Учение Конта о соц.политике

23.Конт о методах соц. исслед. Предложил прогр. системат. изучения исследоват. практики конкр. наук. К. понимал ограниченность чисто эмпирич. подхода к исслед. соц. явл.; подчеркивал необходимость перехода от фактов к принц. и от принц. к фактам. В соц-гии применимы все общенаучн. методы: наблюдение, эскп., сравнит. метод и др., но кажд. из них при этом имеет свою специфику. Соц-гия строит всю свою науку на наблюдении. К. обосновал саму возм. использ. наблюдения. Чтобы быть надежным источн. зн., наблюд. должно опираться на теорию, иначе ученый запутается в бесконечн. множестве фактов. Из-за сложности соц. явл. теор. обоснование наблюд. особенно важно. Гл. пробл. состоит в недостатке фактов, а не в неразработанн. теории. Теория задает методологич. рамки наблюд. К. понимал опасность приспособления фактов к теории, сл-но необходимо постоянно перепроверять теории, создан. на осн. наблюд., с помощью новых наблюд., на осн. более широкого фактич. мат-ла. Необх. усл. соц. наблюд. явл. четкое разделения субъекта и объекта позн. В соц-гии наблюд. возможно только со стороны. К. критиковал метод интроспекции, т.к. внутр. наблюд. порождает столько разноречивых мнений, сколько есть людей, кот. верят в то, что делают. Больш. знач. К. придавал косвенному наблюд.: описанию обычаев, традиций, нравов народов. К. сформулир. ряд важнейших методологич. положений о специфике метода наблюд. в соц-гии. К. различал непосредствен. и опосредован. эскп. Возм. 1 ограничены из-за сложности осуществл. контроля и исскуств. изменения соц. факторов, т.е. усл. эксп. В соц-гии метод эксп. чаще проявл. в опосред. форме, как наблюд. за резкими соц. потрясениями, переменами и др., кот. помогают лучше понять норм. сост. общ-ва, закономерности его функционир. и развития. Для исслед. биологич. и соц. явл. наиболее продуктивен сравнит. метод. В соц-гии применимы 3 вида сравнения. Сравнение процессов, происход. в общ-ве, позволяет лучше понять роль нравствен. и интеллектуальн. факторов, обнаружить универсальн. механизмы общ-вен. жизни. Сравнение различн. общ-в, сосуществ. в данный момент времени, но не влияющ. др. на др., позволяет, исходя из того, что все явл. управл. неизменными законами, переходить от известного к неизвестному. Можно сравнивать различн. сост. 1 общ-ва, соц-ное положение классов и гр. с целью выявл. опред. этапов разв. Недостаток сравнит. метода – он классифиц. св-ва, но ничего не говорит о последовательности событий. Можно преодолеть с пом. историч. анализа. К. считал историч. метод осн. для соц-гии, поднимающ. ее до уровня позитивн. науки. Задача историч. метода – сравнение последоват. сост. общ-ва с учетом того, что прошлое, наст. и буд. тесно связаны. Историч. метод направлен на выявл. тенденций и закономерн. развития.

19. Милль. Не существует универс. законов общ-ва самих по себе. Те законы, кот. интересуют соц-га – проявление более фундамент. законов псих. в конкр. усл. ист. и культ. В рез. законы, кот. М. наз. социологич. обладают меньшей объяснит. силой, чем законы псих. В конц. М. преобладает соц.-псих. трактовка предм. и задач. соц-гии. Соц. явл. не объясняются до конца псих. Ограничиваясь анализом только соц. фактов, соц-гия может рассчитывать лишь на относит. знание, лишенное универсальной онологич. осн. и фундаментальности, кот. обладают законы псих. М. придерживался эмпирич. традиции, исследовал возможность прим. в соц. науках разработанной им индуктивн. логики, предложил ряд приемов логич. эксп., позволяю. обнаруживать причинно-след. отн. между рядами фактов (методы опытного исследования). 4 индуктивн. метода: единствен. сходства, единствен. различие, сопутствующ. изменений и остатков. Прогр. индуктивн. построения соц. наук – трудностииз-за особой сложности соц. явл., отсутсвия практич. возможн. контролир. многочислен. перемен. Сл-но, возможность эксп. в соц-гии ограничена. Соц-гия должна изучать не индивид., а масс. поведения, соц. законы по своей прир. явл. статистич. М. рассматривает общ-во как процесс спонтанного (статистич.) взаимодействия, а не действия неких коллективн. сил вроде классов, народов и др. По М., источник всех зн. – наблюдения и опыт, а единств. научн. метод – индукция. Собственное тело чел. – лишь пост. возможность ощущения, оно не есть объективно существ. реальность, а лишь комплекс ощущений, кот. всегда сопровождают созн. чел. Поскольку при таком мировоззр. все, что познает чел., ограничивается его ощущениями и их копиями, все зн., доступное чел. гипотетично, т.к. оно выходит за пределы ощущений.

25.Определение Спенсером задач и предмета соц. Органицизм. По Спенсеру, предмет социологии - общество как соц организм, в котором дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его соци институтов. Суть орган теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биолог, и соц факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного соц-природного организма проявляются подлинное значение любого соц института и соц роль каждого субъекта. Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты «соц организма» и выявлял общие системные принципы, делающие его похожим на биолог системы: 1.Общество, как и биолог организм, наращивает массу. 2. Как и в биолог эволюции, рост массы приводит к усложнению стр-ры. 3.Усложнение стр-ры сопровождается дифференцаицией ф-ций, выполняемых отдельными частями. 4.в обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей. 5. Как и в биолог организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохран ф-ций и стр-р. Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологию наполнял соц аналогиями. Спенсер в своей теории использует термин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида, Спенсер резко критикует органицизм, обращая внимание на сущ различия соц и биолог организма: 1.В отличие от биолог организма, образующего “тело”, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией. 2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой символическую коммуникацию. 3. В общ-ве нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить. 4. Общ-во отличает пространственная мобильность элементов стр-ры 5.Но главное в том, что в биолог- организме части служат для целого, в то время как в общ-ве целое существует ради частей. Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. В подтверждение разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в гос-ве уподобляется им мозгу человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества. Торговля в обществе сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тельца - с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма.

29.Соц идеи А.Смолла и У.Самнера. Черты социального дарвинизма свойственны теориям Самнера. Два главных принципа его социологии: 1) автоматический и неуклонный характер соц эволюции; 2) универсальность естественного отбора и борьбы за сущ. Эти общие принципы определили его соц-практическую ориентацию; в отличие от Смолла, который был реформистом, Самнер был сторонником стихийности в соци развитии и противником всех форм гос регулирования соц и эконом процессов.Самая известная работа Самнера - «Народные обычаи» - основана на анализе большого этнографического материала. В конечном счете обычаи в ней рассматриваются как следствие фундаментальных биолог потребностей людей. Под обычаями автор понимает все стандартизованные групповые формы поведения, выступающие на уровне индивида как привычки. Две группы факторов, по Самнеру, определяют характер и содержание обычаев. Во-первых, это интересы. Обычаи являются определенными видами защиты и нападения в процессе борьбы за сущ. Во-вторых, обычаи - результат воздействия четырех главных мотивов человеческих действий вообще: голода, сексуальной страсти, честолюбия и страха. В основании этих мотивов также лежат интересы. Обычаи не являются результатом сознательной воли человека и влияют на его поведение так же, как естественные бессознательные силы и импульсы. Основными св-вами обычаев Самнер считал инертность, изменчивость, тенденцию к совершенствованию и согласованности. Исходя из того, что интересы являются первичными элементами общественных действий, Смолл предложил считать категорию интереса основной единицей соц анализа и концепции соц процесса. Уделяя категории "интерес" особое внимание, Смолл тем не менее не сумел выработать корректного определения ее, поскольку в общих чертах под интересом он понимал лишь "неудовлетворенную способность, соответствующую нереализованному условию, и ее предрасположенность к такой перестройке, которая была бы направлена на реализацию указанного условия". Полагая, что жизнь индивида в обществе сводима к процессу приспособления и удовлетворения интересов, в ходе которого каждый человек стремится удовлетворить собственные интересы за счет других людей, Смолл утверждал, что эти простейшие образы действий вполне возможно проследить в поведении индивидов и даже классифицировать их. Смолл сделал вывод, что вся общественная жизнь является результатом взаимодействия шести общих классов интересов, ориентированных на здоровье, благосостояние (владение вещами), общение, познание, красоту и справедливость. По мнению Смола, вокруг мощных носителей различных интересов и образуются различные общественные группы и институты.

26.Учение Спенсера о соц.стр-ре и соц.институтах. Соц.институты – мех-змы самоорганизации совместной жизни людей. Соц.инс-ты обеспеч. превращение асоциального по природе ч-ка в соц-ое сущ-во, способное к совместным коллективным действиям. Инс-ты возник. в ходе эволюции помимо сознательных намерений или "обществ. договора" как ответ на рост числ-сти популяции; согласно общему закону - прирост массы приводит к усложнению стр-ры и дифференциации функций. Соц.инс-ты - органы самоорганизации и управления, а т.к. осн. свойство любого орг-зма - взаимодействие его частей, то глав. задача соц-гии сост. в изучении синхронного взаимодействия соц.инс-тов. С. начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домаш. инс-ты), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отн-ний м/д полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь м/д типом общ-ва и типом семьи, исслед. изменения внутрисемейных отн-ний, происходящие под влиянием социальн. прогресса. След. тип соц.инс-тов - обрядовые, или церемониальные. Последние призваны регул-ть повседневн. поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п. Обряд. инс-ты возник. раньше др. и продолжают действ-ть в любом общ-ве как необходимый эл-нт социальн. орг-ции, особое и часто гипертрофированное развитие они получают в милитаризованном общ-ве. Третий тип инс-тов - политические. Их появление связ. с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов м/д группами. С. был убежден, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политич. орг-ции и классовой стр-ры общ-ва. Классы возникли как следствие подчинения внутренней организации общ-ва задачам войны. Война разделила первобытные группы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на воинов и крестьян, способствовала росту имущ-го неравенства, потребовала создания политич. инс-тов, т.е. центральных органов власти, армии, полиции, суда и т.п. На осн. традиции формир-сь право, укрепление инс-та собственности привело к появлению налог. системы. Общность функций, к-ые выполняет любая политич. орг-ция, порождает сходство социальн. устройства различ. обществ. Война и труд - те силы, к-ые создают гос-во, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, т.к. потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают и дисциплинируют общ-во. В последующем объединяющей силой становятся обществ. произв-во, раздел. труда, прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению. След. тип - церковные инс-ты, обеспеч-щие интеграцию общ-ва. Речь идет о церкви. Функции духовенства восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали войны. Постепенно эта каста создает орг-цию, контролир-щую опр-ые сферы обществ-ой жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования. Далее- профессиональные промышленные инс-ты, возн-щие на осн. раздел. труда. Первые (гильдии, цеха, профес-ые союзы) консолидируют группы людей по проф. занятиям, вторые поддерживают производств. стр-ру общ-ва. Значение этих инс-тов возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным. Промышл. инс-ты принимают на себя все большую часть обществ. функций, регулируют трудовые отн-ния. Теория соц.инс-тов С. представляла попытку системного иссл-ния общ-ва. Все инс-ты общ-ва сост. единое целое, функционир-ние кажд. из них зависит от всех др. и от четкого разделения сфер влияния и ответств-сти. В любом общ-ве имеется опр-ый ур-нь согласованности в деят-сти осн. инс-тов, в против. случае начинается регресс или распад "соц.организма". Кажд. соц.инс-т призван удовл-ть опр-ую общественную потребность и не подменять др. инс-ты. Концепция инс-тов воспроизводит образ общ-ва по аналогии с биологич. Организмом Методология С. включает классификацию и типологию эволюционных процессов. Класс-ция располагает все общ-во по шкале сложности стр-ры и функциональной орг-ции от "малого простого агрегата" до "большого агрегата". На начальн. этапе общ-во хар-ся преобладанием непосредственных связей м/д индивидами, отсутствием специальн. органов управления и т.д. По мере развития формир-ся сложная стр-ра, соц. иерархия; включение индивида в общ-во опосредовано принадлежностью к меньшим общностям (род, каста и др.). Типология осн-на на конструировании двух полярных идеальных типов (моделей), с пом. к-ых выясняются направленность и этапы эв-ции, в опр-ой мере решается проблема предпочтительного типа развития. С. выделяет 2 типа обществ: военные и промышленные. С. хар-ет их прямо противоположными социальными свойствами. Военное общ-во подчиняет внутреннюю орг-цию целям борьбы за выживание или агрессии. Классич. пример. - Спарта. Для воен. общ-ва хар-ны доминирование коллективных целей над индивидуальн., жесткая орг-ция и система принуждения, иерархич. стр-ра управления, господство военной касты, наследование власти, высок. ур-нь сплоченности, дисциплины, религиозность сознания и др. Военные институты распростр. влияние на все сферы обществ. жизни, поощряют воспитание патриотизма, лояльности, конформизма, готовности к самопожертвованию. Такие общ-ва мало приспособлены к социальн. изменениям. Они консервативны, и в этом глав. причина гибели могущественных милитаристских гос-ств и империй. Промышл. общ-во хар-ся противополож. признаками. Реально такие общ-ва только начинают формир-ся (Англия и др.), но многие их черты можно предсказать. В новом общ-ве управление децентрализованно и строится на принципах самоорганизации и самоуправления, широкое распространение получают различные неформальные объединения, подчинение индивида гос-ву заменяется охраной прав чел-ка, позитивное управление уступит место негативн. (по принципу "все, что не запрещено, разрешено"), единство идеологии сменится плюрализмом, вознаграждаться будет не должность, а труд, общ-а станут открытыми для междунар. сотрудничества, восприимчивыми к инновациям, сословное право сменится гражданским, сфера общественного контроля будет ограничена, область частной жизни станет шире и др. Предложенная им типология обществ выходила за рамки эволюционистского стиля мышления.

27. Натурализм. в соц-гии. Натурализм – теоретико-методолог. подход (парадигма) в соц. науках, тесно связанный с позитивистской доктриной единства метода соц. наук. Осн. идеи натуралистского подхода: •тезис о номологическом хар-ре научн. объясн. соц. мира (осн. особенн. научн. объясн., отличающ. их от описаний и семантич. объясн., заключается в том, что осн. научн. объясн. составл. общие законы); •тезис о причинно-следств. хар-ре детерминации соц. явл., что определяет принц. единство прир. и соц. мира (фил. материализм); •ориентация на накопление эмпир. проверяемого содержания научн. зн. в форме теор. высказываний, открытых для проверки и опровержения. В соц-гии к натуралистским моделям объяснения относят неоутилитаристскую модель рационального деятеля. Натурализм в совр. соц-гии: 2 противоборствующие конц. натурализма: 1. конц., основан. на идее признания физич. или биолог. факторов в кач-ве осн. образующих сил в ист., в развитии общ-ва; 2.конц., основан. на идее признания соц. природным - называемой «3 прир.», развившейся из физ. прир. и биолог. прир., но не сводящейся к ним. 1 конц. натурализма в соц-гии сводит соц. феномены к биолог. или физ. (редукционизм). 2 конц. натурализма в соц-гии, развитие идей Дюрг., положена в осн. теор. соц. натурализма. Понятие "натурализм" впервые формируется в пределах социальной науки одновременно с формированием самого пространства социального как объекта специального исследования. Представит. – Смол, Самнер, Ратценхофер, Гумплович и др.

28. Социал-дарвинизм в социологии.(Гумплович, Ратценхофер ). Людвиг Гумплович не выводил свои теории из принципов теории эволюции. Однако акцент на роли конфликтов в соц. жизни выражен у него очень сильно. Стремясь развивать ортодокс. подходы социал-дарвинизма, ориентируясь на поиск новых концепт-х горизонтов, Гумплович сочетал в собственных социолог-х изысканиях как традиц-е, базис. идеи идеалистич. фил-фии, так и сопрягающиеся с ними положения психологии. Это позволило ему увидеть соц. процессы в иных измерениях и описать их как процессы социопсихич. групп. взаимодействия. Выступая противником примитивных био. аналогий в кач-ве объясняющего принципа социологии, Гумплович подчеркивал, что био. аналогии никакого значения для социологии не имеют, они дают только сравнения и образы, но не знания. Тем не менее, распростр-ая квалификация воззрений Гумп. связана с хар-ным для него подходом к пониманию об-ва как сов-ти групп людей, беспощадно борющихся между собой за влияние, выживание и господство. Выдвигая в кач-ве объекта социологии соц. группу, Гумп. предлагал принять в кач-ве предмета этой дисциплины с-му движений этих групп, повинующихся вечным и неизменным законам. Концепция ист. эволюции, кот-й придерживался Гумп., рассматривала чел-во частицей вселенной и пр-ды, частицей, подлежащей тем же «вечным законам», как и целое, а чел. историю как «естес. процесс». Все соц. группы Гумп. подразделял на «простые» (исх., первонач., примитивн) и «сложные» (группы 2-го порядка). К «простым» группам он относил сообщества людей, обладающие ярко выраженными антропологич. и этнич. признаками, к «сложным» - многомерные соц. образования. Осн. особенностью социолог. концепции Гумп. было его стремление к обоснованию положения о принципиальной несводимости обществ. явлений к пр-де индивида, а также интерпретация последнего как реальности 2-го порядка, являющейся продуктом группового опыта. В социологии Гумп. об-во трактуется как продукт завоевания одних соц. групп др-ми, а относительно развитые соц. стр-рные формы - как плод военной субординации. Рассматривая межгос-венные и межплеменные конфликты как гл. формы соц. конфликтов, Гумп. утверждал, что конечными причинами всех обществ. процессов явл-ся эксплуатация чуждых племен и стремление людей к удовлетворению собств-х мат. потребностей, поскольку. При этом удовлетворение экономич. потребностей могло осуществляться только посредством исп-ния разл. форм принуждения и насилия. Теорет. представления Гумп. были ориентированы на обоснование положений о неизбежности соц. конфликта и обществ. неравенства людей, обусловливаемых биосоц-м неравенством рас. Отвергая достаточно популярную в этот ист. период теорию класс. борьбы, противопоставляя ей доктрину борьбы рас, интерпретированную в контексте соц. дарвинизма, Гумп. утверждал, что любой мощный этнич. или соц. элемент стремится к порабощению слабого соц. элемента и что в подчинении слабых проявляется естест. Обществ. закон - закон борьбы за существование. При этом господствующий и угнетаемый слои обладают стремлением к власти. Термин «раса» Гумп. использовал для обозначения наций или народов, а не групп с опред. Био. чертами, в связи с чем «расовая борьба» трактовалась им как борьба гетерогенных соц-х и этнич-х единиц, групп и общностей. В целом правомерно считать, что «расовый ф-р» у Гумп. выступал как понятие, фиксирующее этнопсихич. отчужденность соц. групп. Впоследствии его расовые идеи могли быть и были истолкованы как «научное» обоснование био. и соц. расизма и активно использовались нацист. идеологами. Консерват. воззрения Гумп. наложили отпечаток на все стороны его социолог. учения. Отрицая прогресс в развитии чел. интеллекта и нравс-ти, источник и предпосылку кот-й он усматривал в отношениях «примитивной» группы, Гумп. в знач. мере содействовал «социолог. обоснованию» тирании и агрессии. Это было одним из естеств. следствий биопсихич. редукционизма Гумп., считавшего, что все обществ. явления обусловливаются неизменной чел. пр-дой с присущими ей склонностями к господству и эксплуатации, конфликтам и войнам. В целом же социология Гумп., кот-ю он сумел эмансипировать от несоц. наук, и в особенности его концепция соц. конфликта выступили в роли инициирующего момента и одного из заметных источников форм-ния и эволюции запад. социологии классич. периода. По мнению Ратценхофера, социология явл-ся особой фил. наукой, выступающей в роли основы всех соц. наук и практич. политики, поскольку она познает фундамент. Обществ. закон-ти. Осн. явлениями и процессами соц. жизни Ратценхофер считал след.: размнож-е и самосохранен. индивидов, изменение индивид. и соц. типов, борьбу за существование и абсолют. враждебность рас, расовую дифференциацию, пространств. расположение, господство и подчинение, чередование социализации и индивидуализации обществ. стр-р, эволюцию интересов, гос-во, глобальное об-во. Отрицая противоположность наук о пр-де и наук о духе, Ратценхофер полагал, что социолог. Закон-ти близки хим. и био закон-тям. В качестве осн. задачи социологии Ратценхофер выдвинул изучение и описание «взаимоотношений единиц сознания», коренящихся в биологии ч-ка и определяемых «первичной силой» и «внутр. интересом», являющими собой космич. силу и присущими всем обществ. и прир-м явлениям. Разрабатывая идеи соц. дарвинизма, Ратценхофер стремился к истолкованию «внутр. интереса» как регулирующего ф-ра сознания и обществ-х процессов, как силы, обусловливающей борьбу за существование. Основой социолог. учения Ратценхофера явл-сь концепция конфликта интересов. Разделяя мнение Гумп о конфликт. природе соц. процесса, Рат-р: соц. жизнь основывается на конфликте противоречивых интересов соц групп и индивидов. Значит. разнообразие чел. интересов м.б. сведено к 5 осн. типам: прокреативным (стимулир-м продолжение рода), физиологич-м (связ-м с питанием), индивидуальным (связ-м со стремлением к самоутверждению), соц-м (родственным и групповым) и трансцендентным (религиозным). В отличие от Гумп, придававшего соц. конфликту статус извечной всеобщности, Ратц-р стремился к выработке более взвешенной оценки роли конфликта в общ-ой жизни и детальн. разработке с-мы значений интересов, лишь намеченной его предшественником. Признавая первичность и универсальность конфликта, Ратц-р обращал особо пристальное внимание на выявление возм-тей его социализации, кот-я понималась им как присущая конфликту тенденция к самоликвидации. В кач-ве единственно реального пути преодоления соц конфликта Ратц-р называл сотрудничество между людьми. Последнее достижимо на основе действия з-на «приведения по взаимное соответствие индивид. и соц. интересов», кот-й квалифицировался им как базовый з-н социологии. Сформулированные Ратц-ром идеи о возможной регуляции разл. обществ. конфликтов стали в дальнейшем одним из распространенных мотивов зап. социологии. Ратц-ру принадлежит системат. разработка им теории борьбы за существование. В ее контексте Ратценхофер довел антидемократ. направленность собств. учения до попытки док-ва того, что идеи равенства, интернационализма и свободы явл-ся фантомами, соц. иллюзиями. Многие же тезисы Ратц-ра (об общественно-ист. значимости насилия и подчинения; об ист. об-ва как борьбе рас; о войне как «форме развития» об-ва, т. е. апологетика войны) непосредственно смыкались с возникшей несколько позже идеологией геополитики.

30. Психологич.направления. К концу 19-нач.20в. наступает кризис биолого-натуралистич. концепций. К этому времени успехи псих-гии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования науч. знания. С позиций псих-ии начинают обосновываться разнообразные знания, что способствует усилению и псих-ской тенденции в соц-гии. Кроме того, к последн. трети 19в. в псих-ии появл. теории, к-ые требуют учета сложных социальн. факторов. В соц-гии появл. необх-сть в изучении мотивационных мех-змов чел-ской деят-сти. Рез-том этих встречных движений и явилось псих-ское напр-ие в соц-гии. Псих-ская соц-ия никогда с теоретич. т.зр. не была единым целым. Единств-ое, что объединяло это течение, - стремление сводить социальное к психологическому. В зав-сти от хар-ра выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, «психологию народов», групповую психологию и интеракционизм - межличностные взаимодействия. Психологич. эволюционизм. Сторонники - Л.Ф.Уорд, Ф.Гидденс счит., что «социальные силы - это те же психические силы, действ-щие в коллективном сознании ч-ка». Первичными социальными силами явл. желания, связ-ые с поддержанием жизни. На их осн. возник. более сложн. желания, с пом. к-ых и происх. поступательное развитие общ-ва. Инстинктивизм (У.Мак-Дуголл) основы социальной жизни связ. с биологически наследуемыми инстинктами. «Психология народов» (М. Лацирус, В. Вундт и др.) признает главной силой истории «народный дух», или «дух целого». Осн. задача сторонников концепции - познать сущность народн. духа, открыть законы духовной деят-сти народов. Групповая психология. К концу 19в. стало ясно, что предшеств. школы не дают ключ к пониманию соц. явлений. Возникла попытка искать ответ в особенностях и психологии массового поведения. Интерес социологов к психологии масс не случаен. Наступал 20в. - век социальных потрясений и катаклизмов, век коммунистич. безумия и фашистской диктатуры. Основоположник этого напр-ия Г.Лебон заявил, что европ-ое общ-во вступает в нов. период своего развития - «эру толпы», что влечет упадок цивилизации. Обществ. жизнь все более опр-ся поведением толпы, к-ая по своим психологич. хар-кам всегда представляет разрушит. силу. Теория подражания (интеракционализм). Её сторонники Г.Тард, П.Сигель и др. полагали, что социальн. законы - это з-ны подражания. Ч-к как всякое соц. существо, склонен к подражанию. Подражания возн., когда появл. удачные открытия или изобретения, инновации, к-ые явл. продуктом индивидуального творчества. Круг этих подр-ий имеют тенденцию расширяться до тех пор, пока не вступает в «логическую дуэль» с новым подражанием. Взаимодействие подр-ний и открытий ведет к возникновению новых обществ. явлений. Отправной пункт всех обществ. изменений - обновляющая мысль, а закон всемирного повторения – осн. закон обществ. жизни. Психоаналитическая ориентация. К 20в. психол. школы исчерпали себя, но в соц-ии утвердилась и надолго сохр-ся психоаналитич. тенденция. 3. Фрейд (1856-1939) полагал, что ч-к и общ-во нах-ся в состоянии постоянного конфликта. Повинна в этом конфликте консервативная природа человека, в к-ой доминируют бессознательные импульсы «ОНО», имеющие в своей основе сексуальный хар-р. Эти могучие природные импульсы имеют решающее значение не только для ч-ка, но для историч. развития общ-ва, т.к. динамика сознательного и бессознательного опр-ет природу общ-ва, его функцион-ние и конфликты. Осн-ым у Фрейда явл. представление о том, что поведение ч-ка опр-ют иррац-ные психич. силы, а не законы обществ-го развития, что интеллект есть аппарат маскировки этих сил, социальная среда и ч-к нах-ся в сост-ии вечной и тайной войны, т.к. среда с пом. мех-змов социального господства, особенно кул-ры, подавляет природу ч-ка. Подавление, т.е. нормы и запреты личности, ведет к развитию неврозов, т.е. к разрушению. Но, с др. стор., обуздание инстинктов, сублимация их в творч-ие сферы деят-сти явл. условием нормальн. существования общ-ва, развития кул-ры, предохраняет чел-во от разрушения. Борьба м/д этими вытесненными и ищущими выхода влечениями, обществ. запретами - одна из осн. идей социальн. теории психоанализа. Неофрейдизм. Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, к-го также интересовала проблема взаимоотн. ч-ка и общ-ва. Но в отлич. Фрейда он счит. первичные потенции человека позитивными. Ч-к по своей природной сущности хорош. Плохо общ-во. Идея патологичности и репрессивности существующих обществ по отн-ию к ч-ку явл. у Э. Фромма центральной. Ч-к, по Фромму, живет в условиях враждебного ему общ-ва. Формой связи м/д общ-вом и психикой индивида явл. социальн. хар-р, являющийся рез-том фундаментального опыта и образа жизни, общего для группы, класса, как «ядро структуры характера», свойственное большинству членов определенной культуры.

31.Уорд. Используя идею Спенсера о всеобщей эволюции и попытался наполнить ее чел. содержанием, т.е. представить этот этап космической эволюции как реализацию сознательно поставл. цели, как направл. разв., в рамках кот. более важн. роль играют псих. (сознат.), а не чисто биологич. факторы. Основополагающими обществен. запросами явл. увеличение наслаждения и уменьш. страдания. Желание быть счастливым – основной стимул всех обществен. движений и это желание поддерживало все прошл. моральн. и религиозн. сист. Учение о сущн. универсальн. соц. сил. К существен. обществен. силам относятся: 1. силы предохранит. (положит. – вкус и стремление к удовольств.; отриц. – стремления избежать страдания). 2.силы вопроизводящие (прямы (половые и любовные желания); непрямые – родительские и родствен. чувства). Силы обществен. – силы псих., сл-но соц-гия должна иметь псих. базис. Мотивы групп. поведения объясн. действием яда псих. сил, кот. относятся к сфере мотивации поведения личн. и не могли охватывать всей совокупн. соц. факторов, влияющих на формир. этой мотивации. Основой всех действий личн., первонач. соц. силой явл. желания, выражающ. прир. импульсы чел. Многообразие чел. желаний группир. вокруг 2 осн. – удовлетворения голода и жажды, и удовлетворения половых потребн., связ. со стремлением продолжить род. Активное поведение чел. направл. на преобраз. ествеств. окруж. среды. Гл. движ. сила истор. разв. - чел. интеллект. Противоречивость чел. существования: интересы индивидов сталкиваются и в общ-вен. жизни идет пост. борьба за существование. Единствен. основой для формир. всех соц. учреждений явл. первичн., однородн., недифференцирован. общ-вен. плазма – групп. чувство безопасности. Чел. желания связ. с удовл. жажды и голода, породили труд и обман. Обман – специфич. разновидность труда. Поведение чел. определяется и репродукт. силами (секс., романтич., супруж., материнск., кровн. любовь). В прир. этих сил – источн. неравенства муж. и жен. Псих. факторы цивилизации: субъективн. (чувства, личн. проявл. души, эмоции); объективн. (интеллект, интуиция, способн. к изобретению, творчеству); социально синтезир. факторы (экономию прир., экономию ума, соц. аспекты проявл. воли и интеллекта, социократию). Конц. социогении – высш. кач. ступень эволюции всего сущего. Синтезир. все прир. и соц. силы, обладая неким чувством и разумн. целью. Идеальн. общ-во – социократия, где есть научн. контроль соц. сил посредством коллективн. разума общ-ва. Фундамент. закон соц. разв. – борьба за организ.

