План:
1. Понятие коммуникации.
2. Средства коммуникации:
- вербальная
- не вербальная
3. Коммуникативные барьеры.
1) Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия по средствам передаваемой и воспринимаемой информации.
Обмениваясь информацией люди воздействуют друг на друга. Гл. целью межличностной коммуникацией является достижение соц.общности. Человек который передает информацию называется коммуникатором, человек который принимает информацию реципиентом.
В последнее время информационный обмен проник во все аферы нашей жизни и вышел за приделы просто межличностного общения.
2) ----- Существует несколько знаковых систем которые используются в коммуникативном процессе, выделяют: вербальную и не вербальную.
Вербальная, использует человеческую речь и естественный звуковой язык. Речь является самым простым средством коммуникации. Информацией в виде речи, меньше всего теряет смысл.
При помощи речи осуществляется кодированием и декодированием информации.
|
|
Кодирование – это высказывание, декодирование – раскрытие смысла и принятия информации.
Речь говорящего называют экспрессивной, речевая деятельность называется аудированием.
Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции.
Манеры речи, общения, показывают интеллектуальные возможности образованность показывают внутреннюю культуру человека.
----- Невербальные средства общения включают:
· Классические средства
· Средства общения связанные с голосом
· Тактические средства
· Проксемические средства
К невербальным средствам относят:
· Просодика
· Экстралингвистика
Тактические средства общения – динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.
Проксемические характеристики – ориентация партнеров в момент общения дистанция между ними.
Проксимика учитывает так еж ориентацию на угол общения.
В структуру средств общения входят:
· Мимика
· Взгляд
· Поза
· Жест
· Походка
Функцией вербальных средств общения является передача информации, которая осуществляется при помощи языка.
Коммуникативные барьеры:
· Информационно – дефицитный барьер – механический обрыв информации.
· Замещающий – искажающий барьер – придание информации другого значения
· Фонетическое непонимание – разные языки
· Семантический барьер – различие в системе значений участников общения.
· Стилистический – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения
· логический барьер – логика рассуждения коммуникатора либо слишком сложна либо кажется не верной
|
|
· Диспозиционно – статусный барьер – соц., полит., духовные различия, определяющие степень авторитета коммуникатора.
Интеракция – взаимодействие людей связанная с организацией их совместной деятельности.
Общение всегда сопровождает взаимную деят. и продуктивно на нем сказывается. В истории соц.психологии существует несколько описаний структур взаимодействия:
· Теория действия
· Описание ступеней его развития
· Транс активный анализ описание стилей взаимодействия
Трансакция – это единица общения с точки зрения транс актного анализа каждый участник взаимодействует находясь или занимая одну из 3 – х позиций который условно можно обозначить как родителей, взрослый и ребенок.
Взаимодействие:
· Соперничество которое может быть представлено в 2 – х видах: конкуренции и соревнование
· Стратегия сотрудничества
· Индивиды с менее активной позицией выбирают стратегию приспособления и избегания.