Право Древнего Вавилона или законы царя Хаммурапи

Государственный строй Древнего Вавилона.

Правовой статус основных слоев населения Древнего Вавилона.

1. Государственность начала формироваться еще в 6 тысячелетии до н.э. Мы практически ничего не знаем о социальном устройстве и тем более о праве. В 5-4 тыс. до н.э. эти местные цивилизации вытесняются племенами шумеров, которые и стали основателями культуры с самой древней из известных нам государственности. Уже в 3 тысячелетии родоплеменные образования, общины, соседско-родовые общины объединились вокруг храмовых центров, которые играли не только религиозную, но и организационно-хозяйственную роль. Рождается протогосударство, которое было надобщинной организацией. Возникает храмовая собственность, имеется ввиду земельная собственность. В основе этого процесса возникновения над общинных структур лежала объективная потребность коллективных работ. Города-храмы были связаны между собой и с общинами сетью каналов, обслуживали их, организуя коллективный труд. Таких протогосударств, храмовых образований было в тот период в Месопотамии около 20. Историки права традиционно используют греческий термин номы для обозначения этих догосударственных образований. Единого государство шумеры не представляли. Он был скорее союзом таких городов, храмов, среди которых крупнейшими были – ур, урук, аккад, иш. В середине 3 тыс. до н.э. семитское заселение Месопотамии. Семитские народы принесли с собой организованную армию. Это в свою очередь позволило обеспечить большую централизацию, поэтому можно констатировать образование в этот период ранней монархии с центром в Аккаде. В течение нескольких веков 3 тысячелетия храмово-государственное хозяйство продолжает развиваться. большая часть населения – общинники живут в условиях своеобразного коммунизма, с коллективной работой. В 21 веке до н.э. вводится обязательная военная служба, и наконец правитель, монарх приобретает типичные для восточной деспотии черты обожествленного монарха, черт деспотичного монарха. Но с развитием частной собственности эта ранняя монархия ослабевает, децентрализация сделала регион притягательным объектом для набегов соседних кочевых племен. Новое мощное государство оформляется в начале 18 века до н.э. На этот раз его центром становится самый знаменитый в истории Древневосточной цивилизации город Вавилон. Своему возвышению Вавилон в значительной степени обязан действенности шестого правителя Вавилонской династии царь Хаммурапи (1792 до н.э. – год начала его правления). Хаммурапи начал с традиционного для шумерской государственной традиции – с отмены всех долгов государства. Однако дальше он начал действовать как настоящий и при этом успешный реформатор. Во-первых, Хаммурапи осуществил административную реформу. Фактичесаки самостоятельные номы были ликвидированы, Хаммурапи расставляет в этих городах своих заместителей, обеспечивает централизацию государства. Во-вторых, Хаммурапи подчиняет себе, как монарху, храмовую администрацию. Все жрецы в государстве он объявляет рабами царя, следовательно подчинил церковь. В-третьих, Хаммурапи сотворил специальный административный аппарат по контролю за исполнением обязанностей и сбору налогов. Строит вертикаль власти, специальный бюрократический аппарат, контролирующий сбор налогов. Хаммурапи провел судебную реформу. Традиционный общинный суд, суд жрецов сменяется новым порядком официальными государственными судебными органами становятся управители областей в качестве центральных судов создаются специальные царские суды. Таким образом, вводится система государственных судебных органов. В конце своего правления он поставил памятник своему законодательству, обессмертив себя в истории.

В 16 веке до н.э. Вавилонская держава слабеет. Происходит периодические вторжения соседей, возрождения государственности. Так, в 6 веке до н.э. имел место яркий всплеск так называемое новое вавилонское царство громко заявило о себе в лице успешного царя завоевателя и строителя вавилонской башни царя Нобуходосора. Однако уже в 6 веке до н.э., а конкретно в 539 году до н.э. междуречье завоевывают персы и на этом многовековая традиция государственности завершается.

2. Древневавилонское общество считалось рабовледельческим. Рабы существовали и в этом обществе, что было отмечено и замечено в обществе древнего Египта, однако и в этом обществе масштабы применения рабского труда, статус рабов очень трудно сравнивать с тем, что собой представляло собой рабство античного периода. Основную массу населения составляли свободные граждане. А среди них земледельцы-общинники. Общинные земли преобладали в структуре земельной собственности государственности Древнего Вавилона. Общинные земли составляли 4\5 этой земельной собственности в то время как государственные и храмовые всего только пятую часть, а частные всего около двух процентов. Особенностью ДревнеВавилонского общества было наличие в составе свободного населения, свободных земледельцев двух разных по своему статусу категорий людей, которые обозначались терминами авилум и мушкенум. Первые были полноправными свободными общинниками, а вот мушкену, речь идет о категории людей, которые социально ниже статуса авилумов. Мушкену были свободными земледельцами, но были не членами общины, а пользовались участками царской земли. Закон отражал это неравенство, тем что, дешевле оценивал замах на имущество мушкенума, возможные телесные повреждения. Полноправные свободные авилумы не были однородной группой. Причиной разницы в правовом статусе были профессиональные занятия, которые передавались по наследству, что позволяет нам проводить аналогии с сословиями. Приблизительно это было так же кАк и в Древнем Египте. Самый высокий социальный статус имели придворные и высшие жрецы. Высоким был социальный статус и всех остальных культовых служащих, храмовых служителей. Высокое положение в обществе занимали государственные чиновники. На нижних ступеньках социальной лестницы находились писцы, предприниматели, ремесленники, врачи, но выше общинников-земледельцев. Особый статус имели разного рода военнослужащие. Документы, дошедшие до нас, в том числе законы Хаммурапи включают разнообразные обозначения военнослужащих: редум, баирум, лабудум, декум. Главной обязанностью военнослужащих была военная служба, они не имели права уклоняться от похода, предусматривалась смертная казнь за это отклонение для военных. За службу они получали серьезные земельные наделы, около 12 га, который обозначался термином илху (илку). Этот надел служил материальной гарантией их профессиональной военной карьеры, он сохранялся за ними в случае плена, им пользовалась семья пока военнослужащий служил. Уйдя в отсавку, военнослужащий пользовался этим наделом. Этот надел также переходил сыну, если тот выбирал военную карьеру. При этом закон запрещал любые сделки с илху. Не продавать, не отдавать его в залог закон не позволял. Речь шла об экономической гарантии сущетсвоания профессональной военной армии. Наконец, на нижней ступеньке социальной лестнице находились рабы, обозначаемые как вурдум. Статус раба отмечал две важные особенности. Закон Вавилона ограничивал долговое рабство сроком на три года. За долги человек до этого свободный мог находиться не более трех лет. Рабы воспринимаемые как вещь, как чья-то собственность по Вавилонскому праву могли участвовать в судебном процессе в качестве субъекта, прежде всего ответчика за свои пресутепления. Рабы могли отвечать по суду за совершенное преступление, закон допускал даже возможность судебно проверки рабского статуса. В целом данная социальная прослойка не играла существенной роли, как в экономике, так и общественной жизни. Жесткого разграничения известных нам социальных групп еще не существовало, они не были закрытыми для перехода. Тем не менее их наличие, разный правовой статус позволяет вести речь о наличии в определенном смысле сословий.

3. Древне Вавилонское царство было централизованным государством, верховная власть в котором принадлежала царю – правителю. Также как и в ряде других государств Древневосточной деспотии, власть монарха имела также еще и религиозный характер. Царь, классический вариант, был заместителем богов на земле. Власть чаще была при этом наследственной, хотя четко определенного порядка передачи власти по наследству мы не прослеживаем. Власть деспота ограничивалась помимо традиционного ограничения обычаем, традицией, еще и снизу двумя институтами Древневавилонского общества – особый, практически автономный статус некоторых городов и сильными общинами, с которыми власть считалась в том числе и в государственном управлении. Эти некоторые города, которые имели право выдвигать своих кандидатур монарху для назначения их на различные должности. Эти города, три города Древнего Вавилона: Столичный Вавилон, Сиппар, Ниппур. На втором месте в иерархии государственной власти находился верховный жрец, на третьем – главный советник, человек приказаний, который контролировал исполнение воли правителя и координировал деятельность других чиновников. Затем высший посол, который заведовал внешнеполитической деятельностью. Главнокомандующий. Начальник двора дворца. Нубанда. С течением времени влияние этого чиновника возрастает. От него идут все приказания правителя. К нему стекаются все отчеты. Управление, таким образом, было сосредоточено во дворце (государственное управление). Дворцово-вотчинный характер государственного управления. Управляющий царским хозяйством, управляющим царским двором – одновременно высшие должностные лица государства. В каждой области было два важных чиновника, которые работали под руководством заметсителя. Их называли заставляющий делать и заставляющий дрожать. Соответственно организатор работ и сборщик налогов. На местах сохранялось общинное смаоуправление, общины были автономными, они обладали организационными, финансовыми, судебными, полицейскими полномочиями. При этом государство в лице царя и его высших сановников, назначало руководителя общины (рубианум), но назначались из старост этих общин. Армия была регулярной, ее основу составляли профессиональные воины. Однако при необходимости организовать военные походы, крупные походы созывалось ополчение. Представление о судебной системе до реформы Хаммурапи судебные функции выполнялись общинами и храмами, после реформирования судебной системы царем Хаммурапи судебные полномочия были возложены на руководителей общин, городов, областей. Также были созданы, работавшие в крупнейших городах царские суды. Однако царские суды не были второй или высшей инстанцией над судами основными, так же как и сам царь, который формально был высшим судебным органом не рассматривал апелляции, он мог помиловать, освободить от ответственности. Монарх мог принимать жалобы на суды, но аппеляционного пересмотра дела не было. Царские суды в основном занимались делами и проблемами мушкенами. Государственная администрация в Древнем Вавилоне была по форме дворцовой, а по содержанию своей деятельности, по своим задачами преимущественно финансово-хозяйственной. Еще раз отметим, устроенность, вертикаль тогдашней власти, такого традиционного звена публичной власти, которой были общины.

4. в 1901 году французские археологи обнаружили в Месопотамии черный бальзаковый стол. На верхней части был изображен царь Хаммурапи, вручающий законы богу шамашу. Так в руки ученых попал самый знаменитый в истории нашей цивилизации памятник права Древнего Востока. Речь идет о законах царя Хаммурапи, запись которых на найдем базальтовом столбу является одним из самых древних свободов законов, норм древнего мира. Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим списком тогдашнего права. Многое по-прежнему регулировалось обычаями. Зафиксированными в качестве законов Хаммурапи были только актуальные на то время, либо какие-то новые законы. Отдельное или личное судебное решение, которое было решено использовать в правовой системе. Законы Хаммурапи не упоминают за простую, обычную кражу, за обычное убийство. Это было давно, столетиями регулировалось обычным правом. Статьи описывают исключительно конкретные случаи. Они являются как бы инструкциями, наставлениями судьям. По форме они практически все начинаются словом если. Такое построение норм носит название Казуистичного или казусного. Эта особенность характерна для раннего периода права на нашей планете. Нормы излагаются с помощью описания конкретной ситуации при это чаще всего даже нет морализующего элемента. Просто констатируют ситуацию. Тем не менее, свод законов Хаммурапи создавался обдуманно. ОН не был случайным набором судебных казусов. В числе 282 статей этого свода ученые выделяют статьи, которые регулируют порядок наказания соответственно – криминальное право. Также среди статей кодекса Хаммурапи выделяются статьи, которые регулируют положение подданных, статус раба, защита вавилонян от утраты личной свободы, от рабства. Значительная группа статей освящена регулированию отношений между людьми в сфере брачно-семейных отношений, в сфере хозяйственной деятельности. Устанавливаются правила заключения барка, развода, излагаются условия сделок купли-продажи. Присутствует в системе этого памятника права и статьи, посвященные порядку правосудия. Были также статьи, посвященные охране царской собственности. Вавилонское право свидетельствует разнообразием сделок с землей, с собственностью в целом и так далее. При одном существенном ограничением – не допускались сделки с елху – землей военнослужащих. С целью ограничения долгового рабства, закон регулирует правила заключения договоров займа, а конкретно устанавливается процент, который получал кредитор при денежной форме займа не боле 20%, при натуральной форме займа – не более 1\3. Для всех сделок было обязательно письменное оформление. Древне Вавилонское право знало гарантию качества, т.е. если товар был не качественный, то в течение определенного периода времени этот товар можно было вернуть. Брачно-семейные отношения: брак заключался на основе письменного договора будущего мужа с отцом невесты. И только при наличии такого договора брак считался действительным. Жена обладала некоторой правоспособностью, в частности на приданое имела право, однако ее статус в браке был принижен. В частности, за неверность жена подвергалась уголовному наказанию, муж в случае его неверности лишь должен был уплатить материальную компенсацию. Если жена бесспорно или вела себя злонамерно, муж имел право взять вторую жену или рабыню, или наложницу, но не всех трех сразу. Отец в семье имел власть над детьми. Он мог отдавать детей в рабство, мог наказывать. В случае злословия в свой адрес, он мог отрезать язык неблагодарному сыну. Зато не совершившего преступление сына, отец не мог лишить наследства. Собственность по наследству в Древне Вавилонском обществе передавалась только по закону. Передача собственности по завещанию не передавалось, но собственник, еще будучи живым мог подарить какую-то собственность либо жене, либо детям.

Условно среди норм законов Хаммурапи можно выделить три группы преступлений: преступления против личности, против имущества, против семьи. Целью наказаний было возмездие. Запугивание и какие-то другие цели были позднее. В основе этого права лежали традиции, обычаи, поэтому морализующего элемента не требовалось. Вида наказаний, зависели от статуса человека, от его служебного статуса, его принадлежности сословной, включали смертную казнь, в различных вариантах, сожжение, утопление, посажение на кол. Также присутсвовало членовредительство, разнообразное, отрубание руки, пальцев, языка. Конечно же, штрафы. И еще было изгнание. При этом даже за имущественные преступления применялся почти весь спектр вышеперечисленных наказаний. Это могла быть и смертная казнь и имущественная компенсация во многократном размере. А если говорить о преступлениях против личности здесь законы Хаммурапи являются показательными. Классическая форма, определение ответственности на основе принципа: равное за равное. Был как практический, так и символический талион. Несмотря на архаичность и казуистичность законы Хаммурапи позволяет констатировать то, что не должно присутствовать в законе таких моментов, как наличие соотношения между тяжестью поступка и серьезностью наказания. Принципы ответственности за вину, за ущерб, присутствует и такая характерная особенность права, как ответственность взаимная участников сделки. Названные принципы и особенности они характерны и для права более позднего времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: