находящегося у него в безвозмездном пользовании и являющегося собственностью Республики Беларусь или административно-территориальной единицы Республики Беларусь, а также в иных случаях, установленных законодательными актами или договором, арендодатель, ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения соответственно договора аренды или договора безвозмездного пользования.

Тема 17. Право государственной собственности.

1. В недавнем прошлом государственная собственность была доминирующей во всех сферах общественных отношений. Законодательно закреплялся приоритет государственной собственности, которая объявлялась ведущей. В исключительной собственности государства находились земля, ее недра, воды, леса. Государство являлось собственником основных средств производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средств транспорта и связи, банков, торговых, коммунальных и иных предприятий, основного городского жилищного фонда и т.д. Государству создавались повышенные гарантии защиты права государственной собственности.

Это положение государственной собственности соответствовало политической системе, существовавшей в нашем государстве. Изменение политической системы и роли государства в общественных отношениях неизбежно повлекло перемены и в правовом регулировании отношений государственной собственности. Государство уступило часть ранее безраздельно занимаемых им позиций в хозяйственной, политической, культурной сферах общественных отношений. Соответственно изменились отношения собственности.

Конституция Республики Беларусь устанавливает существование государственной и частной собственности и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Состав и назначение имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и в собственности административно-территориальных единиц, определяется осуществляемыми данными участниками гражданско-правовых отношений особыми задачами и функциями. Существенными особенностями отличается порядок управления данным имуществом.

2. Государственная собственность как экономическая категория - это особая форма присвоения. Она призвана обеспечить потребности народа республики Беларусь или населения административно-территориальной единицы. Однако народ Республики Беларусь или административно-территориальной единицы в целом, отдельные слои и социальные группы не могут выступать в качестве субъектов присвоения. Общие интересы всего народа и государства или административно-территориальной единицы представляют соответствующие органы государства или административно-территориальной единицы.

Право государственной собственности в объективном смысле - это система правовых норм, регулирующих отношения присвоения и принадлежности (владения, пользования и распоряжения) материальных благ Республике Беларусь или административно-территориальной единице в лице их компетентных органов.

В субъективном смысле право государственной собственности представляет собой совокупность закрепленных за Республикой Беларусь или административно-территориальной единицей правомочий владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

В литературе высказано мнение о том, что, поскольку как содержание права собственности, так и осуществление его правомочий в гражданском праве не имеют различий в зависимости от субъектного состава, имеются лишь различия в гражданско-правовом режиме отдельных объектов гражданских прав (например, вещи, изъятые из оборота, которые могут находиться только в государственной собственности), различия в основаниях возникновения или прекращения права собственности для определенных субъектов (например, приватизация), “право частной и право публичной собственности следует рассматривать не в качестве “разновидностей права собственности” (с различными возможностями для соответствующих собственников), а как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности” Еще одним препятствием в конструировании государственной собственности как особой формы собственности называют множественность публичных собственников, отсутствие единства фонда государственной собственности.

Однако комплексное рассмотрение субъектного состава, объектов, особенностей возникновения и прекращения, порядка осуществления полномочий позволяет определить государственную собственность в качестве отдельной формы собственности. Утратив ранее присущие ей признаки верховенства, особой защиты со стороны государства и т.д., государственная собственность сохранила существенные особенности, позволяющие рассматривать ее в таком качестве не только в рамках конституционно-правовых (статья 13 Конституции Республики Беларусь), но и в рамках гражданско-правовых отношений.

3. Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственности Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственности административно-территориальных единиц) (п. 1 ст. 215 ГК Республики Беларусь).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: