К. Р. Роджерс утверждал, что единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир переживаний человека. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции. Люди большей частью ведут себя в соответствии со своей Я-концепцией. Развитие позитивной Я-концепции позволяет им стать полноценно функционирующими людьми.
Будучи сторонником Кеттела математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации:
R = f (S, P),
где R – природа специфической ответной реакции человека есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P).
Суть теории Г. Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически
иерархия: суперчерты составные черты привычные реакции (ПР) специфические реакции (СР)
В его системе присутствуют определенные суперчерты или такие типы, как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.
|
|
27.Теория черт Г. Олпорта (1897 – 1967)
. Олпорт уделял большое внимание мотивации, вынуждающей личность “идти”.
Черта – единица анализа личности.. Олпорт определяет личностную черту как образующий блок психологической организации, служащий объединению реакций на различные стимулы.
Г. Олпорт делит черты на общие и индивидуальные, или персональные диспозиции.
Компоненты проприума. Понятие проприум Г. Олпорт предложил для обозначения того, что у других теоретиков называется «Ego» или «Self».
Развитие проприумапроисходит по мере формирования каждого из выделенных компонентов:
0 – 3 года – телесное ощущение себя, чувство непрерывной самоидентичности, самооценка;
4 – 6 лет – чувство связи с другими людьми и вещами, которые важны в жизни, образ себя, знание себя, желание кем-то быть;
6 – 12 лет – самосознание, понимание того, что с трудностями можно совладать с помощью разума;
взрослость – планы и цели для будущего, интенции, долговременные цели.