33.Общая хар-ка концепций инстинктивизма. Инстинктивизм в социологии — направление, пытавшееся объяснять соц явления и процессы посредством обращения к биолог природе человека. Близкие этому идеи прослеживаются у разных авторов на протяжении истории науки. Концептуально направление оформилось на рубеже 19—20 вв. Его стержнем стала теория инстинктов соц поведения У. Мак-Дугалла, главная идея к-рой заключается в том, что причиной соц поведения признаются врожденные инстинкты, выражающие стремление к цели как общее кач-во, объединяющее человека и животных. Мак-Дугалл создал “целевую”, или “гормическую” (от “гормэ” — стремление, желание, порыв), концепцию поведения. Согласно ей, организм наделен энергией, проявляющейся, в гормэ — движущей силе интуитивного характера и реализующейся в действии инстинктов. Набор инстинктов человека связан с психофизическим предрасположением — наличием наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Действие инстинкта включает аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Их внутр. выражение — неосознанные эмоции, влияющие на сознание и детерминирующие поведение. Человек обладает следующими осн. парами связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы связан с гневом и страхом; бегства — с чувством самосохранения; воспроизведения рода — с ревностью и женской робостью; приобретения — с чувством собственности; строительства — с чувством созидания; стадный инстинкт — с чувством принадлежности и т. д. Из этих инстинктов Мак-Дугалл выводит осн. соц ин-ты (семья, торговля и др.) и процессы (войны). Haибольшее значение придается стадному инстинкту, удерживающему людей вместе и лежащему в основе большинства соц ин-тов. Следствия этого инстинкта — рост городов, коллективный характер труда, досуга, массовые сборища и т. п. Др. видный представитель И., Лебон, доказывал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей (“толп”) ими правят бессознательные инстинкты, проявляющиеся именно тогда, когда человек попадает в такую большую массу. В толпе снижается уровень интеллекта, падают ответственность, самостоятельность и критичность, исчезает личность как таковая. Приверженцы И. по-разному трактуют не только содержание, но число “базовых инстинктов”: Мак-Дугалл называл вначале 11, потом 14, затем 18 осн. инстинктов; Фрейд свел их к двум осн. К 1924 г. насчитывалось суммарно 15789 отдельных инстинктов, что не только снижало объяснительную силу И., но и подрывало доверие к нему. Кроме того, интерпретация соц поведения как врожденного стремления к цели узаконивала роль иррациональных, бессознательных влечений в кач-ве движущих сил не только индивида, но и об-ва в целом, что было чревато опасными выводами.

34. Инстинктивизм в соц-гии напр-ние, пытавшееся объяснять соц. явления и процессы посредством обращения к биологич. природе ч-ка. Концептуально напр-ние оформилось на рубеже 19—20вв. Его стержнем стала теория инстинктов социальн. поведения У. Мак-Дугалла, главная идея к-ой заключ. в том, что причиной соц. поведения признаются врожденные инстинкты, выражающие стремление к цели как общее кач-во, объединяющее ч-ка и животных. В противовес бихевиоризму Мак-Дугалл создал “целевую”, или “гормическую”, концепцию поведения. Согласно ей, организм наделен витальной энергией, проявляющейся, в гормэ — движущей силе интуитивного хар-ра и реализующейся в действии инстинктов. Набор инстинктов ч-ка связан с психофизич. предрасположением — наличием наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Действие инстинкта включ. аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Их внутр. выражение — неосознанные эмоции, влияющие на сознание и детерминирующие поведение. Ч-к обладает следующими осн. парами связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы связан с гневом и страхом; бегства — с чувством самосохранения; воспроизведения рода — с ревностью и женской робостью; приобретения — с чувством собственности; строительства — с чувством созидания; стадный инстинкт — с чувством принадлежности и т. д. Из этих инстинктов М-Дуг. выводит осн. социальн. ин-ты (семья, торговля и др.) и процессы (напр., войны). Haибольш. значение придается стадному инстинкту, удерживающему людей вместе и лежащему в основе большинства социальн. ин-тов. Следствия этого инстинкта — рост городов, коллективный хар-р труда, досуга, массовые сборища и т. п. Число “базовых инстинктов”: Мак-Дугалл называл вначале 11, потом 14, затем 18 осн. инстинктов. Мак-Дуг. Уильям (1871-1938) - англо-амер. психолог и социальный психолог, представитель инстинктивизма в социологии. Провозгласив психологию "основным базисом", на к-ом д.б. построены все социальн. науки - этика, эк-ка, наука о гос-ве, фил-фия, история, соц-гия, М.-Д. стремился создать психосоциальную систему обществ. дисциплин. Главн. место в учении М.-Д. занимают социально-психологическая теория личности и дифференцированная классификация социальных инстинктов, импульсов, эмоций.

35. Фрейд. Уч. о чел. – совокупн. разнопорядковых конц. о прир. и сущн. чел., его психике, формир., разв. и стр-ре личн. причинах и механизмах деят. и повед. чел. в различн. соц. общностях. Начало и осн. псих. жизни чел. – различн. инстинкты, влечения и желания, изначальн. присущие чел. организ. Ф. показал, как важно, прослеживая становление хар-ра чел. - его строение и динамику, учитывать детские годы и испытанное ребенком в этом периоде, в особенности отн. в семье, от кот. зависит формир. его хар-ра, его мотивац. сферы. Ф. вовлек в круг научн. анализа: чув-ва вины, неполноц., тревожности, уход от реальн. сит. в обл. грез, возникн. внутр. тенд. к агрессивн. Ф. подчеркивал негат. стороны чел. прир., мало учитывал моральн. и интеллект. аспекты. Чел. движет не стремл. к самосовершенств., а стремл. к удовольств. Прир. чел. Ф. определял эгоистичной и агрессивной, а доброта – сдерживающее начало этой агрессивности. Причины неврозов взрослого чел. в установках, возникших в детстве. Ничего принц. нового не может развиться в чел. после 5 лет. Все последующие тревоги лишь воспроизводят 1, возникшую однажды в детстве. В кажд. чел. от рожд. заложены влечения нцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства) и жажда убийства. Ф. подчеркивал прир. начало в чел.; не допускал, что чел. общ-ва могут существенно отличаться др. от др.: то, что считается в 1 общ-ве неврозом, в др. выглядит как ценное кач-во хар-ра. Важн. роль в формир. чел. и его жизни играют 2 космич. инстинкта – Эрос (секс. инстинкт, инст. жизни, самосохр.) и Танатос (инст. смерт, агрессии, разрушения). Чел. деят. – рез. борьбы между Эр. и Тан., они явл. осн. двигателем прогресса. Неврозы могут возник. из-за подавл. эротич. влечения. Либидо – полов. голод, кот. отраж. полов. потребн. чел. и животн., как всеобщ. секс. окраш. псих. энергию. Комплекс Эдипа – неосознав. установка, осн. содерж. кот. явл. Эрот. влечение ребенка к матери и связан. с ним агрессивн. чув-во к отцу; передается по наследству. Стр-ра личн.: оно (бессозн., иррац. реакции и импульсы; неорганиз. сама в себе сфера личн.), я (происходит от комплеска Эдипа, разумность и руссудит.), сверх-я (продукт культ., комплекс совести, моральн. черт и норм повед.). 2 типа чел. общ-ностей – толпа (неорганиз. сборище) и масса (организ. толпа, в кот. устанвлив. некот. общ-ность инд. др. с др.; сообщество людей, одним из отлич. призн. кот. явл. либидонозная привзянность к вождю и между индивидами). Естеств. масса – самоорганиз., искусствен. – требует для своего сохр. известн. внешн. насилия.

36. Лебон: психология народов, масс, толпы. Гл направление – область писхологии народов и масс. Телеологический хар-р истории и механич. действие ее законов, столкновение с кот-ми приводит к поражению ч-ка. Каждый народ обладает душ. строем столь же устойчивым, как и его анатомические особенности, и от него-то и происходят его чувства, его мысли, учреждения, верования и искусства. Нравств. и интеллект признаки, ассоциация кот-х образует душу народа – синтез прошл опыта. Новый этап развития – эра толп (замена созн деят-ти индивида бессознат. деят-тью толп). Толпа как группа людей, охваченных общими настроениями, стремлениями, чувствами. Хар черты: зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, восприимчивость к внушению, готовность у импульс. Действиям и бездумному следованию за лидером. Наступление эры толпы – начало упадка цивилизации (деперсонализация и деиндивидуализация). Факт принадлежности ч-ка к толпе достаточен для образования коллективной души, благодаря кот-й они соввем иначе чувствуют, мыслят и действуют. Поведение в толпе обуславливается действием бессознательного з-на дух единства толпы. Утрата личностных качеств и индивид. черт ведет к превращению ч-ка в иррацион. сущ-во, стремящееся к немедленной некритич реализации внушенных ему идей. 2 осн вида толпы: разнородная (уличная, парламентское собрание) и однородн (секта, класс).

37.Теория подражания Г.Тарда. Г. Тард рассматривает общество как продукт взаимодействия индивидуаль­ных сознаний на основе общения людей. Общ-во — это совокупность людей, участвующих в потоке подражания. В современном обществе подражание «обычаю» полностью уступило место подражанию «моды» — модернизации. В связи в этим встают вопросы источника моды как распространения и превращения в обычаи. Применительно с соц миру единственным источником его развития является новое знание — открытия, изобретения новых элементов культуры, которые возникают вследствие инициативы и оригинальности отдельных талантливых людей, их актов тв-ва. Именно они, по мне­нию Тарда, являются причиной действия других людей, то есть огромного кол-ва подражаний по всему миру: подражанием — модой или подра­жанием — привычкой, подражанием — симпатией. Общественный процесс предстает как изобретение и подра­жание, и само общество — это ряд сходств, произведенных разнообразными видами подражаний. Тард развивает теорию «трех основных социальных процессов»: а) подражание (повторение), б) противоположение (оппозиция), в) приспособ­ление (адаптации). Тард рассматривает подражание как «владычество примера», когда всякая новация в сфере общественной жизни усваивается и повторяется многими людьми, обогащая их разнообразную деятельность, жизнь и расширяя власть над природой. Подражание составляет основной способ — движущую силу общественного прогресса: оно есть неодолимое психическое стремление людей ко взаимному подражанию. Подража­ния не обедняют, а обогащают удовлетворение потребностей людей. Тард рассматривает исторический процесс как непрерывную цепь подражаний. При этом кредо закона подражания: любое но­вовведение в сфере соц отнош распространяется по направ­лению от социальных верхов к социальным низам. Само оно проходит три стадии: 1.медленного распространения из-за борь­бы с существующим; 2.быстрого роста; 3.постепенного перехода к норме. Тард выделяет три основных типа подражания: а) взаимное подража­ние; б) подражание обычаям и образцам; в) обдуманное подражание. Закон подражания выражает бесконечное стремление людей к усвоению, восстановлению и распространению новшеств, обога­щающих образ жизни и культуру народов.

41.В. Парето о логических и нелогических действиях. Предметом социологии, по П., является поведение людей. Все поступки людей П. разделил на логические и нелогические. Первые – это целесообразные, руководимые осознанными целями, поступки. Вторые – это неосознанные, инстинктивные поступки. В самой жизни оба типа выступают всегда в смешанной форме. Логическими действиями Парето считал такие, при которых: субъективные соотношения цели и средства совпадают с объективной данностью, установленной логически и экспериментально. При нелогических действиях отсутствует согласование субъективной и объективной реальности. Оно отсутствует, потому что между ними вклиниваются чувства мировоззрения, вера и т.п. Парето называет это "осадком". Однако люди неохотно признают, что действуют иррационально, а часто они этого просто не понимают. Поэтому они придумывают рациональное объяснение, словесные оправдания своих действий, которые должны придать им логичный вид. Их Парето просто назвал "производными" (деривациями). Движущей силой общественного развития служат нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс побудительных инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устойчивую психическую константу любого нелогического действия. "Остатки" П. разделил на шесть следующих классов: 1) инстинкт комбинаций, он чаще всего встречается у добивающихся успеха политиков; 2) постоянство агрегатов, которое обусловливает, например, длительное существование династий, опирающихся на "законность" и устойчивость религиозных взглядов; 3) потребность в демонстрации собственных чувств, скажем, через ритуальные или культовые действия или сохранение форм проявления почтения при иерархическом строе; 4) инстинкт общительности, с которым связана, например, потребность в признании соц группой; 5) инстинкт целостности индивида, направленный на обеспечение безопасности собственности и личности, стремящейся к тому же получить предпочтение со стороны общ-ва; 6) инстинкт сексуальности, на который накладывается табу с помощью мифов или требования публично демонстрировать добродетели. "Производные" П. тоже классифицировал на четыре группы: 1) простые утверждения; 2) утверждения, подкрепленные каким-либо авторитетом; 3) утверждения, опирающиеся на манипулятивное использование чувств, например, заигрывание с народом в личных или партийных интересах; 4) утверждения, зависящие исключительно от словесных доказательств. Каждый класс "остатков" состоит из многих элементов, а четыре класса "производных" состоят из семнадцати различных форм. Пятьдесят два "остатка" могут вступать в различные сочетания друг с другом и с семнадцатью формами "производных". Классификацию "остатков" и "производных" П. положил в основу объяснения всех общественных явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной соц процесс или феномен.

38. Фромм о ч-ке и общ-ве. Суть социально-психологич. метода, разраб-го Фроммом — в применении психоанализа к изучению общ-ва. Метод психоанализа личности, созданный Фрейдом, сост. в изучении воздействия индивидуальной жизненной судьбы (особенно в детстве) на развитие психики личности. Напр., при деспотичных родителях или воспитателях у ребёнка может развиться замкнутость и враждебность. А ребёнок, выросший в атмосфере родительской любви и взаимного уважения, приобретёт здоровые черты психики. Но, с др. стор., этот ч-к, вероятно, вступит в конфликт с общ-вом, если в нём господствуют деспотические отн-ния. Сов-сть черт хар-ра, общая для больш-ва членов соц. группы складывается в рез-те общих для них переживаний и общ. образа жизни. Такую сов-сть Фромм наз. социальным хар-ром. Данное понятие становится базовым в его учении об общ-ве. Для ч-ка невыносимо всю жизнь выполнять работу, к-ая не соотв. осн. чертам его личности. Это неизбежно разрушительно скажется на его психич. и физич. здоровье, и свои задачи в обществ. произв-ве этот ч-к удовлетворительно выполнять не сможет. Такое несоотв-вие хар-ра людей их соц.-экономич-ой роли широко проявляется в периоды социальн. катастроф. В периоды обществ. стабильности черты хар-ра представителей той или иной соц. группы д.б. как-то приспособлены к существующей соц.-экономической системе, ведь людям необх-мо состояние отн-ного психологич. комфорта. Социальн. хар-р явл. мех-змом приспособления к системе. Он формир-ся ч/з воспитание в «среднестатистич.» семье и ч/з кул-ру данного общ-ва. Приспосабливаясь к соц. условиям, ч-к развив. в себе те черты хар-ра, к-ые побуждают его хотеть действовать именно так, как это целесообразно для данного общ-ва. Когда черты хар-ра большинства членов общ-ва — т.е. соц. хар-р — соответ. этой целесообразности, они превращ-ся в производительную силу, необх-мую для функционир-ния этого общ-ва. Соц. хар-р предопределяет, какие идеи и ценности, идеологич. системы будут восприняты его носителями. Причём на основании хар-ров разных обществ — или классов внутри общ-ва — развиваются и обретают силу разные идеи. Открытая Фроммом роль соц. хар-ра в развитии общ-ва следующая. Формируясь в рез-те приспособления психики индивидов к соц.-экономич. условиям, он становится производительной силой общ-ва, а также опр-ет господствующие в общ-ве идеи. При изменении соц.-экономич. условий нач. меняться и соц. хар-р, что приводит к появлению новых психологич. потребностей и новых тревог. Новые потребности и тревоги порождают нов. идеи и подготавливают людей к их восприятию. В свою очередь, нов. идеи ч/з воспитание усиливают новый соц. хар-р, к-ый укрепляет новый соц.-экономич. порядок. Фромм говорил о здоровом общ-ве. Есть два подхода к понятию «норма», говорит Фромм. 1й подход: нормально то, что соотв. общепринятым стандартам; в этом случае вопрос о нормальности самих общепринятых стандартов не ставится. 2й подход заключ. в признании существования неких объективных критериев нормальности, не зависящих от «общепринятого». В этом случае общ-во окажется здоровым, если его общепринятые нормы соотв. объективным критериям нормальности, и нездоровым, если не соотв. Фромм придерживался 2го подхода. Фромм обращ. к эмпирическому научному знанию: «…Здоровым явл. общ-во, соотв-щее потребностям ч-ка, — не обязательно тому, что ему кажется его потребностями, ибо даже наиболее патологические цели субъективно могут восприниматься как самые желанные; но тому, что объективно явл-ся его потребностями, к-ые можно опр-ть в процессе изучения ч-ка». Социальн. мыслитель провозглашает необх-сть создания науки о ч-ке — прикладной науки, предметом к-ой было бы здоровье общ-ва. Фромм предложил проекты общественных преобразований, с кых могло бы начаться создание здорового общ-ва. Суть этих предложений в создании небольших «групп межличностного общения», в к-ых близкие друг другу люди в условиях свободного получения всей необх-ой инф-ции обсуждали бы самые разные вопросы экон-ки, политики, образования, здравоохран. и др. сфер жизни. Сумма решений этих групп стала бы основой политики общ-ва в различн. областях. Эти группы могли бы при необх-сти собираться на ассамблеи по неск-ко сотен чел-к. Наряду с этими группами должны сущ-ть независимые исследовательские и экспертные центры, состоящие из психологов, физиологов, антропологов, экологов, экономистов и др. специалистов зарождающейся науки о ч-ке. Таким обр., общественный проект Фромма заключ. в создании условий для развития наиболее здоровых черт соц-го хар-ра. Последний, в свою очередь, должен стать мощным фактором развития нового общ-ва.

39.Кули. В осн. соц-ской теор. К. – соц. органицизм (основан на ментальной прир. соц. организма — «сверх-Я», «большом созн») и признание основополаг. роли созн. в формир. соц. процессов. К. называл себя монистом, рассматривал общ-во, соц. гр. и индивида как единый живой организм; ввел понятие малых, первичн. гр. (семья, гр. ровней, соседство, местные общины) и вторичн. общ-вен. инст. Исх. предпос. его теор. было утверждение о соц. прир. чел., можно назвать образом чел. как культ. существа. Соц. прир. чел. вырабатывается в чел. при помощи простых форм интимн. взаимод. или первичн. гр., особенно семейных и соседских, кот. существ. везде и всегда воздейств. на индивида одинаково. Она представл. некий общий для всего чел-ва комплекс соц. чув-в, установок, моральн. норм, составл. универс. дух. среду чел. деят. Соц. прир. чел. соответств. особое соц. позн., кот. способно соединять видимое поведение с воображением соответств. внутр. процессов созн. Теор. зеркальн. Я, в кот. К. стремился преодолеть противопоставл. индивида и общ-ва. Он исходит из постулата о том, что общ-во формирует индивидов, а индивиды конструируют общ-во. Теор. зеркал. Я основыв. на 3 постулатах: 1.в процессе взаимод. др. с др. люди способны представлять, как они восприним. обобщенным др.; 2) люди способны осознавать хар-р ответных реакций обобщенных др.; 3) люди развивают самопредставления, чув-ва гордости или подавленности в зависим. от того, каким им видятся представл. обобщенных др. Самосозн. и ценностн. ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, гл. образом из той же соц. гр. В процессе формир. самости важную роль играют первичн. гр. (семья, сверстники, соседи). Если представит. первичн. гр. уважительно относятся к ребенку, то это зеркал. отражается на нем – реб. сам начинает уважать себя, что проявл. в адекватн. соц. действиях. На разв. самости с самого нач. оказывают влияние половое различие и секс. социализ. Девочк. более откровенно заботятся о своем соц. образе; более склонны перейти на т.зр. окруж., радуются или нет в завис. от их расположения к себе. Индивиды получают самоидентифик. от общ-ва. Жен. и муж. нужд. в пост. поддержке со стороны общ-ва. В зрелом возрасте – со стороны вторичн. общ-вен. инст. Кажд. общ-вен. стр-ра имеет свой механизм пр-ва самоидентиф., и индивиды находят себе место в рамках сист. соц. контроля, соответств. их самоидентиф. К. предложил метод исслед. созн. индивидов - симпатическим самонаблюд. (суть – соц-г представляет себя в виде соц. субъекта в различн. сит., предполагая соответств. им своё поведение; так можно понять знач. и мотивы соц. поведения вообще).

40. Соц идеи Парето. Осн. работы Парето: "Курс политэкономии", "Трактат по общей социологии", "Трансформация демократии" говорят о его позитивистской направленности как ученого: неприятие априорных суждений и понятий в соц-гии, утверждение эмпир-й обоснованности знаний об об-ве, опора на описание фактов и т.д. М-д иссл-ния соц. жизни получил у него название “логико-экспериментального”. Соц-гия д.б. точной наукой, исп-ть только эмпирически обоснованные суждения, строго соблюдать лог. правила при переходе от наблюдений к обобщениям, недопустимо привносить идейные мотивы, кот-е могут только исказить факты. Высоко оценивая свой метод, Парето утверждал, что ни одна наука за последние сто лет не отвечает его выс. требованиям. Гл. в понимании с-мы Парето - его концепция соц-х действий, кот-е он делит на логич., где средства и цели связаны объективной логикой и потому ведут к достижению целей, и нелогич., где люди руков-ся субъект. логикой, не основ-й на действительно сущ-х связях. Цель социологии Парето – логич. изучение нелогич. поступков. Источник движения соц. с-ма или побудительные силы нелогич. поступков Парето видит к "остатках" и "производных". Остатки – пост. величина в с-ме поведения ч-ка, а производные - переменная, эквивалент идеологии или оправдательной теории, цель кот-х маскировка нелогич. хар-ра действий. Концепция "круговорота элит" Парето - его взгляд на соц. стр-ру и причины соц. изменений. Концепция об-ва как с-мы, находящейся в состоянии равновесия, заняла достойное место в структурно-функциональном анализе. Заслугой Парето явл-ся отрицание им простого, однолинейного причинно-следственного отношения.

42.Теория элит и их круговорот В Парето. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. Парето наз. историю кладбищем элит, т.е. привилегированных меньшинств, к-ые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою оч. способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися кач-вами родителей. Необх-сть постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, к-ая помогла им когда-то завоевать место под солнцем. Обоснованием роли элиты он считал стремление общ-ва к социальному равновесию, а это состояние обеспеч-ся взаимодействием множества сил, названных Парето, элементами. Он выделял 4 глав. эл-та: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким обр., используя психологический подход в анализе общ-ва и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Чел-ское общ-во неоднородно и индивиды различ-ся интеллектуально, физически и морально».Парето определял элиту по её врожденным психологич. свойствам, а глав. идея термина «элита» — превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характер-щую способности индивида в той или иной сфере деят-сти. Элита разделяется на 2 части: «правящую» и «неправящую», первая непоср-но участвует в управлении, а вторая — далека от непоср-ного принятия властных решений. Этот малочисленный класс удерживается у власти частично силой, частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основ-ся на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита д.б. готова к применению силы. Таким образом=> Теория "круговорота элит" строится на осн. исслед-ния врожденных биопсихологических свойств индивидов. Однако политические, идеологические и экономические изменения не явл. простым следствием изменений в личном составе правящего меньшинства. Процесс циркуляции элит выражает глубокие обществ. процессы, прежде всего соц.-экономич. хар-ра. Политич. изменения происходят тогда, когда правящие группировки не в состоянии разрешить соц.-экономич. проблемы, возникающие в ходе обществ. практики, и вынуждены прибегнуть к политич. маневрированию.

43.Дюркгейм – общая хар-ка. Изучал? о прир. общ-ва и его кризисе, интегративн. соц. начало, знач. общ-вен. солидарн. и разд. труда, сущность и ф-ции общ-вен. соз., методы соц-ского исслед. и статус соц-гии как науки. Основат. соц-ского реализма; функционализма; соц-гии религии. При изуч. общ-ва требовал объяснять «социальное социальным». Соц.-полит. взгляды Д. носили реформаторск. хар-р; выступал теоретиком буржуазо-либеральн. движ. за всеобщ. солидарн., класс. мир и согласие, за отделение церкви от гос-ва. Социализм носит эмоц. хар-р, в нем нет научности. Научн. социализм, кот. основывается на общ-вен. явл. – это соц. патология, кот. можно вылечить путем реформ. Соц.? -? о соц. неравенстве, сводил к? о регуляции моральн. отн. Суть соц.-полит. позиции Д. – поиск 3 пути между монархич.-клерикальной реакцией и революц. социалистич. движением, обоснование буржуазн. реформаторства. Для превращения соц-гии в самост. науку нужно наличие особого предм. этой науки и особен. метода. Соц-гия должна изучать соц. реальность, эл. кот. явл. соц. факты, кот. в совокупн. создают общ-во. Соц-гия занимает центр. место среди общ-вен. наук, она дает всем др. общ-вен. наукам метод и теор. Пробл. соц-гии – соц. реальн. как таковая. В теор. поним. общ-ва 2 тенд.: натурализм (понимание общ-ва и его закономерн. по аналогии с прир.) и соц. реализм. (поним. общ-ва как реальн. особого рода, отличн. от др. видов реальн.). При рассмотр. генезиса коллективн. и общ. созн. Д. опирается на идею непрерывн. разв. прир. и творч. синтеза простого в сложное. Соц. отн. – отн. ассоциации, в рез. кот. возникает новое кач-во – соц. жизнь. Гл. призн. соц. фактов: независ., объективн. существование и их принудит. хар-р, т.е. способн. оказать на индивида внешн. давл., это коллективн. представл. или факты коллективн. созн. Цель соц-гии – не только описание и упорядочение соц. фактов через наблюд. объективн. проявления, но и установл. более глубоких прич. связей и законов. Наличие закона в соц. мире свидетельств. о научности соц-гии., кот. раскрывает этот закон. Осн. пробл. метода – теор. обоснование возможностей научн. объясн. соц. фактов. Гл. идея Д. – идея солидарн., стремление айти ответ на? какие связи объединяют людей в общ-во. Сила, кот. создает общ-вен. целое и способств. его сохр. – разд. труда (проф. специализ.; причина этого – рост народонас., кот. обуславл. интенсивн. соц. жизни, объема общ-ва). Приоритет – религия (продукт соц. среды; общ-во – автор и предм. религиозн. культа, создает религию и вызывает религиозн. поклонение, явл. богом и верующим одноврем.) и мораль (сист. объективн. правил повед.; выводил из соц. усл., среды; конц. социологизма). Цель воспит. – формир. соц. существа, развитие в ребенке тех кач-в и св-в личн., кот. нужны общ-ву. Антропологич. теор. – опиралась на двойствен. чел. прир. (биологич. – способн., биолог. ф-ции, страсть; соц. – нормы, ценности, идеалы, созд. воспитанием; 2 прир. находятся в противореч.).

45.Дюркгейм о солидарности и раздел труда. Центральная проблема в творчестве Дюркгейма – это проблема соц солидарности. Еще в своей докторской диссертации он утверждал, что солидарность базируется на разделении труда. Дюркгеймовская теория разделения общ труда формировалась под влиянием теорий Конта, Спенсера и Тенниса. По его мнению, существует два истор типа солидарности. Первый тип – механическая солидарность, или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивид черт. Этот тип солидарности наблюдается в архаических обществах. С возникновением разделения труда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме. Этот второй, более развитый тип солидарности был назван Дюркгеймом органическим. Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если в архаических обществах соц солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании», то в развитых соц системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене, причем «коллект сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Разделение труда, понимаемое не как чисто эконом, а всеохватывающее соц. В работе «О разделении общ труда» эволюционистский подход сочетается со структурно-функциональным. Классификация автором соц стр-р и рассмотрение сложных общ-в как сочетания простых основаны на эволюц представлении о последовательной смене во времени одних соц видов другими. Дюркгейм делает предпочтение в пользу представления о сложности и многообразии путей соц эволюции. Он склонен главным образом говорить не об общ-ве, а об общ-вах. Дюркгейм признает сохранение элементов «механической» солидарности при господстве «органической».

46.Соц. концепция морали Дюркгейма. Мораль рассм-сь Дюркгеймом как система объективных правил поведения, отличительным признаком к-ых была их императивность, принудительность и личная заинтересованность в моральных ценностях - объективных, общественных по своей природе благах. В любом случае Дюрк. утверждал социальную сущность М. и подчеркивая ее «священный хар-р», поскольку М., как и религия, имеет своим источником и объектом общ-во, превосходящее индивида по своей силе и авторитету. Связывая М. с общественными условиями, ее порождающим Дюрк. не считал возможным выдвигать и обосновывать т


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: