Тема 4.Темперамент

Темпераментом обозначается та часть свойств человека, которая характеризует динамику его поведения: скорость, активность, темп, эмоциональную насыщенность.

В.Д.Небылицыным выделяется три основных компонента темперамента: 1) общая психическая активность, состоящая в стремлении личности к самовыражению и преобразованию окружающей среды, 2) моторный компонент, проявляющийся в силе, резкости, быстроте и темпе мышечной и речевой деятельности, 3) эмоциональный компонент, характеризующий легкость возникновения и силу эмоциональных процессов. Все они взаимосвязаны между собой и характеризуют определенный тип темперамента.

История изучения темперамента восходит к Гиппократу, который первым выделил четыре типа в зависимости от преобладания одной из жидкостей в организме человека: сангвиник (кровь), холерик (желчь), меланхолик (черная желчь) и флегматик (слизь). Конечно, объяснения, лежащие в основе этой классификации темперамента, к настоящему времени устарели, однако описанные типы поведения можно наблюдать и у наших современников, чем и объясняется живучесть данной типологии.

Современные исследователи пришли к выводу о том, что физиологической основой темперамента служат свойства нервной системы. Свойства темперамента являются врожденными, то есть они предопределены отчасти генетически, отчасти теми воздействиями, которые испытывает плод в процессе внутриутробного развития. После рождения темперамент продолжает формироваться до юношеского возраста.

По мнению В.С. Мерлина, развитие темперамента включает три аспекта:

1) созревание темперамента по принципу развертывания, согласно которому разные свойства темперамента возникают и проявляются в разном возрасте, независимо от внешних воздействий (например, тревожность - в первые месяцы жизни, импульсивность – в начале второго года, агрессивность – в 2,5 года);

2) изменение отдельных свойств темперамента по величине под влиянием внешних воздействий (например, противоречивость требований к ребенку со стороны родителей может привести к повышению уровня его тревожности);

3) возникновение связей между отдельными свойствами темперамента, приводящие к их согласованности и взаимодополнению.

У зрелого человека темперамент мало поддается изменению на протяжении всей жизни и проявляется в любых его формах деятельности и поведения. Только очень тяжелые болезни или потрясения могут привести к необратимым изменениям темперамента. Старение также приводит к изменению свойств темперамента, поскольку сопровождается в преклонном возрасте изменением свойств нервной системы.

Однако существуют факторы, которые маскируют проявления темперамента. Одним из них является характер. Он является продуктом социализации человека, и одна из его функций состоит в окультуривании поведения человека, в приведении его в соответствие с нормами, принятыми в обществе. Таким образом, характер искажает проявление природных данных человека. Например, известная английская сдержанность объясняется запретом на бурное выражение эмоций, а не отсутствием таковых. Однако, в ситуации, которая не требует сдержанности, человек может дать волю чувствам и проявить свой темперамент. Известно, что английские футбольные фанаты считаются самыми большими хулиганами.

Вторым маскирующим фактором являются мотивы поведения человека. В ситуации, когда человек сильно мотивирован на достижение какой-то важной для него цели, он будет проявлять большую активность и расторопность, даже если по свойствам темперамента он является медлительным и вялым. И, наоборот, если мероприятие не интересно человеку, он будет проявлять низкий уровень активности и участия в нем. Эти факты свидетельствуют о том, что по поведению взрослого человека трудно определить его темперамент. Наиболее непосредственно он проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не научился скрывать свои эмоции и намерения.

Маскировать проявления темперамента в конкретных ситуациях могут профессиональные навыки и способности. Так, например, диктор или лектор должен говорить с определенной скоростью во время работы, независимо от его природного темпа речи. Однако, вне рабочей ситуации человек, как правило, возвращается к своему нейродинамически обусловленному темпу речи и движений. Люди с высокими интеллектуальными способностями решают интеллектуальные задачи быстрее лиц с низкими способностями, независимо от их свойств темперамента.

В.С.Мерлин выделил ряд признаков, отличающих свойства темперамента от других психических свойств личности:

а) они регулируют динамику психической деятельности в целом;

б) характеризуют особенности динамики психических процессов;

в) имеют устойчивый и постоянный характер;

г) характеризуют тип темперамента;

д) однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

В настоящее время исследователи направляют свои усилия на изучение не типов темперамента, а отдельных свойств, которые обусловливают индивидуальные особенности поведения.

У разных авторов существуют свои представления о составе и числе свойств темперамента.

В.С.Мерлин выделяет девять основных свойств темперамента.

1. Эмоциональная возбудимость – отвечает за легкость и быстроту возникновения эмоций.

2. Возбудимость внимания – связана со скоростью возникновения ориентировочной реакции на новый раздражитель. Это свойство коррелирует с первым, поскольку оба основаны на высокой чувствительности человека к изменениям в окружающей среде.

3. Сила эмоций – характеризует интенсивность эмоциональных реакций человека. Это свойство находится в обратной зависимости с первым. Люди с высокой эмоциональной возбудимостью, как правило, переживают эмоциональные состояния менее интенсивно, иначе это привело бы их к эмоциональному истощению.

4. Тревожность – эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, которая сопровождается тревожным ожиданием. Принято различать тревожность как состояние, обусловленное ситуацией (экзамен, непривычная угрожающая обстановка), и тревожность как устойчивая предрасположенность к переживанию тревоги по поводу разных событий.

5. Реактивность (импульсивность) – характеризуется к быстрым недостаточно обдуманным реакциям на внешние раздражители.

6. Активность волевой целенаправленной деятельности – проявляется в упорности и настойчивости в достижении поставленных целей деятельности.

7. Пластичность (в противоположность ригидности) – способность к быстрому приспособлению к изменяющимся требованиям деятельности. Ригидностью называют следование старым стереотипам поведения даже в тех случаях, когда они оказываются неэффективными.

8. Резистентность (работоспособность)– способность к сопротивлению всем внешним и внутренним помехам в процессе выполнения деятельности. Противоположностью является утомляемость.

9. Интроверсия (субъективация) – преимущественная опосредованность деятельности особенностями внутреннего мира личности, направленность процессов на себя. Противоположностью является экстраверсия (объективация), при которой главным для личности выступают объекты внешнего мира (объекты и другие люди).

В.М.Русалов создал свою концепцию темперамента, основанную на теории П.К.Анохина. Он связывает свойства темперамента с блоками функциональной системы Анохина. Кроме того, он рассматривает каждое свойство темперамента в двух вариантах: в предметной деятельности и в социальном взаимодействии. В результате у него получается список, содержащий восемь свойств.

1. Эргичность предметная - высокая энергетическая насыщенность предметной деятельности (работоспособность, гиперактивность), связана с блоком афферентного синтеза.

2. Эргичность социальная – высокая общительность, жажда социальных контактов, связана с блоком афферентного синтеза.

3. Пластичность предметная – гибкость мышления, связана с блоком программирования.

4. Пластичность социальная – легкость вступления в социальные контакты, гибкость смены стилей общения, связана с блоком программирования.

5. Темп предметный – высокая скорость предметной деятельности, связана с блоком исполнения.

6. Темп предметный – высокая скорость коммуникативной деятельности (темп речи, реакций на поведение других людей), связана с блоком исполнения.

7. Эмоциональная чувствительность предметная – высокая чувствительность к неудачам в предметной деятельности, связана с блоком обратной связи.

8. Эмоциональная чувствительность предметная – высокая чувствительность к неудачам в общении, связана с блоком обратной связи.

Классификации В.С.Мерлина и В.М.Русалова взаимно дополняют друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: