Ключ опросника. 1. Искренность: ответы «да» на вопросы: 6, 24, 36

1. Искренность: ответы «да» на вопросы: 6, 24, 36;

ответы «нет » на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

2. Экстраверсия: ответы « да » на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44,

46, 49, 53, 56;

ответы « нет » на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

2. Нейротизм: ответы « да » на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 12, 14, 16, 19, 21, 23,

26, 28, 31, 33, 35, 38, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Описание результатов. Оценка результатов предлагается в том случае, если показатель искренности не превышает 5 баллов. В противном случае, ответы считают не достоверными и не обсуждаются.

Для получения более наглядных результатов используют графический метод определения выраженности исследуемых свойств. Для этого изображают так называемая «карта Айзенка», которая представлена на рис.1, на которую наносят числовые значения показателей Е и N. Точка пересечения показывает степень проявления Е и N, например, Е =17, N = 13 – точка находится в зоне экстравертов.

Может быть выделено девять типов личностей.

1. E от 8 до 16, N от 8 до 16, то есть точка принадлежит центральному квадрату. В этом случае человек в меру общительный, довольно спокойный, но иногда может дать волю эмоциям. Достаточно открытый человек, не очень тревожный, неплохо переносит одиночество, не очень любит шумные компании. Люди данного типа в меру активны, универсальны в поведении. Хорошо работают в разных областях деятельности, но добиваются успеха при условии интереса, осознания важности и необходимости работы.

2. Е < 8, N от 8 до 16. Интровертированный тип – скромен, склонен к уединению, предпочитает книги общению, сдержан, сближается только с немногими друзьями. Свои действия планирует заранее, не импульсивный, не любит сильных впечатлений, серьезен. Стремится к спокойной упорядоченной жизни, контролирует свои эмоции. Придает большое значение моральным и этическим нормам.

3. Е > 16, N от 8 до 16. Экстравертированный тип – общительный, коммуникабельный, имеет много друзей, не любит уединенных занятий. Стремится к ярким впечатлениям, риску, действует часто под влиянием момента, импульсивен, находчив в разговоре. Беззаботный, оптимистичный, любит перемены. Предпочитает действовать, а не размышлять, склонен к агрессии, бывает несдержан, ненадежен в общении.

Мнительный
Легко расстраивающийся
Ригидныый
Склонный к рассуждениям
Пессимистический
Сдержанный
Меланхолик

N
Нестабильный
N

Чувствительный
24


Холерик

Импульсивный
Возбудимый
Непостоянный

Необщительный
 
 
Незаметный


Интроверт
I

Универсал

   
 
 
Оптимистичный


Активный

Экстраверт
E

Благоразумный
Осмотрительный
Пассивный
0

8 12
Разговорчивый
Контактный
Общительный
16 24

Спокойный
Надежный
Контролируемый
Миролюбивый
Доброжелательный
Флегматик

 
 
 
Стабильный


S

 
 


Несклонный к беспокойству
0

Отзывчивый
Сангвиник

" Е

Рис.1. Карта Г. Айзенка

4. Е от 8 до 16, N < 8. Уравновешенный, стабильный тип – спокойный, постоянный, устойчивые интересы. Эмоции не мешают видеть вещи реалистично, умеет приспосабливаться к действительности, рассудительный, выдержанный, не впадает в панику, умеет взять себя в руки, независим от взглядов других, не боится неудач, спокойно к ним относится, пытается разобраться в их причинах.

5. Е от 8 до 16, N > 16. Неуравновешенный, нестабильный тип – легкая возбудимость, частое состояние тревоги, чрезмерная оживленность, напористость. Легко отвлекается. Это человек настроения, имеет сильно развитое чувство ответственности, чувствительно реагирует на согласие и несогласие других, излишне озабочен, имеет склонность упрекать себя, страдает от чувства вины. Преграды его раздражают. Нетерпелив, нуждается в поддержке друзей. Стратегия поведения – избегание неудачи. При неудаче – медленное восстановление.

Если значения показателей Е и N отличны от перечисленных выше, значит, наблюдается яркая выраженность одного из типов темперамента [4].

Знание типов темперамента поможет руководителю правильно соотнести возможности конкретного работника с требованиями, которые предъявляет та или иная профессия; найти эффективные формы общения, организовать коллектив, а также оценить собственные возможности. Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и её динамическим особенностям определённые требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Роль темперамента в труде и учёбе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.). Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путьзаключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвёртый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приёмов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата [6].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: