В жизни общества во взаимодействии людей есть устойчивые отношения. Все общественные сферы, кот. поддерживают, упорядочивают и организуют отношения между людьми называются социальными институтами. Важные компоненты этих институтов - функции.
Функции социального института науки(почему ученый стремится к коллективной работе):
1. Сохранение, накопление и передача знаний от поколения к поколению.
2. Постановка специфических целей и задач.
3. Коллективно производится отбор значимых знаний. Выполнение этого вопроса связано с этическими нормами. Ученый несет ответственность за знания, которые он предоставляет. Потому что проверять все в настоящее время практически невозможно. Не всегда может идти правильный отбор знаний.
4. Определение и формирование своей системы норм и ценностей, т.е. то во благо чего направлена научная деятельность.
Нормы – это правила, кот. управляют ценностями. Исходя из них и разрабатываются правила.
Мертон предложил этические правила, кот. предъявляются к ученому:
|
|
1. Универсализм. Ученый в своей деятельности должен подчеркивать объективный характер науки. Его должны занимать только объективность и достоверность, т.е. важны сами знания, а не то кем, когда они получены. Субъективные предпочтения свои он должен отбросить.
2. Коллективизм. Принцип предполагающий общность науки. Ученый не должен скрывать свои знания и по возможность делиться ими.
3. Бескорыстие. Все соображения выгоды и престижа должны уступать место научной этике.
4. Организованный скептицизм. Надо подходить к результатам сдержано и с долей сомнений.