Основные понятия и механизм мотивации

Необходимость контроля. Его виды

Современные подходы к мотивации

Современные теории мотивации.

Основные понятия и механизм мотивации.

Лекция № 7

Тема: Мотивация и контроль в современных условиях.

Одним из важнейших вопросов управления является обеспечение надлежащей мотивации персонала к повседневной трудовой деятельности. Эффективное управление человеком связано с его мотивацией, поскольку именно она выступает непосредственной причиной его поведения. Разработать систему действенных форм и методов управления работниками можно, только зная, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его поведения в организации. Именно поэтому проблема мотивации является обязательной составляющей работы любого современного менеджера.

Мотивация - это процесс побуждения человека к определенной деятельности для достижения личных целей и целей организации с помощью внутриличностных и внешних факторов.

Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы персонал организации выполнял свою работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, согласно принятым управленческим решениям. Поскольку мотивация персонала влияет на производительность труда, то одна из основных задач менеджера заключается в том, чтобы направить усилия работников на достижение целей организации.

Основные задачи мотивации:

• формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;

• обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;

• формирование у каждого руководителя демократичных подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Для решения этих задач необходим анализ:

• процесса мотивации в организациях;

• индивидуальной и групповой мотивации и зависимости между ними;

• изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.

Выделяют следующие методы мотивации: нормативную мотивацию, побудительную мотивацию, стимулирование.

Нормативная мотивация основывается на побуждении человека к определенному поведению с помощью идейного и психологического воздействия: убеждения, зарождения в работниках энтузиазма и упорства в выполнении рабочих заданий, внушения и информирования.

Побудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе наказания за невыполнение соответствующих требований.

Стимулирование представляет собой воздействие не на личность, а на внешние обстоятельства с помощью различных благ — стимулов, побуждающих человека к требуемому поведению. Следовательно, стимулирование - это побуждение к действию или причина поведения.

Нормативная и побудительная мотивация являются прямыми методами мотивации, так как предполагают прямое воздействие на работника, стимулирование является косвенным методом, поскольку в его основе лежит воздействие внешних стимулов.

Основным понятием в теории мотивации является мотив.

Мотив представляет собой осознанное побуждение человека к определенному поведению, направленному па удовлетворение его потребностей.

В отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение. В нем фиксируется психологическое содержание, т.е. тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом. Мотив находится «внутри» личности, имеет «персональный» характер и зависит от множества внутренних и внешних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним, мотивов.

Потребность - это специфическая форма нужды, соответствующая культурному уровню человека и его индивидуальности, необходимость для человека определенных благ или форм поведения, Потребности вызывают определенное напряжение, направленное на удовлетворение желания получить что-либо или достичь некоторую цель. Потребности имеют индивидуальное проявление и могут быть сознательными или бессознательными.

Устранение потребностей не означает, что они исчезают навсегда. Многие потребности периодически возобновляются, при этом могут меняться форма их проявления и степень влияния на человека.

Традиционно потребности разделяются на материальные (пища, вода, потребность дышать и т.п.), социальные (потребность в общении, в хороших отношениях в коллективе) и духовные (потребность в культурном творчестве). Структура потребностей каждого человека определяется его местом в социальной иерархии и приобретенным опытом.

Вознаграждение - это все то, что человек считает для себя ценным и способным удовлетворять потребности при осуществлении определенных действий или поведения.

Функция трудовой мотивации имеет две взаимозависимые составляющие: настраивание людей на пестование интересов организации, чтобы они понимали интересы организации как собственные, и формирование стремления эффективно выполнять конкретную работу. Иными словами, побуждение к заботе об интересах фирмы и побуждение квыполнению конкретных поручений.

Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация возникает как желание вознаграждения, исходящего от самого процесса труда или oт его непосредственных результатов, не связанных с их обменом на иное вознаграждение. Например, спортсмен получает удовлетворение от борьбы, художник радуется своей удачной картине, учитель — успехам учеников или тому, что им нравятся занятия, которые он проводит и т.д. Труд служит для человека способом самовыражения и ощущения своей значимости либо источником удовольствия.

Внешняя мотивация имеет место, когда человек старается ради награды, получаемой в обмен на результаты труда, а также обусловленной выгодами конкретной службы.

Она создается явными стимулами, внешними по отношению к самому работнику и к процессу труда, — это заработок, наказание, продвижение по службе, престиж, близость работы к месту жительства, гибкое рабочее время, возможность устроить ребенка в детское учреждение и т.д. При внешней мотивации труд выступает в качестве цены за обретение человеком желаемых вознаграждений.

Внутренняя мотивация по природе своей всегда побудительная. Внешняя мотивация может быть как побудительной (положительной), так и принудительной (отрицательной). Принудительная мотивация — любое влияние через страх (ту или иную систему наказаний, штрафов, критику, осуждение и т.д.). Лица, имеющие внутреннюю мотивацию, как правило, работают лучше и менее склоны менять место службы, если она дает им возможность получать искомое внутреннее вознаграждение. Побудительная мотивация по сравнению с принудительной более производительна.

Выделяют четыре основных метода мотивации:

1. Принуждение - основывается на страхе увольнения, наказания.

2. Вознаграждение - осуществляется в виде систем материального и нематериального стимулирования труда.

3. Солидарность - реализуется путем формирования у персонала ценностей и целей, близких или совпадающих с ценностями и целями организации, и осуществляется с помощью убеждения, воспитания, обучения и создания благоприятного рабочего климата.

4. Приспособление - подразумевает оказание влияния на цели и задачи организации путем частичного приспособления их к целям менеджеров высшего и среднего уровней. Этот вид мотивации требует передачи полномочий па нижние уровни, и это становится внутренним мотивом, объединяющим цели менеджмента и персонала организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: