Волжская Булгария: возникновение, население, города

Болгары пришли на Среднюю Волгу в составе целого конгломерата племен. Иными словами, вместе с собственно болгарами были и барсилы, и беленджеры, и савиры. Только в исторических источниках Х века эти племена на новой земле названы уже несколько по-другому: берсула, баранджары и сувары. Относительно последних, т. е. сувар, есть разные мнения: большинство исследователей считает их именно переселившимися савирами, некоторые. же историки полагают, что отождествлять их нельзя и что сувары были другими племенами. Конечно, нельзя сказать, что на Среднюю Волгу переселились названные племена в полном их составе, все без исключения. Большинство савир, барсилов, беленджеров остались на своей родине, составляя солидную часть населения Хазарского каганата.

Приход болгар на Среднюю Волгу подтверждается археологическими данными. Те остатки материальной культуры, которые исследованы в Татарстане и в прилегающих районах, например, Ульяновской области, очень похожи на материалы археологических памятников бывших болгарских земель Приазовско-Прикубанского юга. Это особенно ярко проявляется в материалах раннеболгарских могильников. Формы захоронений и вещи (сохранившиеся части одежды и вооружения, ритуальная посуда и др.), находимые в могилах обоих регионов – юго-западного протоболгарского мира и новых болгарских земель в Среднем Поволжье – повторяют друг друга или же очень похожи между собой.

Раннеболгарскими на территории Татарстана являются могильники, расположенные у сел Большие Тарханы Тетюшского, Танкеевка Куйбышевского и Большие Тиганы Алексеевского районов, а также могильник у села Кайбелы Ульяновской области. Памятниками типично салтовскими при этом считаются Больше-Тарханский и Кайбелский могильники, тогда как Танкеевский, помимо собственно раннеболгарских, содержит еще вещи восточных и северо-восточных районов. Эти вещи характерны для угорской группы населения Уральской зоны. Вообще, угры заметно вклинились в тюркский мир в период нашествия гуннов. Именно гунны в своем движении на запад увлекли за собой угорские племена Западной Сибири и Южного Урала. Поэтому угры как в составе гуннской орды, так и в период последующего проживания среди ранних тюрков, осевших в Волго-Уральском регионе, оказались сильно тюркизированными. Их след в формировании населения нового болгарского государства на севере оказался достаточно заметным. Это и отражается в материалах Танкеевского, а также Больше-Тиганского могильников. Таким образом, еще в этот ранний период на Средней Волге, кроме булгарских племен, появляются другие этнические массивы. Это – приуральские тюркизированные угры и чуть позднее зауральско-приаральские огузо-кипчакские племена. До прихода болгар жили в наших краях и другие тюркоязычные группы. Однако весьма важно то, что все эти племена объединяло одно общее – все они были раннетюркскими и почти все своим происхождением и появлением связаны с гуннами. Конечно, в древнем Татарстане и соседних районах жили и местные, финские племена. Доболгарские и болгарские тюркоязычные народы, появившись здесь, вошли с ними в широкий этнический и культурный контакт.

При всем этом надо учесть следующее. Все эти племена и народности еще не были объединены в один прочный союз с единым, сильным управлением. К тому же у них не было какой-либо единой веры. Все они оставались еще язычниками, пусть на высшем уровне развития язычества – “тенгрианства” у тюркских народов. Однако каждое племя по старой традиции продолжало почитать свой тотем. Конечно, появились уже первые зачатки ислама, принятого руководством болгарского общества из Средней Азии. Например, первый исторически известный болгарский князь Алмас был уже мусульманином. Какая-то часть болгар была знакома с этой новой религией еще в период проживания на юге среди хазар.

Однако для укрепления власти создавшегося господствующего класса, для поднятия авторитета царя, наконец, для окончательного объединения болгарских и других племен в одно единое государство под общей классовой религией, под единой идеологией нужно было официально, всенародно принять ислам. А это можно было сделать, обратившись к главе всех мусульман мира. Это был багдадский халиф. К нему и обратился Алмас с просьбой прислать к нему факиха–мусульманского проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере.

Просьба болгарского князя была удовлетворена: из Багдада через Среднюю Азию в 922 году прибыло к болгарам посольство во главе с послом Сусаном ар-Расси и секретарем посольства Ахмедом ибн-Фадланом. Именно Ибн-Фадлан, который фактически выполнял основную миссию посольства, написал потом, уже после возвращения в Багдад, путевые заметки под названием “Записка”. Рукопись самого автора еще не найдена, но дошли до нас ее различные списки. И вот книга знаменитого арабского путешественника позволяет нам представить картину прибытия посольства на болгарскую землю, а также узнать весьма интересные факты из жизни болгар, с некоторыми из которых мы кратко ознакомимся в наших последующих рассказах. А пока вернемся к началу приезда Ибн-Фадлана и его спутников.

Посольство прибыло в страну древних болгар 12 мухаррема 310 года по хиджри, что соответствует 12 мая 922 года по нашему летосчислению. Таким образом, принятие ислама в качестве государственной религии явилось завершающим этапом объединения разрозненных болгарских и родственных племен и стало началом окончательного становления нового централизованного государства болгар на севере – Волжской Булгарии.

Первые города в Волжской Булгарии начали появляться в начале 20-х годов X века. Этот исторический процесс связан с окончательным переходом от бывшей кочевнической жизни к оседлой. Появление первых булгарских городов совпадает с периодом принятия ислама. С появлением первых городов в этом государстве началась также чеканка собственных, булгарских серебряных монет-диргемов.

Арабо-персидские средневековые исторические источники с 20-х годов X века начинают упоминать два булгарских города — Булгар и Сувар. Первое и ценнейшее сведение об этих двух городах принадлежит перу ал-Балхи,: «Булгар—имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город, Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть. Мусульманский проповедник сказал, что число жителей обоих городов простирается до 10000 человек. Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам. Тот же проповедник сказал о долгих летних днях и коротких зимних днях и долгих ночах».Но десять тысяч означает у них не вообще жителей этих городов, а названо как количество их «мужей», т. е. воинов. Это более соответствует истине, ибо в средневековье при определении количества жителей какого-либо города исходили из числа его воинов. Это ясно видно и по сообщению, имеющемуся в персидском сочинении конца X века «Худуд ал-алам» неизвестного автора: «Булгар — город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля. В нем все [жители] мусульмане; из него выходит 20000 всадников. Со всяким войском кафиров (иноверцев), сколько бы его ни было, они сражаются и побеждают. Это место крепкое, богатое. Сувар — город вблизи Булгара; в нем борцы за веру, так же как в Булгаре».Так же ал-Балхи пишет: «От Итиля до Булгара расстояние по степям около одного месяца пути; водою же, вверх по реке около двух месяцев, вниз по реке около 20 дней». Здесь нетрудно понять, что город Булгар располагался на Волге-водном пути между ним и хазарским центром. Выбор Булгара столицей с самого начала X века, когда образовалось государство, вполне закономерен. Он занимал весьма удобные позиции на стыке Волги и Камы-двух основных водных магистралей Восточной Европы, имевших большое экономическое и стратегическое значение. Сооружение столицы в этом важнейшем районе сыграло колоссальную роль в объединении булгарских земель в одно централизованное государство, в превращении Волжской Булгарии и ее столицы в центр международного экономического и культурного обмена между Западом и Востоком. Вполне естественно то явление, когда политический центр государства носил название самого государства и его основного населения.

Данные ал-Гарнати о городе Булгаре довольно кратки, но они весьма ценны, т. к. свидетельствуют о том, какой внешний вид имел город в те времена: «А Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городская стена из дуба». В вос­точной географии встречаются также сведения о том, что кроме «внутреннего», т. е. собственно Булгара, имелся и «внешний» Булгар в качестве торгового пункта государства, связанный с внешним миром—это известный Ага-Базар на Волге. В источниках также говорится, что Булгар меньше Куябы, т. е. Киева, древнерусского стольного города, расстояние между которыми составляло 20 дней пути.

Другим крупным булгарским городом, вошедшим в историю, был Сувар.Не менее интересными являются источники другого характера—материалы нумизматики, т. е. древние монеты. Сын последнего Мумин, правивший позднее, чеканил одновременно монеты и в Суваре, и в Булгаре-известны его монеты 976 года. Однако после этого (до 980 года) монеты чеканились лишь в Булгаре от имени другого Мумина—Ибн-Хасана. Это свидетельствует о том, что Сувар к этому времени уже потерял былую политическую силу и полностью подчинился Булгару -политическому центру страны. Следует также сказать, что география распространения булгарских монет была весьма широка. В составе богатых кладов они обнаружены в различное время в Верхнем Поволжье, новгородской и псковской землях, в Прибалтике, скандинавских странах и даже в Дании. (Монета, найденная в Дании, чеканена в Суваре.)

В XI веке Сувар упоминается в двух известных источниках. Крупнейший среднеазиатский тюркский филолог и географ Махмуд Кашгари на своей «Карте мира» отметил также булгарские города Булгар и Сувар, однако ошибочно отождествлял последний с Саксином у Каспийского моря — он перепутал их,ибо сам не был в этих городах. А вот сведения другого автора, ал-Марвази, весьма ценны: «У них (булгар) два города, один из них называется Сувар, а другой называется Булгар; между двумя городами пространство пути в два дня по берегу реки в очень густых зарослях, в которых они укрепляются против врагов»..

Раскопками, проведенными крупнейшим советским булгароведом-археологом А. П. Смирновым еще в 30-х годах нашего столетия, получены ценнейшие материалы. Исследователям повезло тогда с самого начала: они обнаружили остатки большого кирпичного сооружения в центре городища. В итоге раскопок выяснилось, что там когда-то стоял большой дворец-усадьба богатого вельможи. Дворец был двухэтажным, имел центральную отопительную систему. Вход в здание украшался порталом, у правой стороны стояла башня. Усадьба была ограждена каменной стеной, а весь двор вымощен камнями. Дворец был сооружен в X-XI веках, разрушен в период монгольских завоеваний, но вскоре был вновь восстановлен и прекратил свое существование в XIV веке вместе с городом.

Тогда же впервые в науке был получен археологический материал, позволивший представить себе оборону булгарских го­родов. На земляных валах, сохранившихся до наших дней, была возведена дубовая стена в два ряда, внутри которой для прочности насыпалась плотно утрамбованная земля. На всем своем протяжении эта стена имела боевые башни. За стеной, по внешней стороне вала, имелся глубокий ров, наполненный водой, откуда торчали острыми кольями бревна. За рвом располагалась внешняя линия вала, по верху которого шел частокол из дубовых бревен с заостренными концами. Вся эта система обороны с городской стражей на стенах и башнях, вооруженной копьями, дальнобойными луками и стрелами, представляла солидную защиту средневекового города Сувар.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: