Феноменология и концептуализация конфликта
КОНФЛИКТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВИЗОРА
Феноменология и концептуализация конфликта. Типы конфликтов. Условия протекания конфликта. Образы конфликтной ситуации. Возможные действия участников конфликта. Исходы конфликтных действий. Динамика конфликта. Последствия конфликтов. Типы личностей участников конфликта. Типы перманентно-конфликтных личностей. Ситуативно-конфликтная личность. Конфликтная личность – руководитель. Целенаправленно-конфликтная личность. Стили разрешения конфликтов. Рекомендации по управлению конфликтом.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия [7].
В основе любого конфликта могут лежать следующие причины:
– противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;
– противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах;
|
|
– несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов;
– неудовлетворительная коммуникация;
– различия в психологических особенностях людей (конфликтогенная личность).
Таким образом, конфликтная ситуация, лежащая в основе конфликта, содержит субъектов возможного конфликта и его объект.
Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.
Элементы конфликта
1) стороны (участники, субъекты) конфликта;
2) условия протекания конфликта;
3) образыконфликтной ситуации;
4) возможные действия участников конфликта;
5) исход конфликтной ситуации.
Потенциально конфликтогенные фармацевтические ситуации (три типа таких ситуаций):
1) конфликты деятельности, возникающие в связи с выполнением профессиональных обязанностей в современных сложных социально-экономических условиях;
2) конфликты поведения (поступков), возникающие из-за нарушения правил поведения в ситуации фармацевтического взаимодействия;
3) конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений провизора и клиента (посетителя аптеки) (провизора – провизора и т.п.) в сфере их общения в процессе профессиональной деятельности.
Социально-психологический анализ сторон конфликта позволяет выделить четыре типа конфликтов:
1) внутриличностный. Сторонами конфликта могут выступать две и более составляющих одной и той же личности (отдельные черты, типы или инстанции). В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека.
|
|
– столкновение одной из двух привлекательностей («Буриданов осел»);
– столкновение положительной и отрицательной валентности («развод» – хочется развестись с человеком, но жалко его);
– столкновение отрицательных валентностей («Из двух зол надо выбрать меньшее». Варианты возможной оценки на экзамене: «3» –без вопросов; «4» – один вопрос; «5» – «Вот с вами мы и поговорим…»).
2) межличностный. Возникает между двумя и более отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.
3) личностно-групповой. Зачастую он возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
4) межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп [4, 6, 7].