Типы конфликтов. Феноменология и концептуализация конфликта

Феноменология и концептуализация конфликта

КОНФЛИКТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВИЗОРА

Феноменология и концептуализация конфликта. Типы конфликтов. Условия протекания конфликта. Образы конфликтной ситуации. Возможные действия участников конфликта. Исходы конфликтных действий. Динамика конфликта. Последствия конфликтов. Типы личностей участников конфликта. Типы перманентно-конфликтных личностей. Ситуативно-конфликтная личность. Конфликтная личность – руководитель. Целенаправленно-конфликтная личность. Стили разрешения конфликтов. Рекомендации по управлению конфликтом.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия [7].

В основе любого конфликта могут лежать следующие причины:

– противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;

– противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах;

– несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов;

– неудовлетворительная коммуникация;

– различия в психологических особенностях людей (конфликтогенная личность).

Таким образом, конфликтная ситуация, лежащая в основе конфликта, содержит субъектов возможного конфликта и его объект.

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Элементы конфликта

1) стороны (участники, субъекты) конфликта;

2) условия протекания конфликта;

3) образыконфликтной ситуации;

4) возможные действия участников конфликта;

5) исход конфликтной ситуации.

Потенциально конфликтогенные фармацевтические ситуации (три типа таких ситуаций):

1) конфликты деятельности, возникающие в связи с выполнением профессиональных обязанностей в современных сложных социально-экономических условиях;

2) конфликты поведения (поступков), возникающие из-за наруше­ния правил поведения в ситуации фармацевтического взаимодействия;

3) конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-лич­ностных отношений провизора и клиента (посетителя аптеки) (провизора – провизора и т.п.) в сфере их общения в процессе профессиональной деятельности.

Социально-психологический анализ сторон конфликта позволяет выделить четыре типа конфликтов:

1) внутриличностный. Сторонами конфликта могут выступать две и более составляющих одной и той же личности (отдельные черты, типы или инстанции). В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека.

– столкновение одной из двух привлекательностей («Буриданов осел»);

– столкновение положительной и отрицательной валентности («развод» – хочется развестись с человеком, но жалко его);

– столкновение отрицательных валентностей («Из двух зол надо выбрать меньшее». Варианты возможной оценки на экзамене: «3» –без вопросов; «4» – один вопрос; «5» – «Вот с вами мы и поговорим…»).

2) межличностный. Возникает между двумя и более отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.

3) личностно-групповой. Зачастую он возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

4) межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп [4, 6, 7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: