Но жизнь включает в себя и творчество. Что о нем пишут в сети?

Многое пишут. Например, А. Шерман публикацию «На живую нитку» посвящает теме, обозначенной в подзаголовке: «Сеть как среда обитания творчества». В небольшой по объему (в сравнении с другими в дискуссии) статье автор возвращается к оценке достоинств интернета для реализации творческих возможностей человека. Начало статьи дает представление о ее романтической интонации: «Ну, вот мы и дожили. И стало привычным ненормально легкое скольжение по проводам. И километры пыльных дорог сократились до миллиметров медных дорожек, до микронов силиконовых. Души наши получили долгожданную свободу гулять себе вдали от удобно устроенных тел, слоняться по электронным коридорам хаотично построенного замка, бесконечного, чудесного в своей вечной недостроенно-сти. Здесь тебе поле и убежище, здесь тебе и толпа, здесь тебе и одиночество». Шерман говорит о вечном стремлении людей быть услышанными, которое всегда сдерживалось. Теперь же «технически железный интернет может стать средством, помогающим преодолеть эту нашу досадную ограниченность». Отмечая примеры хорошей литературы и профессиональных журналов в интернете, автор останавливается на индивидуальных веб-страницах как особенно эффективной форме реализации творческих способностей.

Даже только эта дискуссия убедительно показывает, что общие представления о существовании глобальной компьютерной сети интернет (и только о ней, хотя существуют десятки других), которые даются в вузах, в настоящее время крайне недостаточны. Особенно это касается курсов по интернет для гуманитариев.

Александр Иванович, что отсюда следует?

Пора этой проблемой заняться всерьез. Необходимо широкое участие студентов, преподавателей и научных работников как в получении информации из Сети, так и в процессах ее создания и функционирования. Электронные сети, в первую очередь интернет, стали нобым средством массовой информации, прочно заняв свое место в ряду других, традиционных. При этом крупные сетевые серверы, содержащие многоступенчатые каталоги с развитой корневой системой, выступают в качестве информационных агентств, постоянно обновляющих свои информационные ресурсы во всех областях знания. Кроме того, в интернете распространена система электронных периодических изданий, часть из которых является электронными версиями печатных газет и журналов, другая часть существует лишь в электронном виде. Это сетевые журналы, газеты, периодические сборники статей и материалов, альманахи и т.п. Некоторые из этих изданий по богатству информационных ресурсов, проблемно-тематическому и жанровому разнообразию, оператив­ности значительно превзошли все существующие печатные издания.

Отдельная проблема — электронные библиотеки. Российская Библиотека иностранной литературы является одним из лидеров в осуществлении важнейшего проекта «Российские библиотеки в Интернете», основной задачей которого является подключение библиотек к сети интернет в образовательных целях. На первом этапе 15 крупных государственных библиотек Москвы, Санкт-Петербурга и других культурных центров начали исполнение этой программы. Однако эта важнейшая работа все еще продвигается крайне медленно. Сказывается значительное отставание России в объемах и темпах комплектования электронных ресурсов. Речь идет о переводе огромного количества источников в сеть и на CD. Главное же заключается в возможности объединения библиотечных ресурсов и совместного использования каталогов. К сожалению, вузовские руководители недостаточно оценивают важность проблемы. То же касается распространения в сети лекций, методических пособий и учебных программ.

Главными задачами в сетевом образовании в настоящее время являются:

1) укрепление материально-технической базы действующих компьютерных комплексов и создание новых, регулярное оснащение их современными пакетами программ;

2) организация научных исследований с проведением научно-практических конференций; введение в учебный процесс во всех высших учебных заведениях специальных курсов по сетевым дисциплинам;

3) создание силами студентов и преподавателей электронных газет и журналов — научных, научно-популярных, культурологических, массовых;

4) формирование сетевой учебно-методической и научной базы в виде учебников, учебных и методических пособий, монографий и сборников научных работ.

Сейчас что-либо изменяется в подходах к сети?

Что-то да. В последние годы дискуссии в Сети вышли на новый уровень. Ряд проблем, в том числе осмысление социальных, психологических и иных, стали рассматриваться сетевыми деятелями, к этому времени уже опытными профессионалами, сквозь призму изменений, которые, хотя и медленней, чем хотелось, произошли в жизни российского интернета. Прежде всего, это значительное увеличение числа компьютеров, подключенных к интернету в стране, — порядка двух миллионов. С учетом массового распространения мест коллективного пользования можно говорить уже о многомиллионной аудитории интернета в России. Качест­венные изменения аудитории также произошли. В сеть пришли опытные специалисты старшего возраста, известные печатные (офлайновые) издания стали все больше размещать свои электронные версии, возникли сотни новых сайтов и сетевых газет и журналов. «Мыслители» интернета сами стали руководителями сетевых изданий, сайтов и серверов, в связи с чем их подход ко многим вопросам функционирования в сети, в том числе этическим и правовым, тоже изменился.

После реализации в марте 1999 года самого крупного, масштабного проекта в сетевой журналистике — создания ежедневной «Газеты. Ру» — началось серьезное переосмысление возможностей периодического издания в сети. Качественно новый уровень издания изменил представление о возможностях нового вида СМИ. Этому способствовало несколько причин.

1. Сверхоперативность. Редакция стала получать новости непосредственно от информационных агентств и получать по собственным каналам, передавая это на «ленту новостей» газеты мгновенно. Это дало возможность читателям получать информацию в режиме реального времени, а издателям — обновлять информационные сообщения по 20 раз в сутки и обозначать время выхода газеты в виде не только даты, но и в часах, минутах и секундах — на момент входа читателя в интернет. Таким образом, электронная газета впервые стала оперативней телевидения, во всяком случае, между информационными выпусками последнего и после окончания ночной трансляции. Пользователь получил возможность узнать в «Газете.Ру» о новости, которая лишь завтра появится в телеэфире. Это же, хотя и в меньшей степени, относится и к радиоинформации, поскольку способ получения новости от источника радиожурналистами также уступает цифровому.

2. Объем передаваемой информации. Практическая неограниченность объема информации, помещаемой в «Газете.Ру», обусловлена многими приложениями и расширениями. Ни одно бумажное и аудиовизуальное СМИ не может позволить себе неограниченный объем информации по любой теме.

3. Иллюстративность. Цветные и черно-белые фотографии, таблицы, графики и диаграммы, а также звуковые и видеофрагменты, сопровождающие и дополняющие текст, также предоставляются заинтересованному читателю в неограниченном объеме, недоступном другим СМИ.

4. Авторский состав. Редакция оперативно заказывает выступления авторам-специалистам, живущим в любой точке земного шара. Возможность привлечения профессионалов самого высокого уровня связана, с одной стороны, высокими ставками авторского гонорара, а с другой — высоким рейтингом газеты, с первых дней существования

ставшей первой в стране среди всех сетевых СМИ (случай до этого абсолютно невероятный!).

Через несколько месяцев после основания, вследствие каких-то причин нетворческого характера, создатель модели и главный редактор «Газеты.Ру» А. Носик вынужден был уйти из редакции и создал два других издания — «Ленту.Ру» и «Вести.Ру», которые, наряду с продолжающей выпуск «Газетой.Ру», постоянно находятся в числе лучших в стране по рейтингу информационно-поисковой системы Rambler.

Казалось бы, многолетнее противостояние бумажной прессе, вынашиваемое годами и частично выстраданное ощущение превосходства над традиционными СМИ должны были в этих условиях усилиться. Но появление в сети электронной версии «Московских новостей» произвело такое впечатление на одного из ведущих сетевых журналистов Е. Вайнера, что он в «Русском журнале» опубликовал статью «Баста, карапузики? Или как закалялось оптоволокно», в которой высказал пессимистические соображения по поводу конкуренции сетевых изданий с бумажными. «В самое ближайшее время мы станем свидетелями того, что интернет перестанет мыслиться как оппозиция офлайну. Эти два слова потеряют свой глобальный смысл и из метафизических понятий, описывающих скорее жизненные позиции, превратятся в рабочие функциональные термины. Сеть не сломает офлайн, все будет наоборот» (Курсив мой. — А.А.). Е. Вайнер утверждает, что «Газета.Ру» именно потому одна из лучших в сети, «что похожа на лучшие издания офлайна».

Статья Е. Вайнера вызвала массу откликов в посвященном ей форуме. Форум — это трибуна обсуждения в специально установленной для этого программе. Они могут посвящаться разным — частным и общим — темам, а могут быть привязаны к одной публикации. Первым по поводу статьи Вайнера высказался А. Носик, по-прежнему отстаивающий особенность сетевого издания и отличие его от бумажного. Затем дискуссия продолжалась как среди специалистов, так и среди рядовых пользователей. Является ли сетевое издание принципиально другим по сравнению с печатным? Существуют ли различия между публикациями в печатном издании и специально подготовленными для сетевого?

Александр Иванович, остановитесь подробнее на этих принципиальных вопросах.

Прежде всего, я согласен с позицией А. Носика. Бесспорно, сетевое издание, как и сетевая публикация, отличается от печатных аналогов. Здесь, пожалуй, стоит упомянуть термин А. Травина сетевое состояние. Писать для сетевого издания, конечно, не одно и то же, что для печатного. Это отличие касается ощущений, юзникающих у пишущего. Автор сетевой публикации ощущает непосредственную связь с читателем, как если бы он не писал, а говорил с читателем. Между ними нет ни расстояния, ни редактора, ни издательства, ни типографии. Коммуникация происходит практически в режиме реального времени, что, естественно, меняет стиль и характер изложения. Эти же ощущения у читателя. Когда он находится в сети, впечатление от читаемого текста совсем другое, чем от этого же текста, напечатанного в журнале или газете. Больше того, отличия в восприятии текста присутствуют даже тогда, когда этот текст читается не в печатном виде, а в том же электронном, но из файла, записанного на диске компьютера! Потому что линия связи отключена, исчезает эффект прямого диалога. И так автор вступает в непосредственный диалог с каждым читателем в отдельности. К этому следует добавить сетевую общность читателя и автора, что позволяет делать текст усеченным, пропуская множество известных обеим сторонам фрагментов и понятий. Прибавьте к этому особенности гипертекста, снабженного гиперссылками. Какое же может быть сравнение с печатной публикацией? Существуют еще особенности, касающиеся работы сетевого редактора, что было отмечено А Носиком.

Но все это действия общественности, в том числе и журналистов. А властные структуры понимают ли значимость проблемы?

Да, еще в 2000 г. российский интернет, наконец, был замечен общественностью страны и правительством. Президент России В.В. Путин встречался с видными деятелями рунета, была разработана программа действий, намечено создание ряда нормативных документов, опубликован проект указа, посвященного интернету и его правовому статусу. Все эти вопросы активно обсуждались во многих сетевых журналах и газетах.

Была создана Всероссийская интернет-академия. Прошла ее презентация, состоялись встречи представителей Содружества онлайн изданий, интернет-мост «Россия онлайн» и т.п. Состоялась церемония присуждения Интел-интернет премии, в которой участвовали известные общественные деятели. В результате конкурса Человеком года в рунете заслуженно был назван Антон Носик, в конкурсе Ин-фо-Арт «Открытие месяца» победили «Газета.Ру», «Лента.Ру» и «Вести.Ру». Лучшим сервером был назван Guitar.ru — сервер Эрмитажа.

Как следствие, появился ряд публикаций, отметивших эти коренные изменения. Должен отметить глубокую работу А. Ивлева «Субпрогресс: введение в теорию персонифицированного пространства», которая судя по стилю и объему в дальнейшем будет опубликована в виде книги. Первая ее часть помещена в «Русском журнале» в апреле 2000 г. Печатные издания также проявляют большой интерес к сетевым проблемам. Для примера приведем статьи Е. Быковского «Слово "пресса" в приложении к СМИ отныне не слишком верно» и «В Рунете начинается инвестиционная лихорадка», Е. Горного — «Взрыв интереса к Интернету в России приведет к качественным изменениям», опубликованные в апрельском журнале «Итоги» за 2000 г. Даже «Новый мир» стал публико­вать обзоры сетевой литературы. Так, в 6-м номере журнала за 2000 г. С. Костырко анализирует публикации интернетских журналов: «Креща-тик», «Русский переплет», «Камера хранения», «Контрапункт».

Но сегодня на календаре 2004 год. Можем ли мы говорить о прогрессе в освоении интернетом пространства нашей страны?

Конечно, в стране уже выросло поколение интернета. Появилась и журналистская составляющая, окрепла, стала определенной силой, формирующей общественное мнение. Она наследует многие традиции первопроходцев.

К сожалению, интернет как река, в которую трудно войти дважды. Даже приведенный обзор публикаций, остановивший мгновения формирования сетевого пространства, — это уже дань прошлому. Но и зафиксированная история борьбы мнений и идей — объяснение в определенной степени того, что мы имеем сегодня.

Что Вы имеете в виду?

Немного другое мышление, интернетовское. Гипертекст, а не линейность определяет восприятие действительности. И это уже аксиома.

Библиографический список

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет). — Ростов-на-Дону, 2002.

Алексеева М.И., Барышева О.В., Гшяревсшй Р. С. Электронная книга. Взгляд в будущее. — М., 2000.

Засурский И.И. Реконструкция России. Массмедиа и политика в 90-е годы. — М., 2001.

Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. и др. Средства массовой информации постсоветской России. — М., 2002.

Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. — М., 1999.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. — М., 2000.

Маклюэн М. Галактика Гутенберга. — Киев, 2003.

Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М., 1999.

От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. — М., 2000.

Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле онлайн. — М., 1999.

Свитич Л.Г. Профессия: журналист. — М., 2003.

Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засур-ского. — М., 2001.

Скотт Э. Компьютерные технологии в журналистике. — М., 1999.

Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. За-сурского. — М., 2002.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. — М., 2000.

Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. — М., 2002.

БИБЛИОГРАФИЯ

Акопов А.И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета // Акценты. — 1999. — N° 1—2. — С. 22-27.

Акопов А.И Типологические признаки сетевых изданий // Филологический вестник Ростовского государственного университета. — 2000. — № 1. — С. 42-44.

Апджон Р., Раффин X. Интернет для журналиста (http://www. Internews.ru /books/internet/).

Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунекий А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология. - № 4. - 1996. — С. 14—20.

Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей интернета. — 1998 (http://ncdo.levsha.raPubD.txt).

Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. — М., 2003.

Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. — М., 2002.

Бокарев Т.А. Энциклопедия Интернет-рекламы. — М., 2000.

Бокарев Т.А. Количественный и качественный состав аудитории интернета, тенденции развития и их значение для рекламодателя. Интернет-агентство DOT, 1998 (www.citforam.ru).

Быковский Е. Медиа-пресс // «Итоги». — 2000. — № 16 (202).

Вартанова Е.Л. Новые СМИ в России: перспективы и проблемы развития // Neue Technologien und Entwicklung der Medien in Russland und Deutschland (Новые технологии и развитие СМИ в России и Германии). — Франкфурт, 1998.

Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: Информационное Общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. — М., 1999.

Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. — 2001. — №11.

Войскунский А.Е. Интернет — новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. — М., 2002. — С. 87.

Волчинская Е., Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность. — М., 1999.

Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб., 2001.

Гейтс Б. Дорога в будущее. — М., 1996.

Горный Е. Виртуальная семиотика // «Итоги». — 2000. — № 16.

Горный Е. Летопись русского интернета. — 2002 (http://www.zhumal.ra/ /stan7gorny/texts/ru_let/re.html).

ГОСТ 7.83—2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» (http://www.internet-law.ra/intlaw/laws/gost.htm).

Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. — М., 2001.

Гуревич С.М. Газета и рынок. — М., 1998.

Давыдов И. Массмедиа российского Интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации // Русский журнал. —28.09.2000.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -СПб., 1999.

Джазоян А.Е., Коханова Л.А., Калмыков АА. и др. СМИ и современные медиатехнологии. — М., 2000.

Егоров А. Пять лет онлайновым СМИ // Среда. — 2000. — № 2.

Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии //Автореферат дисс....канд. филос. наук. — М.: МГУ, 1999.

Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в интернете / Флогистон. [Электронный документ.] 1999 (http://flogiston.ra/projects/ /articles/refinf.shtml).

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. - М., 1999.

Засурский Я.Н. Власть, зеркало или служанка? В 2 т. — М., 1998.

Засурский Я.Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации // Информационное общество. — 2001. — № 2. — С. 24—27.

Землянова Л. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика». — 1999. — № 2.

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М, 1996.

Иноземцев В.Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. — М., 1990.

Информационная и психологическая безопасность в СМИ. — М., 2002.

Калмыков А.А. Введение в экологическую психологию: Курс лекций. М., 1999.

Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М., 2000.

Колесникова М.М. Периодические издания электронных сетей как вид СМИ: типологический аспект // Автореферат дисс....канд. филол. наук. — Ростов-на-Дону, 2002.

Концепция государственной информационной политики. — М., 1999.

Концепция формирования информационного общества в России // Информационнонное общество. — 1999. — № 3.

Корконосенко С.Т. Основы журналистики. — М., 2001.

Коханова Л.А. Журналистика, экология, образование. — М., 1997.

Краткий курс истории интернета // Мир интернет. — 1997. — №11—12.

Кройчик Л.Е. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб., 2000.

Лазутина Т.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2001.

Лукина М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры и типы // Вест. МГУ. Серия «Журналистика». — 2001. — № 6.

Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. — М., 2003.

Малюков А. История русского интернета // Журнал Ру. — 1998. — № 7.

Могилев А.В., Панненко В.Н., Татаринцева А.Ю. Об особенностях протекания психических процессов при работе с персональным компьютером. — 1997(http://ncdo.levsha.ruPub D.htm).

Моисеев В.В. Журналистика и журналисты. — М., 2002.

Носик А СМИ в интернете как бизнес и предприятие // Русский журнал. — 13.02.2001.

Носов Н.А. Виртуальная психология. — М., 2000.

Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. — М., 1994.

Окинавская Хартия глобального информационного общества, 2000 (http://www.iis.ru/events/okinawa/charter.ru.html).

Окраинец К.Ф. На кончиках ваших пальцев. — М., 1997.

Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. — М., 2003.

От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. — М., 2000.

Павликова М. Сетевые технологии и журналистика: Эволюция финских СМИ. - М., 2001.

Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. — М., 2000.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. — М., 2003.

Прохоров Е.П. Средства массовой информации и информационная безопасность // Информационное общество. — 1997. — № 4—6.

Путь России к информационному обществу (предпосылки, проблемы, индикаторы, особенности). — М., 1997.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. — М., 1990.

Реснянская Л.Л., Фомичева ИД. Газета для всей России. — М., 1999.

Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. — М., 1996.

Руднев В.П. Словарь культуры XX века. — М., 1997.

Сметанина СИ. Медиатекст в системе культуры. — СПб., 2002.

СМИи интернет: проблемы правового регулирования. — М., 2003.

Смирнова О.В. Основные источники информации в сети Internet. M., 1999.

Серго А.Г. Интернет и право. — М., 2003.

Современные зарубежные теории социального изменения развития. Практопия Олвина Тоффлера. — М., 1993.

Талимончик В.П. Международно-правовое регулирование отношЬний информационного обмена в интернет// Автореф. дисс....канд. юр. наук. — рЖ, 2000.

Тоффлер Э. Третья волна. — М., 1999.

Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. — Воронеж, 1996.

Успенский И. Интернет как инструмент маркетинга. — СПб., 1999.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. — СПб., 2003.

Харрис Г. Пусть говорят ваши пальцы: Онлайновая реклама в Интернете. - М., 2002.

ХейгМ. Электронный Public Relations. — М., 2002.

Холмогоров В. Интернет-маркетинг. Краткий курс. — СПб., 2001.

Шемакин Ю.И., Романов А.А. Компьютерная семантика. — М., 1995.

Шкондин М.В. Система средств массовой информации. — М., 2000.

Шкондин М.В. Экономические факторы трансформации СМИ. — М., 1999.

Эко У. От интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. — 1998. — № 32. — С. 5-14.

Alexander J. С The «Form» of Substance: The Senate Watergate Hearings as Ritual // Media, Audience and Social Structure / Ed. by Ball-Rokeach S.J., Cantor M.G. Newbury Park, 1986.

Balle F. Media et Societe. Paris, 1988.

Barlow John Perry. Selling Wine Without Bottles: The Economy of Mind on the Global Net The Economy of Ideas в Wired, 1994, # 2.03.

Baudrillard J. Mirror of production. St. Louis, 1975.

Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973.

BenigerJ. The Information Society: Technological and Economic Origins // Media, Audience and Social Structure / Ed. by Ball-Rokeach S J., Cantor M.G. Newbury Park, 1986.

Blumer H. The Mass, the Public, and Public Opinion // Reader in Public Opinion and Communication / Ed. by Berelson В., Janowitz M. New York. — 1953.

Castelb M. The Information Age: Economy, Society and Culture: End of Mile-nium. Maiden (Ma.) — Oxford: Blackwell Publ., 1998.

Cooley Ch.H. The Significance of Communication // Reader in Public Opinion and Communication / Ed. by Berelson В., Janowitz M. New York, 1953.

Denton R. The Media and the Persian Gulf War. Ed. by Denton R. E. Jr. West-port (Conn.), 1993.

DruckerP.F. Post-Capitalist Society. N.Y.: Harper-Collins Publ., 1995.

Hassan, Ihab. Making sense: the triumph of postmodern discourse. // New literary history, vol. 18, № 2, 1987, pp. 445—446.

KellyP. Human Identity Part 1: Who are you? / Netropolitan life/E-lecture from the univercity cource about the net, 1997. http://www-home.calurnet.yorku.ca/ /pkelly/www/idl.htm.

Kris R, Leites N. Trends in the Twentieth Century Propaganda // Reader in Public Opinion and Communication Ed., by Berelson В., Janowitz M. New York, 1953.

Lasswm H.D. The Structure and Function of Communication in Society // Mass Communications / Ed. by Schramm W. Urbana, 1960.

Lazflrsjtyd P.F., Berelson В., GaudetH. The People's Choice. New York, 1948.

LazarsfeSd P.F., Merton R.K. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action // Mass Communications / Ed. by Schramm W. Urbana, 1960.

Lyotard G.F. La Condition postmoderne. Rapport sur le savoir. P., 1979.

Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash.: World Future Soc., 1983.

MattelartA. et MattelartM. Histoire de la Theorie de la Communication Paris, 1995.

McLuhan M., Fiore Q. War and Peace in the Global Village. N.Y., 1968.

Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.

Newhagen I.E., Cordes J. W., Levy M.R. NIGHTLY @ nbc comm. Audience Scope and Perception of Interactivity in Viewer Mail on the Internet // Journal of Communication. 1995. Summer, Volume 45. Number 3.

Nora S., Mine A. The Computerisation of Society. A Report to the President of France. Cambridge, L, 1980.

Odlyzko A. The Economics of Electronic Journals. // The Journal of Electronic Publishing. September, 1998. Vol. 4, № 1.

Ohmae K. The borderless world, power and strategy in the interlinked economy. London, 1990.

On McLuhan. Forward through the Rearview Mirror / Ed. by P. Benedetti and N. DeHart NY, 1996.

Regier W. Scholarly Press Websites. // The Journal of Electronic Publishing. September, 1998. Vol. 4. № 1.

Reid. E Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities/ A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. January 1994. http://fun91.kivikko.hoas.fi/~donwurff/irc/cult-form.html

Revue francaise de communication. 1979. № 3.

Scannel P. For a Phenomenology of Radio and Television // Journal of Communication. 1995, Summer. Volume 45. № 3.

Scannel P. For a Phenomenology of Radio and Television // Journal of Communication. 1995, Summer. Volume 45. № 3.

Schudson M. The Menu of Media Research // Media, Audience and Social Structure / Ed. by Ball-Rokeach S. J., Cantor G.C. Newbury Park, 1986.

Sfez L. Critique de la Communication. Paris, 1992.

Shum S.B. and Sumner T.JIME: Fn Interactive Journal for Interactive Media. First Monday.2001.Vol. 6, 2.

The Media and the Persian Gulf War. Ed. by Denton R. E. Jr. Westport (Conn.), 1993.

Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980.

Приложения

• Приложение 1. Документы

• Приложение 2. Из статей теоретиков массмедиа

• Приложение 3. Учебные программы и проекты

Приложение 1. Документы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: