В последние годы широкое распространение на Западе получила теория мотивации, предложенная S. Harter. в основе которого лежит стремление идивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Это стремление, по мнению S. Harter, является внутренней неотъемлемой чертой личности, связанной напрямую с получением удовольствия от выполнения какой-либо деятельности. Такая мотивация была названа интринсивной в противоположность экстринсивной, возникающей в ответ на воздействие внешних факторов. S. Harter доказала, что мотивация не может рассматриваться как односторонний конструкт, а включает в себя два компонента: собственно мотивационный и информационный, связанный с получением знаний. По мере интернализации этих знаний наблюдается сдвиг в мотивационной направленности в сторону интринсивной мотивации, которая является наиболее предпочтительной для достижения высоких результатов.
Понятие личностного сознания.самосознания, я-концепции.
Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
|
|
Личностное сознание – сознание, присущее личности. Личноcтное сознание – это нечто индивидуальное, единичное. Оно выражает неповторимые черты жизненного пути каждого индивида, особенности воспитания, разнообразные политические и идеологические влияния. Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З. Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает подсознание(бессознательное), сознание(сознательное) и сверхсознание(бессознательное)
Самосознание –осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.
Я-концепция –динамическая система представлений человека о самом себе, включающая:
а) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств;
б) самооценку;
в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на себя и свои возможности в будущем.