Оформление юридической психологии как науки

Первые попытки использовать методы психологии в юридической практике были предприняты в XVIII в. Выводы о необходимости комплексного решения за­дач права и различные научные эксперименты стали пред­посылкой к формированию новой науки — юридической психологии.

М.М. Щербатов вошел в историю юридической психо­логии как приверженец гуманизма. Он посвятил этой идее свои многочисленные работы, направленные на учет лич­ностных особенностей каждого отдельно взятого челове­ка, а также одним из первых разработал теорию условно-досрочного освобождения граждан. М.М. Щербатов в своих работах делал акцент на трудовом перевоспитании лично­сти человека, преступившего закон.

Работы И.Т. Посошкова представляют интерес в связи с рассмотрением в них особенностей допроса обвиняемых, свидетелей, а также классификации лиц, преступивших за­кон.

Появление научных трудов по юридической психоло­гии способствовало распространению идей гуманизма, в частности перевоспитания преступника в процессе его тру­довой деятельности. Эти и прочие вопросы были затронуты В.К. Елпатьевским, Л.С. Гордиенко, а также Хр. Штельцером и П.Д. Лодием.

В это время психология как наука не была достаточно широко применяема на практике. Ученые не могли еще опи­раться на опыт психологов в своих исследованиях мотивов преступных деяний, перевоспитания преступников и дру­гих аспектов преступной деятельности и поведения лиц, преступивших закон. Наиболее остро эта проблема встала перед учеными в конце XIX в. Вопросы юридической психологии рассматривали И.С. Баршев, К.Я. Янович-Яневский, А.У. Фрезе, Л.Е. Владимиров и др. Их работы были посвящены идеям практического применения знаний пси­хологической науки в профессиональной деятельности правоохранительных органов. Важным вопросом, на кото­ром заострялось внимание, стало не только знание психо­логии преступника, но и использование этих знаний в про­цессе судебной деятельности.

Среди западных ученых-теоретиков известны работы немецких авторов И. Гофбауэра и И. Фридриха. Их труды были направлены на применение знаний психологии при расследовании преступлений.

Известен также опыт французского ученого П. С. Лап­ласа. Будучи математиком, он рассматривал теорию ве­роятности на примере свидетельских показаний, а также приговоров суда по конкретному делу. Лаплас впервые си­стематизировал с некоторой точностью вероятность развития судебных решений. Он выделил несколько важных аспектов, основанных на выдвинутой им теории вероят­ности свидетельских показаний.

Развитие юридической психологии как науки неразрывно связано с возрастающим интересом к собственно психологическим наукам, в том числе и психиатрии. В юриспруденции наибольшее развитие приобретает уголовное право. Многие ученые, такие как И.М. Сеченов, В.П. Сербский, создали немало трудов, давших развитие психологии, применяемой и в юриспруденции. Соединение этих наук (права и психологии) ста­ло необходимым и выделилось в отдельную науку. Этот вопрос был поднят П.И. Ковалевским еще в 1899 г.

В то же время две школы уголовного права спорили о возможном исправлении преступника. Антропологичес­кая школа выступала против этой теории. Ее основатель и идейный лидер Ч. Ломброзо создал теорию о невозможности такого метода влияния на лицо, совершившее преступ­ное деяние. Он провозглашал, что человек, преступивший закон, — это «врожденный преступник».

Теоретики социологической школы считали, что винов­на не сама личность, а социальная среда, породившая пре­ступные деяния.

С начала XX в. юридическая психология получила воз­можность исследования и практического применения. Де­ятельность ученых этого периода, в частности М.М. Хомя­кова, А.В. Завадского, А.И. Елистратова, была направлена на выявление особенностей показаний свидетелей. Психологии показаний свидетелей посвящены работы петербург­ского ученого О. Б. Гольдовского.

Личности преступника посвящены труды Л.Е. Владими­рова, М.Л. Гернета.

Судебной психологии уделялось недостаточно внимания, но в 1898 г. ситуация резко изменилась в свя­зи с выходом работы Г. Гросса, посвященной различ­ным вопросам (проблемам) криминальной психологии. Она основана на исследованиях патологий психологами с целью применения этих данных (знаний) в юридической практике. Важно то, что и сама психология получила воз­можность отталкиваться от экспериментов.

Благодаря работе, проведенной французским психоло­гом А. Бинэ, была исследована роль влияния взрослых на показания ребенка. В своей книге, посвященной внушае­мости, он рассмотрел проблему воздействия на детскую психику извне.

В 1902 г. немецкий ученый-психолог В. Штерн провел эксперименты, направленные на установление достоверно­сти показаний свидетелей. Опыты привели его к мысли о том, что свидетельские показания не могут соответствовать истине в принципе. Свои выводы В. Штерн поведал широкой общественности, позже он стал автором концепции памяти (персоналистической), которая основывалась на идеалистических представлениях его самого. Эту идею раз­деляли и многие российские ученые, в частности О.Б. Гольдовский, А.В. Завадский и А.И. Елистратов. Они были не только сторонниками данной теории, но и подтвердили ее положения при помощи поставленных научных опытов. Они доказали, что свидетельские показания в большинстве своем неточны.

Среди немецких ученых-практиков известны А. Крамер, О. Липпман, В. Ф. Лист, С, Яффа и др. Они изучали про­блемы, присущие судебной психологии. Вопросами кри­миналистики занимались американские и французские ученые, а также их российские коллеги А.Н. Бернштейн, М.Л. Бухвалова, Е.М. Кулишер, М.М. Хомяков и др. Ос­новная тема всех исследований — недостоверность пока­заний свидетелей.

Социологические науки, активно развиваясь в XIX-XX вв., начали изучать природу криминалистики с точки зрения общества, влияющего на человека. Уче­ные пришли к выводу, что резкое увеличение преступнос­ти приходилось на период социальной нестабильности, войн и кризисов, что приводило к противоречиям в антро­пологической теории.

В 1972 г. теория о влиянии генных изменений на пре­ступность была опровергнута.

Биологизаторский подход, связанный в основном с последователями 3. Фрейда и неофрейдистами, рассмат­ривал агрессию как причину совершаемых преступлений. Ученые, которые опровергали данную теорию о врожден­ных склонностях к разрушениям, доказали ее несостоятель­ность, опираясь на социологические науки. А. Бандура от­носил явление агрессии к влиянию родителей на своих детей при помощи наказаний, тогда как Д. Бергковец считал, что у человека может быть выражена способность (готовность) к агрессивным действиям. Различные патологии, в том чис­ле и неустойчивые состояния психики человека, обостряют возможность совершения преступных деяний, но они не являются первопричиной их совершения.

В американской юридической практике преобладали идеи социально-психологического характера, которые рас­крывали механизмы изучения морально-этических норм. Американские ученые провели исследования по проблеме преступности среди подростков.

Юридическая наука продолжала активно развиваться в XX в., был создан институт, занимающийся воп­росами исследования преступной деятельности. Рас­сматривались такие проблемы, как психологическая экспертиза, изучение психологии показаний свидетелей и др. Ученый-психолог А.Р. Лурия, работавший в Москов­ской лаборатории, которая была основана при губернской прокуратуре, исследовал многие возможности практичес­кой психологии на стадии расследования. Впервые ученым были высказаны идеи, касающиеся практического приме­нения «детектора лжи». Среди российских ученых суще­ственный вклад внесли разработки юриста А.Ф. Кони и психолога В.М. Бехтерева.

В 1923 г. на собраниях, посвященных вопросам психо­неврологии, были созданы несколько подразделений кри­минальной психологии.

В советское время был широко распространен гумани­стический подход, на котором основывалось законодатель­ство. Судебно-психологические вопросы, анализируемые в тот период времени, были предметом исследования при­чин, побудивших к преступлению. Они рассматривались неотрывно от групповой психологии преступников, свидетельских показаний, психологии осужденного и судебно-психологической экспертизы и др.

В это время работы зарубежных ученых начали актив­но переводиться на русский язык.

Книга А.Е. Брусиловского и М.С. Строговича, опубли­кованная в 1934 г., подытожила многие начатые ранее исследования. С 1930-х по 1950-е гг. работы по изучению юридической психологии были приостановлены. Они во­зобновились только после XX съезда партии (1956 г.). С этого периода юридическая психология продолжает ак­тивно развиваться.

К 1965 г. юридическая психология выделяется как от­расль для отдельных исследований. Проводятся всесоюз­ные семинары (с 1966 г.) и конференции (с 1971 г.), где судебная психология уже является отдельной отраслью психологических знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: