Тема 6. Эмоции и чувства. Воля

Сложные и конфликтные ситуации, при которых со­вершаются преступления, нередко сопровождаются развитием таких состояний психики человека, как страх, аффект, растерянность и др. Особенность изучения этих явлений в юридической психологии — своеобразное иссле­дование их в рамках права, а также поиск способов, веду­щих к уменьшению количества нарушений и изменению личности преступников.

В таких ситуациях нужна быстрая реакция, проявляемая в виде деятельности после оценки всей ситуации. Объектами действительности будут содержание обстановки, оценка происходящего.

Важное значение приобретают эмоции и чувства в про­цессе общения следователя и допрашиваемых. Именно эти факторы необходимы для положительного результата кон­тактирования с участниками процесса, что наиболее суще­ственно при их конфликтах.

Эмоции — это переживание человеком своего личного отношения к реальной действительности.

Некоторые эмоции человека совпадают с эмоциями жи­вотных, например ярость и страх. Однако из-за наличия разума, а также особенных потребностей на базе эмоций у человека сформировались более сложные переживания, т.е. чувства.

Чувства — это устойчивое эмоциональное отношение человека к определенным явлениям и предметам окру­жающего мира.

Виды чувств:

- моральные — эмоциональное отношение, чувства, которые человек испытывает к себе, к своему пове­дению, к поведению других людей, наличие у чело­века социальных и моральных норм;

- интеллектуальные — чувства, возникающие в про­цессе умственной и интеллектуальной деятельно­сти;

- эстетические — эмоциональное отношение челове­ка к прекрасному, способность оценивать красоту окружающего мира.

В зависимости от качества чувства могут быть положи­тельными и отрицательными; в зависимости от значимос­ти выделяют глубокие и неглубокие чувства; в зависимос­ти от влияния чувства могут быть стеническими (от греч. stenos — сила) и астеническими; по продолжительности чувства делятся на длительные и кратковременные.

Отрицательными моментами влияния эмоций и чувств могут стать ошибочные выводы следователя, общав­шегося с допрашиваемыми лицами. Избежать ошибок можно, если следователь проявит терпимость и не будет поддаваться эмоциям. Правильное воспроизведение ин­формации невозможно, если человек воспринимал ее, на­ходясь в определенном психическом состоянии, которое не давало ему возможности точно осознать (рассмотреть) ситуацию. Каждая личность в зависимости от своих характерных особенностей или настроения по-разному воспри­нимает окружающий мир.

Значительную роль играют чувства и эмоции, испыты­ваемые человеком по отношению к определенным людям. Чувства способны отобразить объективную реальность, указывая на необходимость воздействий извне на челове­ка и его связь с обществом. Дача показаний зачастую про­исходит в ситуациях, которые могут вызывать в людях са­мые противоречивые эмоции. Чаще это растерянность, стресс, которые формируются при опасной ситуации, не­обходимости принятия сложных решений. Находясь в та­ком состоянии, человек плохо слышит и, соответственно, воспринимает окружающее. В зависимости от характерных особенностей процесс может проходить более или менее длительный период.

Состояние фрустрации (растерянности) происходит в случае поражения или неудачи. Это психическое состоя­ние, которое возникает при переживаниях перед трудно­стями (заведомо невыполнимыми задачами), которое (мо­жет быть) присуще как потерпевшему, так и преступнику в ходе невыполнения, им задуманного правонарушения. Внут­ренняя напряженность человека провоцирует нарушения функции речи и слуха, тогда как растерянность, напротив, порождает эмоции.

Осознание угрозы (опасности) внушает человеку чувство страха, который разделяется на три формы:

1) стенический страх (или паника) практически не кон­тролируется сознанием человека. Выражена эта астеничес­кая форма в дрожи, иногда оцепенении и совершении человеком, подвергнутым панике, неоправданных поступков. Протекает кратковременно;

2) стеническое возбуждение уже регулируется созна­нием человека, оно устремлено к преодолению чувства страха и возникшей опасности. При этом деятельность обусловливается согласно мышлению и воли личности.

В первом и втором случаях все внимание человека по­глощено страхом и опасностью, поэтому он не может дос­товерно отразить увиденные или услышанные события;

3) тревога возникает в процессе ожидания опасности, исход которой неизвестен. Эта эмоциональная реакция формирует материалы показаний, как потерпевших, так и преступников.

Воля — это сознательная активность личности, нацелен­ная на преодоление препятствий и трудностей.

Основа вырабатывания воли — влечение, возникающее в основании человеческих инстинктов.

Сформировавшись в сознании человека, влечение ищет пути удовлетворения, преображаясь в желание. Воля в конечном итоге побуждает человека к действию.

Волевые процессы происходят поэтапно:

- I этап — это возникновение импульса и стремления к результату;

- II этап характеризуется появлением способов и воз­можностей достижения данной (поставленной) цели;

- III этап — появление мотивов;

- IV этап — рассматривание их путем противопостав­ления;

- V этап — принятие решения;

- VI этап — его реализация, если личность имеет ре­шительность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: