План:
1. Соц.психология в системе научного знания
2. Предмет соц.психологии.
3. Основные этапы развития соц.психологии.
1) Соц.психология в системе научного знания начала формировать в конце 19 в, имеется 3 точки зрения на ее место в системе других наук.
a) Соц.психология – часть социологии т. е. она наследует массовидные проявления психики.
b) Соц.псих. – часть психологии и изучает положение и поведение личности в группе
c) Соц.псих. – наука находящаяся на стыке психологии и социологии.
Последняя точка зрения наиб. разделяема между социологией и психологией и соц.психологии много общего но каждая из них изучает объекты с различных сторон.
Соц.психология изучает как конкретно действует личность в различ. соц. группах, как формируется мотивы потребности, установки личности и их влияния на поведение человека в поле ее зрения находится динамика межличностных отношений.
2) соц.психология – отрасль психологии которая изучает закономерности и особенности поведения и деятельности людей обусловленные их социальным взаимодействием.
|
|
Структура соц. психологии определяется системой ее основных критерий:
· Понятие соц.группы, соц.общности и их классификация
· Особенности поведения человека в соц.не организованной и соц.организованной группе
· Социально психологическая организация малых групп
· Модификация индивидуального поведения соц.групп
· Общение как средство соц.взаимодействия
· Психология боьших соц.групп
· Психология соц.управления
· Познавательные и коммуникативные особенности понимания и восприятия людьми друг друга и др.
Методы соц. сих. Исследования:
· Лабораторный и естественный эксперимент
· Наблюдения
· Изучение и анализ документации
· Опрос в форме анкетирования и интервью
· Тестирование
· Метод экспортной оценки
· Метод подстановки групп
3) К философским истокам и предпосылкам развития соц.писхологии относят:
· Идеи Платона об иррациональности поведения масс
· Идея Аристотеля об общественных инстинктах
· Идея Гельвеция о соц.детерминации поведения личности т. е. предопределенности
· Идея Фейрбаха о роли и сущности соц.психологического процесса как способа проявления человеческой сущности
Исследования собственно соц.псих.проблем началось в 19 в., а само понятие появилось в 1908 году в связи с выходом в свет книги ученого Мак – Дугалла.
Основные этапы развития соц.психологии:
I. Становление соц.психологии как науки, период с середины 19 в до 1908 г.
II. С 1908г. до 40-х годов ХХ в.
III. С середины 40- х и ХХ в. до наших дней.
Соц.психологии приобретает популярность, водится в общеобразовательные программы высших и средних профессиональных учреждений. Развитие соц.психологии осущ.от общих теорит.вопросов и более частым практическим.
|
|
Первые теорит.разработки в области соц.психологии:
a) Концепция психологи народов в ней рассматривалась коллективная психика как сочетание индивидуальных психических состояний людей в опред.условиях. Было выделено 3 основополагающих явления которые определеяют психологию народа в целом:
- язык
- миф
- обычаи
Основная сила истории – народ, который и выражает себя в языках, религии и т.д.
б) концепция масс, исследует проблемы общества связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека
в) концепция инстинктов со3ц.поведения. Основная идея заключалась в том чтопричину соц.поведения человека связанные с вражденными инстинктами.
Следует отметить вклад ведущих психологических школ в разраьотку броблем в соц.психологии.
Школы:
· Функционализм – в данной школе были разработаны и выявлены закономерности появления наиболее приспособительных групп и обществ, разрабатывалась проблема оптимального прохождения периода соц.адаптации субъектами общественной жизни.
· Бихевиоризм – изучение проблем и закономерностей поведения человека и животных
· Психоаналез – изучает проблемы бессознательного, иррациональных процессов в личности и ее поведение, проблем конфликта человека с обществом проявляющиеся в столкновении человека с соц.запретами.
· Гуманистическая психология – вопросы исследования источников соц.активности человека
· Конитивизм – делает акцепт на процессе познания мира постижения сущности и явлений по средствам познавательных процессов.
· Интеракционизм – исследует проблемы соц.аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности общения.