Переживание реальности

ВИПАССАНА -

-----------------------

Випассана - переживание реальности. Сборник. М. 1998.

В силу ряда очень благоприятных обстоятельств в настоящее время нам практически доступна техника Випассаны - техника "видения реальности такой, какова она есть", предложенная человечеству Буддой две с половиной тысячи лет назад.

В этом сборнике предпринята попытка посмотреть на одну из самых древних и самых действенных практик работы с сознанием, которая направлена на достижение освобождения человека от страданий, - посмотреть с точки зрения независимого репортёра, а также с точки зрения людей, которые сами уже какое-то время напрямую занимаются этой практикой.

Сборник знакомит читателя с этой практикой с помощью интервью, взятого у старшего Помощника Учителя Випассаны, а также у непосредственных участников этих ретритов в Москве.

Данная работа не является руководством по медитации, но она в какой-то мере может послужить для читателей стимулом к поиску своего пути к Истине. И возможно, путь Випассаны для кого-то может стать именно таким путём.

Сборник адресован широкому кругу читателей, желающих найти способ освободиться от страданий в этой жизни.

(c) Московская группа Випассаны

В работе над сборником принимали участие:

Адушкин Александр - автор-составитель, интервьюер

Карпинские, Владимир и Светлана - перевод с английского, редактура, верстка

-------------------

ВСТУПЛЕНИЕ

Начнём с известных истин. Каждый, кто читает сейчас этот сборник, или будет читать его в будущем, с вероятностью 99.9% является человеком. Каждый человек рождается, живёт: что-то делает, чувствует, говорит, думает. Приходит время - человек умирает.

Как видите, всего два предложения занимает рассказ о судьбе каждого из нас. Но нет на свете ничего более значимого, более наполненного для нас, чем содержимое этих нескольких строк. Вся Вселенная рождается вместе с нами для нас в тот миг, когда мы появляемся на свет, и умирает для нас с нашей смертью. Любая реальность существует для нас только, если мы сами существуем.

Что же это такое - реальность? Какая она? Что в ней происходит независимо от нас, а что является порождением нашей активности? Как мы влияем на свой мир и как потом этот мир влияет на нас? Есть ли граница между нами и внешним миром, и где она проходит? И существует ли вообще разница между объективной реальностью - той, какая она есть и той, которую мы, сами того не подозревая, создаем?

Что заставляет нас страдать в жизни, кто виновен в наших бедах и в какой мере? Что делать, чтобы чувствовать себя счастливыми и быть причиной радости для других? В конце концов - кто Я? Все это самые естественные, самые важные и всегда - самые сложные вопросы, рождающиеся в умах и сердцах каждого из нас на протяжении всей нашей жизни. В зависимости от того, как мы отвечаем на них, и строится наша жизнь - через мысли, слова, поступки.

Проникая сознанием в ткань реальности, той самой невыдуманной реальности, незамутнённой нашими рассудочными оценками и страстями, в переживание реальности такой, какая она есть на самом деле, на самом глубоком из доступных нам уровней - на уровне ощущений, мы может открыть для себя (как это сделали в своё время многие и многие другие) истину, содержащую в себе ответы на поставленные вопросы.

Именно такой работе и был посвящён очередной, недавно состоявшийся в Подмосковье (Кучино) 10-дневный ретрит, участники которого в полной тишине и глубокой сосредоточенности исследовали природу своего внутреннего мира, оттачивая ум и расширяя границы своего понимания. Этот небольшой сборник, построенный на материалах интервью, взятых у участников этого ретрита, имеет своей целью познакомить читателей с одной из самых древних и самых действенных практик работы с сознанием, известной во всём мире как Випассана.

Автор-составитель благодарит всех, кто помог в подготовке данного сборника, и особенно, Иэна Хезерингтона (Ian Hetherington) - Помощника Учителя Випассаны, который, несмотря на нехватку времени, любезно согласился дать интервью.

Что же такое Випассана? На этот и другие вопросы мы попросили ответить Иэна Хезерингтона (Ian Hetherington) - Помощника Учителя Випассаны, который проводил этот ретрит (интервью 31 марта 1998 г. - после окончания ретрита).

- Иэн, скажите пожалуйста, как Вы могли бы ответить на вопрос: что такое Випассана?

- Техника медитации Випассаны - одна из древнейших техник Индии. Слово "Випассана" означает "видеть с открытыми глазами", то есть видеть реальность такой, какова она есть - не такой, как она кажется. Это процесс погружения в себя, процесс самонаблюдения. Чтобы изучить технику, нужно пройти 10-дневный ретрит, и после этого вы сами себе хозяева: вы можете практиковать технику самостоятельно, и если вы делаете это регулярно, она помогает вам в повседневной жизни. Техника включает в себя множество разнообразных упражнений, а духовный путь, с ней связанный, - это Благородный Восьмеричный путь, которому учил Готама Будда. Он подразделяется на 3 раздела: нравственное поведение, управление умом и очищение ума.

Поэтому, придя на курс, мы начинаем с того, что обещаем соблюдать определённый кодекс нравственного поведения, и мы соблюдаем его в течение курса. Это очень важная основа техники. Затем мы выполняем медитативные упражнения, чтобы со временем развить осознанность.

Объектом медитации здесь является естественное дыхание: мы пытаемся наблюдать естественное дыхание, входящее и выходящее из ноздрей. Это упражнение кажется очень простым, но на деле оказывается весьма сложным, потому что ум обычно не находится в настоящем моменте, - он всё время прыгает как обезьяна, и обычно требуется 2-3 дня, чтобы приучить его к некоторой тишине и дисциплине.

Два предыдущих шага (нравственное поведение, управление умом) очень важны, и они ведут к 3-му шагу - развитию мудрости внутри себя, а объектом медитации теперь являются естественные ощущения на теле. Мы начинаем с того, что чувствуем ощущения на ограниченном участке вокруг ноздрей (это происходит ещё тогда, когда мы пытаемся развить осознавание дыхания), и затем, в течение курса, мы тренируем ум в способности наблюдать ощущения в теле. Тренировка состоит не просто в том, чтобы осознавать ощущения в теле, но в том, чтобы на них не реагировать.

Одним из важнейших открытий, которые Будда сделал на основе собственного опыта, собственного просветления, была связь ума и тела. Эта связь происходит посредством физических ощущений. Он говорил: "Каждая мысль сопровождается ощущениями в теле". Поэтому, если мы научимся осознавать ощущения в теле, мы начнем осознавать то, что происходит в нашем уме, в частности, в подсознательном уме (подсознании), который мы обычно не осознаём. Затем, он обнаружил, что, если мы научимся не реагировать на эти ощущения (обычно мы всё время реагируем), мы можем прекратить порождать загрязнения ума, которые создают трудности в жизни - для нас и для других, и мы можем начать освобождаться от этих загрязнений. Такова суть техники Випассаны которую мы изучаем на 10-дневном курсе и затем пытаемся применять в повседневной жизни. Затем, к конце курса, а также в своей повседневной практике, мы учимся делиться с другими людьми теми благими качествами, которыми обладает очищенный ум. Это практика называется "практикой Метта", любящей доброты, сострадательной любви. Она очень действенна в повседневной жизни и очень полезна для тех людей, с которыми мы общаемся.

- Расскажите пожалуйста немного об истории Випассаны.

- Эта техника медитации Випассаны была вновь открыта Готамой Буддой 2500 лет назад в Индии. Он достиг этой единственной цели после длительных поисков, его собственных поисков истины - просветления, и остаток жизни он учил людей тому, каков этот путь и как ему следовать. И очень много людей получили пользу - из разных слоев общества, разных социальных групп, без ограничений. А затем, примерно через 500 лет, эта техника медитации, к сожалению, была утрачена даже в Индии, где она была ранее открыта, и сохранилась, насколько нам известно, только в Бирме, но и там лишь у небольшой группы людей. И только в нашем столетии, точнее в середине XX века, её начали практиковать вновь, причем, не только монахи, но и обычные домохозяева - люди мирские. И один очень уважаемый человек из мирян по имени У Ба Кхин, (Саяджи У Ба Кхин), первый министр финансов Бирмы, стал тем человеком, который вновь начал распространять эту технику среди мирян, в частности, среди не-бирманцев - у него впервые прошли курсы иностранцы. Среди его студентов был и С.Н.Гоенка, выходец из индийской семьи, выросший в Бирме, который учился у него и помогал ему в течение 14 лет, а затем вернулся в Индию. И именно из Индии эта техника теперь распространяется по всему миру.

- Какова система её преподавания?

- Сейчас курсы проходят более чем в 30 странах. В мире существует более 40 центров медитации в этой традиции. И многие тысячи людей во всём мире проходят курсы медитации. Не так важны социальное происхождение этих людей и их религия. Эта техника - несектантская, это способ решения всеобщей проблемы, причину которой сформулировал Будда. Будда не учил буддизму, Будда учил Дхамме - естественному закону природы. И этот закон - нравственность, владение умом, чистота ума. Метод несектантский, его может практиковать каждый, оставаясь при этом хорошим христианином, хорошим мусульманином, хорошим индуистом или хорошим буддистом. Другими словами - просто хорошим человеком. И здесь нет противоречий.

Эта техника дает хорошие результаты и в наше время - мы знаем это, потому что можем сами это проверить, сейчас она дает такие же благотворные результаты, как и во времена Будды. Техника действенна, потому что она отражает законы природы.

- Каковы особенности восприятия техники на Западе и на Востоке?

- Техника дает хорошие результаты независимо от того, из какой страны вы происходите: из России, Америки или Индии - это не столь важно. Конечно, в некоторых культурных традициях, в частности в Индии, больше времени посвящают погружению в себя, развитию духовности. Но и за пределами Индии - в странах Ближнего Востока, в России или в Западной Европе - также можно практиковать эту технику без особых проблем.

В частности потому, что это очень научная техника. Вас не просят поверить во что-либо, вас просят полагаться лишь на свой собственный опыт. Конкретно это выглядит так: "приди и попробуй" - попробуйте практиковать эту технику в течение 10 дней. И убедитесь, что это именно то, о чём говорилось: на собственном опыте, не полагаясь на чей-то опыт - на то, о чём вы читали или слышали, что кажется разумным. Это важно, но здесь вы переживаете непосредственно, что такое это тело, что такое этот ум, используя в качестве объекта дыхание, используя ощущения тела. Что там в действительности происходит. И вы понимаете, что это именно та истина, о которой говорил Будда, что действительно всё непостоянно, всё постоянно меняется. Вы переживаете это в своём собственном теле, вы не можете это отрицать, а это значит, что есть и страдание, - да, это так. На уровне интеллекта мы знаем, что существует страдание, но мы, конечно же, пытаемся его подавить, заблокировать - для нас это слишком тяжело. Мы должны научиться наблюдать эту истину внутри нашего тела, оставаясь при этом уравновешенными. И это вне-личностный процесс, то есть на самом деле нет никакого эго, несмотря на всю привязанность, которую мы к нему испытываем. Таков урок, который мы должны усвоить, наблюдая реальность в пределах своего тела, наблюдая её в процессе нашей ежедневной практики медитации.

Такое переживание очень важно, поскольку помогает нам, дает возможность отпустить наше эго - понемногу, постепенно. И если мы отпускаем эго, мы становимся более сострадательными, у нас больше энергии для других людей, мы лучше понимаем себя - и это очень полезно, как для нас самих, так и для общества.

- Каковы особенности организации Випассаны в наше время?

- Курсы Випассаны проходят во всем мире. Все, чему на них учат, - это учение С.Н.Гонки, который живет в Индии и иногда выезжает за рубеж, чтобы провести курс. Но где бы ни давалось учение - инструкции и беседы, - оно дается непосредственно им. Курсы проводят Помощники Учителя, которые представляют его на курсе, их задача - помочь студентам пройти курс, ответить на вопросы, помочь, если возникают какие-либо проблемы с изучением техники. Но основное учение дается только им (С.Н.Гоенкой).

Курсы организуются в постоянных (или во временных) центрах. Постоянные центры предназначены только для медитации Випассаны в этой традиции, поэтому в этих центрах занимаются только медитацией. Существует также служение, то есть помощь тем, кто проходит курс медитации.

В тех же странах, где нет постоянных центров, курсы организуются во временных центрах студентами, которые получили пользу от этой техники и хотят, чтобы в этом регионе и в дальнейшем проходили курсы, как например, здесь, в России. Просто, студенты, прошедшие курсы, хотели бы вновь пройти курс, организовать проведение следующего курса, хотели бы, чтобы и у других была возможность пройти курс. Итак, студенты организуют курс и приглашают Помощников Учителя. Таким образом проходят эти курсы - они продолжаются 10 или 11 дней. И студенты получают большую пользу.

Очень важный аспект - это то, что здесь нет никакой коммерческой деятельности. Никто не платит за то, чтобы пройти ретрит Випассаны. Все расходы, включая приглашение Помощника Учителя, аренду места для проведения курса, жилье и питание студентов, - всё это оплачивается за счет пожертвований студентов, которые уже получили пользу от таких курсов. В конце курса, если студенты считают, что это полезно и хотят, чтобы и другие могли получить такую возможность, они могут сделать добровольные пожертвования. Но в данной технике нет никакой коммерции - это обеспечивает её чистоту.

- Почему курс продолжается именно 10 дней, существуют ли более длительные курсы?

- Процесс прохождения 10-дневных курсов: мы не знаем точно, когда впервые в мире начали проводить такие курсы. Даже во времена Будды проходили курсы медитации. В более позднее время проводились такие эксперименты: какой должна быть минимальная продолжительность курса. И было установлено, что минимум - это 10 дней. Если меньше - люди не успевают получить представление о технике на основе собственного опыта. Поэтому 10 дней - это минимум. Чтобы тренировать ум, нужно сначала избавиться от всех раздражителей внешнего мира. Поэтому для человека такой курс - серьезное, глубокое переживание. В течение 9 дней студенты сохраняют полное молчание (не общаются друг с другом). Конечно, они могут задавать вопросы Помощнику Учителя, они могут обращаться к менеджерам курса по вопросам быта. В остальных случаях - полное молчание. Это очень отличается от нашей повседневной жизни. Тому есть причина - это значит, что вы должны углубиться внутрь себя, тогда вы сможете серьезно медитировать. Это важно.

Итак, идет процесс тренировки ума: тренировка в нравственности, контроль и сосредоточение ума. Затем мы учимся, как очищать ум с помощью ощущений тела. Поэтому 10 дней - это минимум. Для тех же, кто хочет идти дальше, кто желает лучше освоить технику, существуют более длительные курсы, которые позволяют человеку проникнуть глубже: например, 20-дневные, 30-дневные, 45-дневные курсы и т.д.

- На кого ориентирована техника Випассаны (пол, возраст, состояние здоровья, образование)?

- Эту технику может практиковать любой нормальный, здравомыслящий, физически здоровый человек, то есть практический здоровый - физически и психически. Он может обратиться с просьбой о записи на курс. Любой, кто искренне желает проникнуть вглубь себя, исследовать истину о себе. Таких людей принимают на курс, и они непременно получают пользу. Таков опыт многих стран, тысяч студентов во всем мире. А сейчас это происходит и в России.

- Требуется ли иметь представление о технике, нужна ли предварительная подготовка перед тем как пройти курс?

- Совсем не обязательно заранее иметь представление об этой технике или об учении Будды, или какой-либо опыт медитации. Все это не важно. Каждый вечер на курсе проходят беседы, на которых объясняется техника: почему мы так практикуем, какова её цель. Но это просто для того, чтобы понять эту технику на уровне интеллекта. Самое важное - ваш собственный опыт. Это становится всё яснее, затем обучение идет дальше: и так день за днём, день за днём. Опыт проведения многих курсов показал, что почти у всех студентов есть определенные успехи, потому что техника очень проста - она сразу же дает результат. Поэтому люди чувствуют доверие к технике, день за днём продвигаясь в её освоении.

Затем, к концу курса, они осваивают технику, возвращаются домой и стараются поддерживать практику утром и вечером. Они применяют технику в повседневной жизни: это очень действенная техника, единственная цель которой - дать нам возможность жить счастливой, более гармоничной жизнью. Таким образом, эта техника ориентирована на применение.

- Каковы положительные результаты техники? Как скоро они приходят?

- По мере продвижения в практике Випассаны, естественно, техника немедленно дает большие результаты для тех, кто медитирует. Основной результат - очищение ума. Будда говорил, и мы можем испытать это сами в процессе медитации, что "ум - основа всего". То есть ум - наиболее важная вещь, в нём корень наших проблем. И если мы очистим ум, мы сможем жить хорошей, счастливой жизнью. Каждый может испытать это сам, потому что практика Випассаны устраняет барьер между сознанием и подсознанием. И постепенно, шаг за шагом, медитирующий осознает всеобщность того, что представляет собой ум. Осознает различные негативные стороны ума, такие как гнев, ненависть, страх, страсть, ревность, зависть и т.д. По мере очищения ума они не только уменьшаются, но замещаются такими положительными качествами, как любовь и доброта, щедрость, сострадание, радость.

Все это благотворно не только для данного человека (принося ему мир и покой), но и для тех людей, с которыми он общается. Поскольку теперь он способен сделать что-либо полезное и для общества. Он сам становится лучше и поэтому может лучше помогать обществу, своей семье, людям, с которыми он работает. Если же вы занимаетесь политикой или помогаете в решении социальных проблем - в любой ситуации вы сможете действовать более эффективно и меньше слепо реагировать. Привычное поведение ума меняется, конечно, вы не станете совершенными сразу же. Требуется некоторое время и нужна серьезная практика. Но вы становитесь лучше: действуете осознаннее, меньше реагируете. И это очень важно.

Так же и на физическом уровне - многие наши болезни являются по сути психосоматическими. Випассана оказывает положительное воздействие на здоровье. Но это побочный продукт, цель Випассаны - не лечение болезней. Это просто происходит по мере очищения ума: некоторые болезни проходят сами собой.

- Каковы трудности практики? Есть ли неудачные примеры, почему?

- В редких случаях студенты, которые приходят на курс, не могут его закончить. Обычно это происходит по двум причинам:

У них ранее были серьёзные физические или психические заболевания, и во время курса возникла некоторая реакция. Возможно, студент перед началом курса не проинформировал организаторов относительно состояния своего здоровья. Организаторы курсов обычно проявляют большую осторожность, принимая на курс людей с серьезными физическими или психическими болезнями, так как курс очень интенсивен. Поэтому мы очень тщательно изучаем анкеты-заявления, помня о таких случаях.

Другой возможный источник трудностей, о котором мы предупреждаем студентов, - они приходят на курс на 10 дней, чтобы испытать на себе эту технику. У многих студентов (и в России это тоже имеет место) есть опыт использования других техник медитации, религиозных практик. Это хорошо: мы никогда не осуждаем другие религиозные практики или системы медитации. Мы просим лишь об одном: приходя на курс Випассаны, на этих 10 дней, пожалуйста, оставьте другие практики - хотя бы только на 10 дней. Иначе вы не сможете быть уверены, что те результаты, которые вы получили, произошли в результате практики Випассаны, а не других практик. Поэтому, просто оставьте их, а по окончании 10 дней, вернувшись домой, спокойно всё обдумайте и решите для себя, каковы результаты этой техники, и если они покажутся вам положительным и техника вам подходит, - продолжайте практиковать, и это принесет вам пользу.

Некоторые студенты (очень небольшая их часть) время от времени по незнанию смешивают технику Випассаны с другими техниками. Это очень опасно, так как вы начинаете играть со своим умом на самом глубинном уровне. К счастью, это касается лишь немногих студентов.

- Не могли бы вы сказать несколько слов о себе, о том, как вы пришли к Випассане, как вы стали Помощником Учителя, как формировались ваши взгляды на жизнь. Знакомили ли вы с техникой своих родных и близких?

- Меня зовут Иэн Хезерингтон (Ian Hetherington), я из Великобритании, мне 49 лет, вот уже более 20 лет я практикую Випассану. Впервые я познакомился с этой техникой (и это было большой удачей), когда я путешествовал. Я был преподавателем английского языка в средней школе в Англии. Когда мне было 20 с небольшим лет, я взял отпуск - в надежде, что моя жизнь как-то изменится: мне нужно было устраивать жизнь, заводить семью и т.д. Это было хорошее время, чтобы отправиться в путешествие, что-то изменить в своей жизни. И совсем не думая о медитации, я отправился в Индию. Раньше я уже бывал в Индии, эта страна мне очень нравилась, но опять-таки - ни о какой медитации я не помышлял. И за эти шесть месяцев, самостоятельно путешествуя по Европе, Северной Африке, Ближнему Востоку я понял, что я очень сильно на всё реагирую. Мне приходилось бывать во многих ситуациях, некоторые из них были стрессовыми, иногда я чувствовал гнев и ненависть по отношению к окружающим - я был так нерационален, поскольку, по сути, испытывал страх, попадая по своей воле в необычные ситуации. Случилось так, что два совершенно разных человека, которых я встретил, сказали мне: "Почему бы Вам не попробовать эту технику медитации?". И кое-что из сказанного ими мне показалось интересным. Я не могу объяснить точно, что именно, потому что у меня ранее не было такого опыта - я никогда раньше не медитировал. Я воспитывался в традиционной христианской семье, затем, когда я поступил в университет, всё это пришлось оставить. Меня больше интересовали социология, политика - это был конец 60-х годов, и все хотели перемен в обществе.

Приехав в Индию, я нашёл место проведения ретрита и мне там понравилось: там не было погони за деньгами - не было платы за обучение, не было гуру - великого Учителя. Просто был человек, предлагающий обучить этой технике, предлагающий себя в качестве помощника для её освоения. Техника, основанная всего лишь на дыхании и естественных ощущениях тела, показалась мне интересной. Говорилось также, что это - истинное учение Будды, но не буддизм. И я подумал: "Почему бы не попробовать? Если не понравится, я просто уйду ". И я попробовал. На самом же первом курсе я понял, что это очень важно, это просто замечательно! И я решил приостановить своё путешествие. Сразу же, на следующий месяц, я прошёл ещё один курс. В то время не было курсов вне Индии, точнее, они проводились, но очень редко, поскольку в то время не было центров Випассаны за пределами Индии. У меня было ощущение, что я понял технику и теперь могу вернуться домой и продолжать практику самостоятельно. И должен сказать, я действительно продолжал практиковать, выполняя всё, чему научился на первых курсах, и немедленно ощутил пользу.

Именно так происходит, когда вы практикуете Випассану: если вы выполняете практику, проходя курс, а затем поддерживаете практику, она работает, поддерживая вас в повседневной жизни. Затем, если вы чувствуете благотворные результаты, это вдохновляет вас продолжать практику. Вот так я начинал. Затем начали проводить курсы за пределами Индии.

С.Н.Гоенка приехал в Индию учить Випассане в 1969 году. В 1979 году он впервые покинул Индию, чтобы учить Випассане по всему миру - в Европе, Америке, Японии, Австралии, во многих местах он проводил курсы. И с этого времени там появились центры обучения этой технике.

Как один из студентов-энтузиастов, получивших пользу от этой техники в своей жизни, я хотел, чтобы и другие получили пользу. Так я начал служить в новом центре Випассаны в Англии, а затем помогал организовывать курсы: служил на курсах, был менеджером курсов; затем, когда там возник Попечительский совет, я подключился к организации самого центра. Помогал на самых разных участках: например, одно время я издавал английскую версию газеты о Випассане.

Затем, через 5 лет, мне предложили стать Помощником Учителя (С.Н.Гоенки). Сейчас в мире около 400 Помощников Учителя, которые помогают ему в работе по распространению этой техники, чистой Дхаммы, во всем мире. Вот ещё один вид Дхамма-служения, который мы можем предложить: помощь Учителю. И я очень рад, что могу это делать, когда у меня есть время.

Моя профессия связана с образованием, поэтому меня всегда интересовала тема развития личности. Випассана сразу же помогла в моей профессии: вернувшись из путешествия, я сразу же получил хорошую работу. В той школе, где я работал у меня было быстрое продвижение по службе. Затем я был назначен администратором округа, в котором работал, затем советником, а впоследствии и инспектором школ. Оглядываясь назад, я ясно вижу, как Випассана помогла мне найти решение в стольких сложных ситуациях на работе, что просто трудно представить: расширила интеллектуальные, личные, социальные, организаторские способности. Просто работая по этой технике, успокаивая ум, очищая ум, становясь менее эгоистичными, мы приобретаем очень много полезных качеств.

Даже моя жизнь очевидный тому пример: техника помогает ежедневно, различным образом, так как вы меньше реагируете. Я стал жить без особых проблем. Затем, в 1992 году, неожиданно умерли мои родители - буквально, за одну неделю. Для меня это было большим потрясением. Что касается матери, этого можно было ожидать, но смерть отца была совершенно неожиданной. В то время я как раз собирался пройти длинный, 30-дневный курс в Индии. Мне пришлось его отменить, поскольку мать была больна. Затем умер отец, и мне пришлось взять на себя заботу о похоронах.

Но благодаря Випассане я понимал, что происходит: это перемены, я не могу их контролировать, но я должен их принять - не только для себя, но и для других людей. Я рад, я очень рад, что у членов моей семьи было некоторое представление о Випассане. Конечно, они могли наблюдать во мне благотворные перемены. Но отец и сестра (с ней мы часто общаемся, когда я в Англии) однажды присутствовали на лекции С.Н.Гоенки, то есть они слышали и обсуждали эту технику. Моя мать также присутствовала на этой лекции, но я знал, что она умирает, и мне удалось обучить её самым простым упражнениям по наблюдению дыхания. И я уверен, это помогло ей, особенно в последние дни её жизни. Поэтому, если у вас такие серьезные переживания, как в этом случае, практика дает медитатору огромную силу и мощь. Вы убеждаетесь в этом, потому что твердо знаете это на своём опыте. Я не хочу, чтобы вы думали, что подобный процесс у меня закончен. Это непрерывный процесс самосовершенствования с использованием данной техники. Вы продолжаете делать ошибки, продолжаете совершать внутренние открытия. Загрязнения продолжают подниматься на поверхность, одолевая вас. Но это прекрасная возможность для того, чтобы очистить своё тело, свой ум и стать лучше - для себя и для других.

Поэтому я призываю всех, кому это интересно: испробуйте технику, которая является всеобщей, несектантской и так много дает людям. Это тяжелый труд, серьезная работа во время курса, трудно поддерживать практику: так много отвлекающих моментов во внешнем мире - мы это знаем. Но если вы хотите жить счастливо и гармонично, я очень рекомендую каждому опробовать эту технику и посмотреть, каковы будут результаты. Они, конечно же, будут.

- Какова конечная цель Випассаны, как выглядит процесс её достижения?

- Учение Будды состоит в том, что реальность нашей жизни связана с наличием страданий в этом мире. А причина страданий - жадность, влечение. Чтобы освободиться от жадности и влечения, мы следуем пути очищения, практикуем нравственность, очищаем ум. Таковы Четыре Благородных истины, которым учил Будда. И будучи медитаторами Випассаны, мы можем сами всё это испытать. Понемногу, постепенно мы понимаем, как это работает, - постепенно.

И постепенно мы становимся просветленными. Это не мгновенное просветление, это постепенный процесс, научный процесс очищения. Он не случаен, так как зависит от того, сколько вы прикладываете усилий, сколько загрязнений у вас в уме. Понемногу вы становитесь лучше. Таково просветление. Таков путь к нирване, который Будда открыл в себе и которому он учил. Мы не должны цепляться за эту конечную цель, это придет само собой, естественно. Через процесс медитации, благодаря применению уроков медитации в жизни. Так мы переживаем всё больше мира, гармонии, счастья, и мы передаем другим именно позитивные переживания, а не те отрицательные проявления, которые мы испытываем по неведению. Таков самый большой дар этой техники медитации.

Для того, чтобы у читателя сложилось более полное представление о Випассане, мы решили предложить его вниманию мнение тех людей, которые на своём опыте проверили действие этой техники. Мы взяли интервью у нескольких человек до и после ретрита, причём как у тех, кто уже хотя бы раз сидел на подобном ретрите (поскольку медитация Випассаны является по форме сидячей медитацией, мы здесь употребляем оборот "сидеть Випассану"), так и у тех, для кого этот опыт стал первым. Мы выбрали наиболее важные и наиболее интересные моменты из их выступлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: