Развитие личности. Самая заметная черта теории личности Юнга, помимо концепции коллективного бессознательного и его архетипов

Самая заметная черта теории личности Юнга, помимо концепции коллективного бессознательного и его архетипов, – то внимание, которое он уделяет поступательному характеру развития личности. Юнг полагает, что люди постоянно прогрессируют или стараются прогрессировать от менее совершенного к более совершенному. Он считает также, что человечество в целом постоянно эволюционирует к более дифференцированным формам существования.

Что является целью развития? К какому итогу движется человек и человечество? Конечная цель обозначается как само-осуществление. Само-осуществление означает максимально полную, завершенную дифференциацию и гармоничное сочетание всех аспектов целостной человеческой личности. Это означает, что психика выработала новый центр, самость, который занимает место старого центра, Я. Вся эволюция психики, от первых примитивных организмов до людей – это парад прогресса. Прогресс не останавливается с появлением человека; как человек представляет высшую ступень в отношении животных, так цивилизованный человек выступает как более совершенный по сравнению с первобытным. Но и цивилизованному человеку предстоит еще долгий путь до окончания его эволюционного странствия. Именно будущее человека интересует Юнга и именно о нем он так много пишет в своих обширных трудах.

Никто не развивает личность только потому, что это полезно, считает Юнг, только какая-то причина заставляет шевелиться человеческую природу. Без нужды ничего не изменяется, и менее всего человеческая личность. Так и развитие личности, пишет Юнг, повинуется не простому желанию, а необходимости внешней или внутренней. Развитие личности от исходных задатков до вершин личностного мастерства – это «харизма и одновременно проклятие». Первое следствие этого развития есть сознательное и неминуемое обособление человека из неразличимости и бессознательности стада. Это – одиночество. И вставшего на этот путь не избавят ни успешное приспособление, ни подлаживание под существующее окружение, ни семья, ни общество, ни положение, пишет Юнг. Развитие личности означает, прежде всего, верность своему закону. «Однако решиться на собственный путь можно только в том случае, если он представляется наилучшим выходом». Если человек лучшим находит какой-нибудь другой путь, например, конвенции моральные, социальные, политические, философские, то он идет по нему, и развивает не самого себя, а нечто коллективное, считает Юнг.

«На самом деле акция личностного развития – это, на взгляд постороннего, непопулярное предприятие, малосимпатичное избегание широкого и прямого пути, отшельническое оригинальничание. Поэтому не удивительно, что издавна немногие додумывались до столь странной авантюры». Величие творческой личности никогда не состояло в ее подчинении конвенции, а, напротив, в свободе от конвенции, в смелости идти по собственной тропинке. Заурядных людей всегда удивляло, что кто-то выбирает дороги необщие, ведущие в неизвестность».

К.Г. Юнг считает, что творческая личность всегда имеет предназначение и верит в него, и это предназначение действует как божественный закон, от которого невозможно уклониться. И тот факт, что не все доходят до цели, что многие погибают на собственном пути и канут в безвестность, ничего не значит для того, кто чувствует предназначение. «Кто имеет предназначение, кто слышит голос глубин, тот обречен». И «только тот, кто сознательно может сказать «да» силе предстающего перед ним внутреннего предназначения, становится личностью… В том и состоит величие и искупительный подвиг всякой настоящей личности, что она добровольно приносит себя в жертву своему предназначению».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: