Развитие официальной доктрины самодержавной власти в России 18 века

Развитие официальной доктрины самодержавной власти: самодержавие как власть, данная Богом; функции самодержавной власти; разрушение привычных представлений о хорошем и плохом царе.

Официальная доктрина самодержавной власти сформировалась в России в XVI—XVII вв.

В течение первой половины XVIII в. происходило дальнейшее развитие этой доктрины. В ее содержании появились нововведения, соответствовавшие переменам в социально-экономической, политической и культурной жизни русского общества, которые произошли в процессе реформ Петра I.

В новых общественных условиях основные постулаты доктрины самодержавной власти, сложившиеся в прошлые эпохи, сохраняли свое значение. Некоторые из них получали законодательное оформление, отливались в более четкие доктринальные положения.

1) В толковании к арт. 20 "Артикула воинского" 1715 г. давалась следующая характеристика самодержавной власти: "...Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять".

2) Как и прежде самодержавная власть мыслилась в качестве власти, данной от Бога. Эта идея закреплялась в царском титуле Петра I, который начинался со слов: "Божиею милостию, Мы, пресветлейший и державнейший Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея Великие и Малые и Белые России самодержец...".

3) На божественное происхождение самодержавной власти указывал также его императорский титул: "Божиею поспешествующею милостию Мы Петр Первый, Император и Самодержец Всероссийский...".

4) Петр I на себя - как на самодержца, возлагал функции защиты русского общества от врагов, искоренения "зла", наказания "злодеев".

5) Подобно Ивану Грозному Петр I считал, что царский титул делает его ответственным буквально за все происходящее в России и наделяет правомочием вмешиваться во все сферы общественной жизни. Законодательство петровской эпохи носило поэтому всеобъемлющий характер, оно отражало стремление самодержца урегулировать и все стороны бытовой жизни населения России.

Петр I устанавливал своими указами правила ношения одежды, строительства и ремонта домов, способы ткания полотна, обработки шерсти, сбора урожая, строительства кораблей и т. д.

6) Теория "православного христианского самодержавия" отождествляла самодержавную власть с властью отца в семье. Подданные царя представлялись при этом его детьми.

Данный взгляд проводился и в официальной политической идеологии XVIII в., он ясно выражен, в частности, в законодательных актах эпохи правления Петра I.

7) В России идею независимости монарха от какой-либо другой власти выражали титулы "цар" и "самодержц", которые соответственно считались синонимичными западноевропейскому титулу "император".

Уподобление власти русского самодержца древнеримской монархической власти создавало идеологическое основание для подчинения ему действовавшей на территории России православной церковной организации. Древнеримский монарх являлся помимо прочего и верховным понтификом, т. е. в его лице соединялись высшая светская и высшая религиозная власти. Петр I знал об этом - главенство самодержца над русской православной церковью было оформлено "Духовным регламентом" 1721 г.

В Манифесте от 25 января 1721 г., объявлявшем о создании новой системы управления церковной организацией, Петр I провозгласил, что он, царь и самодержец всероссийский, берет на себя заботу об "исправлении чина духовного" и, не видя лучшего к тому способа, учреждает "Духовную коллегию, то есть Духовное Соборное правительство".

8) Одним из наиболее значимых постулатов официальной доктрины самодержавной власти стала в XVIII в. идея служения самодержца общему благу, славе и чести народа российского.

Петр I был привержен ей на протяжении всего своего царствования. Так, в "Манифесте о вызове иностранцев в Россию" 1702 г. он заявлял о том, что со вступления на престол все его старания и намерения клонились к тому, как бы сим государством управлять таким образом, чтобы все его подданные, попечением его "о всеобщем благе, более и более приходили в лучшее и благополучнейшее состояние".

9) Способности и желание служить интересам России были в представлении Петра I более важными качествами для самодержца, нежели принадлежность к царской династии, происхождение от рода и крови царской. Убедившись, что его старший сын и наследник престола Алексей не обладает таковыми способностями и желанием, Петр I лишил его в 1718 г. права наследовать самодержавную власть.

10) Способность служить общему благу, славе и чести народа российского стала рассматриваться в русской политической идеологии XVIII в. таким же основанием для наделения того или иного лица царской властью, каким прежде считалась его "богоизбранность".

Этому представлению вполне соответствовал Именной указ Петра I от 5 февраля 1722 г. "О праве наследия престолом", по которому устанавливалось, что "в воли правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит".

11) В условиях XVIII в. идея служения самодержца общему благу, славе и чести народа российского приобрела такое же значение, которое имела концепция божественного происхождения самодержавной власти. В соответствии с этой идеей повиноваться самодержцу надлежало не только потому, что его власть — от Бога, но и по той причине, что он служит "общему благу" или "общей пользе".

Естественно, что вопрос о том, что есть "общее благо" и что составляет "честь и славу народа российского", решал самодержец.

12) Объявляя самодержавную власть происходящей от Бога, официальная политическая идеология тем самым: устанавливала для этой власти определенные, ограничивающие действия самодержца рамки, которые составляли догмы Священного писания, этические нормы православной христианской религии.

Опираясь на нее, можно было оправдать практически любые действия самодержца. Для этого достаточно было показать, что они предприняты

для общего блага.

13) Наименование Петра I "Христом Господним", которое становится распространенным еще в первые годы XVIII в.

Такому наименованию русского царя вполне соответствовало и новое название его подданных, введенное указом Петра I в 1702 г. При обращении к царю подданный должен был отныне называть себя не "холопом", как прежде, а "нижайшим рабом".

Наименовав русского царя "Христом, Царем земным", церковные иерархи поставили его на место Христа, Царя небесного. В связи с этим неудивительным является утверждение в последующем названия императора всероссийского "главой Церкви".

14) Это нововведение в официальную политическую идеологию разрушало традиционные для русского общества представления о хорошем и плохом царе.

Согласно им хороший и достойный прославления царь — это самодержец, соответствующий идеалу христианского царя, т. е. являющийся царем праведным, святым, благочестивым, благородным, приверженным к православию, природно русским и т. д.

С точки зрения традиционного русского политического сознания не всякие действия носителя верховной власти имели божественную санкцию, но лишь такие, которые соответствовали указанному идеалу.

По официальной доктрине самодержавной власти, утвердившейся в России в эпоху правления Петра I, хорошим царем стал считаться любой носитель царского титула. И соответственно любые конкретные действия лица, занимающего царский престол, представлялись теперь оправданными.

15) В исторической литературе официальная доктрина самодержавной власти, утвердившаяся в России в первой половине XVIII в., часто называется "идеологией абсолютной монархии" или "абсолютистской идеологией".

В эпоху правления Петра I в русском обществе сложилась идеологическая конструкция верховной государственной власти, которая отличалась целым рядом существенных особенностей, с одной стороны, от официальной доктрины самодержавной власти XVI—XVII вв., а с другой стороны, от западноевропейской идеологии абсолютной монархии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: