Монополия на изготовление национальной валюты. Гос. собственность, бюджет. 1 страница

Специальный аппарат принуждения (Суд, прокуратура, ОВД, тюрьмы). Монополия на легальное применение силы и принуждения.

Право. Юридически оформляет гос.власть, определяет рамки осуществления функций гос-ва, требования к гос.служащим и т.д.

Монополия на правотворчество. Гос-во издает законы и подзаконные акты, санкционирует обычаи, правила поведения. Издает обязательные для всеобщего исполнения НПА: законы, указы, постановления и т.д.

Устойчиые правовые связи с населением (гражданство, подданство - по рождению)

Государственная символика

Монополия на изготовление национальной валюты. Гос. собственность, бюджет.

11. Монополия на официальное представительство всего общества в международных делах.

4.Типология государства

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Подходы к типологии государств: формационный, цивилизационный

Формационный был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

1. соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

2. класс, инструментом власти которого становится государство;

3. социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств: рабовладельческий; феодальный; буржуазный; социалистический.

Формационный подход имеет следующие достоинства: продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов; возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки: односторонность; не учитываются духовные факторы.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД. (Н.Данилевский). Определение принадлежности гос-ва к той или иной цивилизации как локально-культурному образованию.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях: современных и древних; западных, восточных, православных и др.

В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

Положительные черты цивилизационного подхода: выделение духовных, культурных факторов; более четкая типология государств.

Недостатки: низкая оценка социально-экономического фактора; преобладание типологии общества над типологией государства.


5.Функции государства
- Это основные направления его деятельности по реализации стоящих перед ним задач, определенная работа, круг государственной деятельности, очерченный установленными законами нормами.

В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому очень важна функция охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.
Экономическая функция имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. С экономической тесно связана социальная функция государства. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.
В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса.
Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы.


6.Государственный механизм и государственный аппарат
Государственный механизм – система органов непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных при этом властными полномочиями – государственные учреждения и организации, а также материальные придатки госаппарата – вооруженные силы, милиция, опираясь на которые государственный аппарат действует.
Признаки государственного механизма:

- Система (единство, взаимосвязь, соподчиненность) то есть упорядоченная совокупность взаимосвяз. гос.органов;

- Его целостность обеспечивается едиными целями и задачами;

- Основной элемент- гос. органы, обладающие властными полномочиями;

- Он является организационным и материальным рычагом, с помощью которого государство осуществляет свою власть;

Структура механизма государства состоит из:

- Гос. органы – обладают государственно-властными полномочиями, то есть такими средствами ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства с принятием обще управленческих мер;

- Гос. организации – призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства - вооруженные силы, служба безопасности, милиция;

- Гос. учреждения – властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функции государства в социальной, культурной, образовательной и научных сферах;

- Гос. предприятия – также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно экономическую деятельность производят продукцию либо обеспечивают производство выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребности общества и извлечения прибыли;

- Организационные, финансовые и иные средства, а также принудительная сила необходимы для обеспечения деятельности государственного аппарата;

Аппарат государства – это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства. Состоит государственный аппарат из:

- Органов законодательной власти; - Органов исполнительной власти; - Органов судебной власти; - Надзорных органов; - Дипломатических органов;
Механизм государства – совокупность всех органов государства, осуществляющих его функции, как обладающих государственной властью, так и не обладающих ею. Т.о., в механизм государства можно включить:

- Органы, входящие в аппарат государства;

- Силовые структуры такие как вооруженные силы, внутренние войска, специальные подразделения, тюрьмы, колонии;

- Администрации государственных предприятий и организаций;

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

гуманизма; демократизма; гласности; законности; разделения властей; федерализма; сочетания коллегиальности и единоначалия; профессионализма.

7.Форма правления
Ф.П. отражает основные способы организации верховной государственной власти в стране (формирование высших гос.органов, распределение полномочий, принципы их взаимоотношений). В мире существует две основные формы государственного правления: республиканская и монархическая. Республика — форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо создаются парламентами — общенациональными представительными учреждениями. Характерно разделение властей. Основной критерий Р. – выборность и сменяемость главы гос-ва. Более 75% всех стран мира имеют республиканскую форму правления. Республики бывают президентскими (исполнительную власть возглавляет президент, он же назначает членов правительства + классическое разделение властей. Примеры: США, Аргентина, Бразилия), парламентскими (исполнительную власть возглавляет премьер-министр (председатель правительства). Правительство назначается парламентом. Италия, Германия, Греция, Индия) и смешанными (сочетаются черты президентской и парламентской. Россия, Франция, Финляндия).
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству. Реально монархий в мире насчитывается 30, а формально — более 40. Большинство монархий находятся в Европе и Азии. Выделяют конституционную и абсолютную монархию. При конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией. Примеры: Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Марокко, Норвегия, Япония. Конституционная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную. Дуалистическая- переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Парламентарная - власть монарха ограничена монархом.
Абсолютная монархия предполагает почти неограниченную власть монарха. Примеры: Бруней, Бахрейн, Катар. ОАЭ, Оман. Частным случаем монархии может быть теократическая, при которой монарх является главой церкви. (Ватикан, Саудовская Аравия, Бруней).

8.Форма государственного (территориального) устройства

Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории. По этому признаку все страны подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство имеет такую форму административно-территориального управления, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть. Такое государство не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. Оно подразделяется на административно-территориальные единицы: департаменты, области, районы и т.д. Большинство государств современного мира унитарные. Примерами их могут служить Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия.
Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т.д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Важнейшие вопросы государственной жизни (оборона, внешняя политика, финансовая деятельность и др.) находятся в ведении федерации. На состояние 1993 г. в мире насчитывалось 21 федеративное государство. В ряде случаев такое устройство находит отражение в самих названиях этих государств: Федеративная Республика Германия, Федеративная Республика Нигерия, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Бразилия и т.д. Федеративное устройство может быть обусловлено многими причинами. Например, в России, Бельгии, Индии, Нигерии оно связано, в первую очередь, с национально-этническими принципами деления, а в ФРГ, Австралии, США — с историко-географическими особенностями.
Конфедерация — форма объединения независимых государств для достижения ограниченных (военных, внешних, экономических и др.) целей. Встречается крайне редко. В настоящее время в названии лишь одного государства закреплена эта форма правления — Швейцарская Конфедерация


9. Политический (государственный) режим

Политический (государственный) режим - способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом. Политические режимы подразделяются на демократические и авторитарные.

Демократические политические режимы характеризуются следующими общими признаками:

· государственный аппарат подконтролен населению;

· здесь признаются и гарантируются основные права и свободы человека и гражданина;

· осуществление функций в основном базируется на авторитете государственной власти и методах убеждения.

Авторитарные политические режимы характеризуются следующими общими признаками:

· государственный аппарат фактически независим от населения;

· здесь игнорируются основные права и свободы человека;

· управление осуществляется в основном методами подавления и насилия.

Разновидностями демократического политического режима являются консервативные и либеральные режимы, которые различаются большей или меньшей степенью влияния государства на экономическую и социальную деятельность общества.

Разновидности авторитарного режима - националистические, военные, фашистские. Особое место среди авторитарных режимов занимает тоталитарный режим, который помимо указанных выше признаков характеризуется всеобъемлющим контролем государства за жизнью субъектов гражданского общества. Установление той или иной формы политического режима определяется, главным образом, развитостью гражданского общества, уровнем его политического и правового сознания, способностью политических организаций, создаваемых субъектами гражданского общества, контролировать государственную власть. В немалой степени установлению авторитарного политического режима способствуют обострение внутренних противоречий, наличие внешней угрозы и другие факторы. В зависимости от вида государственного режима существенно меняется реальное состояние всех элементов государственной власти, а также роль государства в политической организации общества.

10. Понятие и признаки правового государства

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства

:1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней

.5. Взаимная ответственность государства и личности:личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

11. Гражданское общество как условие становления правового государства.

Гражданское общество – совокупность субъектов общественной жизни (индивидов, их общностей, организаций), реализующих свои частные интересы и взаимосвязанных друг с другом в процессе экономической, социальной, политической и духовной деятельности. Гражданское общество внутренне противоречиво; в нем доминирует частный интерес, совпадает и сталкивается деятельность различных субъектов. Эти противоречия являются движущей силой развития гражданского общества, его прогресса. Государство, напротив, проводит в жизнь общий интерес, объединяет деятельность индивидов и социальных групп в одно целое, стремится к достижению компромисса между различными субъектами гражданского общества. Оно играет роль фактора, сдерживающего развитие противоречий до уровня, способного разрушить гражданское общество. Как взаимосвязанные элементы единой общественной системы, гражданское общество и государство обусловливают друг друга. Состояние гражданского общества, его потребности и цели определяют основные черты и социальное назначение государства. Качественные перемены в структуре гражданского общества, содержании основных сфер его деятельности, неизбежно приводят к изменению характера и форм государственной власти. В то же время государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу, может существенно влиять на его состояние. Это влияние, как правило, позитивно, нацелено на поддержание стабильности и прогрессивное развитие гражданского общества. Хотя история знает и противоположные примеры. Государство как особое явление социальной власти имеет качественные признаки. Оно организованно в виде государственного аппарата; осуществляет управление обществом через систему функций и определенными методами. Внешне государство представлено в различных формах.

12. Система права и ее элементы. Частное и публичное право.

Система права - внутренне согласованное соединение всех действующих в стране юридических норм, структурно разделенных на институты и отрасли права. Главным структурным подразделением системы права являются отрасли права, которые находятся между собой в определенных отношениях соподчинения или координации.

Выделяются: базовые (профилирующие) отрасли материального права - конституционное, гражданское, административное и уголовное право, - которые регулируют наиболее общие, фундаментальные отношения в различных областях общественной жизни, создавая для них особый правовой режим;

производные (специальные) отрасли материального права - трудовое право, семейное право, жилищное право, финансовое, земельное, экологическое право, уголовно-исполнительное право и другие, - которые исторически выделились из базовых отраслей права и регулируют более узкие, специальные сферы общественных отношений;

процессуальные отрасли права - административный процесс, гражданский процесс, уголовный процесс, - которые регулируют порядок разрешения споров и привлечения к ответственности за нарушения по базовым и производным от них отраслям материального права. В национальную систему права страны входят также общепризнанные нормы отрасли международного права. Внешними формами выражения всех элементов системы права являются источники права. Частное право — собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права, которое регулирует и охраняет общие интересы. Ядро частного права составляет гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право). Частное право — это совокупность отраслей — часть системы действующего права. Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей(предприятиями, фирмами и пр.) Частноправовые отношения имеют набор определенных признаков. Во-первых, они складываются по воле самих участников, совершаемые ими двухсторонние действия (например договоры купли-продажи) приобретают юридическую силу, если осуществляются добровольно. Во-вторых, частноправовые отношения основаны на юридическом равенстве участников — равноправии сторон. В-третьих, частноправовые отношения имеют горизонтальный характер, то есть непосредственно не связаны с органами государственной власти и подчинением им. Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами.

13. Основные отрасли права и их институты.

Отрасль права - совокупность юридических норм, объединенных по признаку регулирования ими качественно однородной и относительно обособленной сферы общественных отношений (имущественной, управленческой, финансовой, трудовой, семейной и др.).

Отрасль права - это основное структурное объединение юридических норм в системе права. Разделение норм по отраслям права - главный признак, позволяющий сориентироваться в многообразии правовых предписаниях и выделить те из них, которые регулируют данную группу общественных отношений. Каждая отрасль права характеризуется, во-первых, предметом правового регулирования, т.е. качественно однородной и относительно обособленной сферой регулируемых общественных отношений. Предмет правового регулирования служит основным критерием отличия норм одной отрасли права от другой. С предметом правового регулирования тесно связан метод правового регулирования - особый режим, создаваемый отраслью права для участников регулируемых ею отношений. В соответствии с особенностями предмета и метода правового регулирования юридические нормы объединяются в отрасли конституционного (государственного), гражданского, административного, уголовного, трудового, семейного, финансового, земельного, экологического, уголовно-исполнительного права и другие отрасли права. Отрасль конституционного права регулирует основы государственного и общественного устройства страны, отрасль гражданского права - имущественные отношения, отрасль административного права - управленческие отношения, отрасль уголовного права - отношения, связанные с совершением общественно опасных деяний - преступлений, и т.д. Каждая отрасль права структурно подразделяется на отдельные группы норм - институты права.

Институт права - структурно обособленная часть норм, входящих в отрасль права, регулирующая группу сходных по содержанию общественных отношений в рамках предмета отрасли. Институт права более "мелкое" подразделение норм права по сравнению с отраслью права. Отрасль права состоит из норм, группирующихся в институты, т.е. включает в себя институты права. Так, в отрасль конституционного права входит институт гражданства, содержащий нормы, определяющие порядок признания, приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Эти нормы имеют особенное содержание по сравнению с нормами, регулирующими порядок избрания представительных органов государства и входящими институт избирательной системы того же конституционного права. В отрасль трудового права входят группы норм, объединенные в институты трудового договора, времени труда и отдыха, дисциплинарной и материальной ответственности и т.п. В основных отраслях права отдельные институты права объединяются в общую и особенную части отрасли. В общей части содержаться институты, определяющие предмет отрасли, принципы (метод) регулирования, общие для всех регулируемых отношений нормы. В особенной части содержаться институты, регулирующие конкретные группы общественных отношений. Так в общей части отрасли уголовного права содержаться институты преступления, наказания, освобождения от уголовной ответственности и от наказания и др.; в особенной части - институты преступлений против личности, преступлений в сфере экономики, преступлений против государственной власти и др. Норма права, институт права и отрасль права - это системно связанные между собой элементы. Нормы права объединяются в институты права, институты права - в отрасли права. В свою очередь, упорядоченная взаимосвязь отраслей права образует систему права.

14.Понятие правовой системы и характеристика основных правовых семей.

Правовая система - взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства.

Право - основной институт правовой системы. Оно порождает ряд правовых явлений: правосознание, правоотношение и т.д., которые находятся в неразрывной связи друг с другом.

Основные элементы правовой системы:

· право как система норм и принципов, которые устанавливают меру свободы и ответственности;

· законодательство и иные источники права;

· юридическая практика, ядро которой - судебная практика; причем под судебной практикой понимается как сам процесс, так и те решения, которые приняты в результате судебной практики;

· правосознание.

Говоря о правовой системе, надо учитывать, что нет универсальной правовой системы, некой модели, приемлемой для всех государств. Однако своеобразие не означает, что у правовых систем нет ничего общего. Если государства близки по культуре и традициям, то их можно объединить в правовую семью. Проблема критериев типологии правовых систем очень сложна, этот вопрос невозможно охватить рамками учебного курса. Скажем лишь, что в настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этнографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

В современном мире обычно различают следующие правовые массивы:

· национальные правовые системы,

· правовые семьи,

· группы правовых систем.

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - это элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

В зависимости от особенностей способов правообразования различают 4 правовых семьи современности:

· романо-германская правовая семья, или система статутного права;

· англосаксонская правовая семья, или система общего права;

· религиознообщинная правовая семья;

· идеологизированная правовая семья.

В качестве более полной классификации выделяют семьи:

· общего права,

· романо-германскую, обычнотрадиционную,

· мусульманскую,

· индусскую,

· славянскую.

Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей, поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.

Группы правовых систем - это совокупность национальных правовых семей, выделяемая в рамках той или иной правовой семьи и характеризуемая, помимо общих для всей семьи, еще и рядом дополнительных признаков.

Например, в рамках романо-германской правовой семьи выделяют:

-группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Швейцарии, Португалии, Румынии, право латиноамериканских стран, каноническое (церковнокатолическое) право);

-группу германского права (правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др.).

Внутри англосаксонской правовой семьи выделяют также две группы:

- группа английского и американского права (Англия, США);

- группа правовых систем бывших англоязычных колоний Великобритании.

В рамках славянской правовой семьи выделяют:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: