Становление и развитие соц.психологии как науки

План:

1. Соц.психология в системе научного знания

2. Предмет соц.психологии.

3. Основные этапы развития соц.психологии.

1) Соц.психология в системе научного знания начала формировать в конце 19 в, имеется 3 точки зрения на ее место в системе других наук.

a) Соц.психология – часть социологии т. е. она наследует массовидные проявления психики.

b) Соц.псих. – часть психологии и изучает положение и поведение личности в группе

c) Соц.псих. – наука находящаяся на стыке психологии и социологии.

Последняя точка зрения наиб. разделяема между социологией и психологией и соц.психологии много общего но каждая из них изучает объекты с различных сторон.

Соц.психология изучает как конкретно действует личность в различ. соц. группах, как формируется мотивы потребности, установки личности и их влияния на поведение человека в поле ее зрения находится динамика межличностных отношений.

2) соц.психология – отрасль психологии которая изучает закономерности и особенности поведения и деятельности людей обусловленные их социальным взаимодействием.

Структура соц. психологии определяется системой ее основных критерий:

· Понятие соц.группы, соц.общности и их классификация

· Особенности поведения человека в соц.не организованной и соц.организованной группе

· Социально психологическая организация малых групп

· Модификация индивидуального поведения соц.групп

· Общение как средство соц.взаимодействия

· Психология боьших соц.групп

· Психология соц.управления

· Познавательные и коммуникативные особенности понимания и восприятия людьми друг друга и др.

Методы соц. сих. Исследования:

· Лабораторный и естественный эксперимент

· Наблюдения

· Изучение и анализ документации

· Опрос в форме анкетирования и интервью

· Тестирование

· Метод экспортной оценки

· Метод подстановки групп

3) К философским истокам и предпосылкам развития соц.писхологии относят:

· Идеи Платона об иррациональности поведения масс

· Идея Аристотеля об общественных инстинктах

· Идея Гельвеция о соц.детерминации поведения личности т. е. предопределенности

· Идея Фейрбаха о роли и сущности соц.психологического процесса как способа проявления человеческой сущности

Исследования собственно соц.псих.проблем началось в 19 в., а само понятие появилось в 1908 году в связи с выходом в свет книги ученого Мак – Дугалла.

Основные этапы развития соц.психологии:

I. Становление соц.психологии как науки, период с середины 19 в до 1908 г.

II. С 1908г. до 40-х годов ХХ в.

III. С середины 40- х и ХХ в. до наших дней.

Соц.психологии приобретает популярность, водится в общеобразовательные программы высших и средних профессиональных учреждений. Развитие соц.психологии осущ.от общих теорит.вопросов и более частым практическим.

Первые теорит.разработки в области соц.психологии:

a) Концепция психологи народов в ней рассматривалась коллективная психика как сочетание индивидуальных психических состояний людей в опред.условиях. Было выделено 3 основополагающих явления которые определеяют психологию народа в целом:

- язык

- миф

- обычаи

Основная сила истории – народ, который и выражает себя в языках, религии и т.д.

б) концепция масс, исследует проблемы общества связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека

в) концепция инстинктов со3ц.поведения. Основная идея заключалась в том чтопричину соц.поведения человека связанные с вражденными инстинктами.

Следует отметить вклад ведущих психологических школ в разраьотку броблем в соц.психологии.

Школы:

· Функционализм в данной школе были разработаны и выявлены закономерности появления наиболее приспособительных групп и обществ, разрабатывалась проблема оптимального прохождения периода соц.адаптации субъектами общественной жизни.

· Бихевиоризм – изучение проблем и закономерностей поведения человека и животных

· Психоаналез – изучает проблемы бессознательного, иррациональных процессов в личности и ее поведение, проблем конфликта человека с обществом проявляющиеся в столкновении человека с соц.запретами.

· Гуманистическая психология – вопросы исследования источников соц.активности человека

· Конитивизм – делает акцепт на процессе познания мира постижения сущности и явлений по средствам познавательных процессов.

· Интеракционизм – исследует проблемы соц.аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: