Интервью N 1 (и вновь Ольга)

- Итак, Ольга. До и после...

- Ну, второй семинар просто позволил утвердиться в практике, понять ещё лучше то, что было понято на первом семинаре, лучше практиковать. Лучше получалось. Все мои сложности, которые были на первом семинаре - они как-то отпали. И конечно же, чувствуется продвижение. А состояние внутреннее... есть изменения, пока не знаю в чём они. Состояние внутреннее другое.

- Вы служили на этом ретрите?

- Да.

- Какие мысли возникали при этом? Зачем была эта служба? Это происходило с каким-то особым внутренним чувством или это было как обязанность, как рутина какая-то?

- Нет конечно же, я же понимаю, что для людей которые участвуют в семинаре, всё, что мы для них делаем, - очень важно, в частности еда - это большое событие. Понимая это и помня, как я относилась к еде во время первого семинара, - я очень старалась, чтобы всё было так, как будто я делаю это для себя, - самым лучшим образом. Вот так я и старалась делать.

- Собираетесь ли Вы сидеть каждый день дома по окончании ретрита?

- Я всегда это и делала. Прошло восемь месяцев после первого ретрита, и каждый день я практиковала. Это очень помогает. Это помогает по крайней мере прожить день очень хорошо. Осознанно. Намного спокойнее реагируешь на всё происходящее. Даже если очень неприятная ситуация, находится возможность спокойно эту ситуацию разрешить. Жизненные проблемы - даже очень серьезные - намного мягче решаются. Они просто решаются. Ну, были моменты, конечно, приходилось как-то пропускать ежедневные занятия, не могу сказать что абсолютно каждый день практиковала по часу. Но вообще это - как умыться, так вот и эта практика. Не хватает её. И в такие дни было заметно, что уже как-то не так всё идет... Практиковать очень хорошо. И действительно меньше нужно сна. И бодрость весь день, память лучше, энергии больше.

- Даже память лучше?

- Да. Потому что ты же ведь в осознанном состоянии находишься. Ты каждый день помогаешь себе пройти его более осознанно. Это очень хорошо.

- А что Вы можете сказать по поводу сострадания, очень много тут говорилось о сострадании к людям. Через практику это должно как-то воспитываться? Должно привноситься в жизнь?

- На моем этапе практики это происходило так: если, допустим, человек взволнован, и реагирует на что-то неадекватно, очень резко, то я это вижу и сначала это волнение (по привычке) передается, ситуация захватывает. Но потом действительно, ты осознаешь, что он раздражен. Начинаешь понимать, что просто что-то в нем внутри, так сказать, заставляет его раздражаться. И когда это понимаешь, то сама себе не позволяешь придти в такое же состояние. И тогда ты начинаешь спокойно, осознанно говорить и спокойно реагировать на ситуацию, и ситуация очень быстро разрешается в лучшую сторону и человек приходит в норму. Это очень, очень помогает. И это происходит сейчас автоматически. Это очень хорошо.

- То есть Вы даже не задумываетесь, и это происходит само?

- Не задумываясь, просто сразу видишь реакцию... И поскольку ты в уравновешенном состоянии, - если каждый день медитируешь, то в тебе присутствует уравновешенность, ежедневная уравновешенность. То есть она немного дольше, чем обычно, но её хватает на то, чтобы, по крайней мере, понять, что человек взволнован и спокойно с ним говорить, - действительно успокаиваешь всю ситуацию, которая возникает. Разве этого мало? Если ты на работе успокаиваешь ситуацию, или где-то ещё? Это очень хорошо.

- Ольга, а вот такой вопрос: эта практика помогает нам в повседневной жизни. Но существует и какая-то конечная цель, не так ли? Что Вы думаете по этому поводу?

- Ну, я не ставлю таких больших целей. Я считаю, что не нужно особенно увлекаться такой большой целью, стремиться к ней, чтобы это произошло быстро, и так далее. Просто, нужно жить каждый день нормально и всё. Просто каждый день спокойно прожить. Зачем? Ведь он же сегодня, этот день. А нирвана - я не знаю, - через сколько жизней она будет? А если ты проживаешь один день спокойно, это очень хорошее состояние. Этого достаточно. Мне этого достаточно.

- А что значит спокойно, это значит без эмоций?

- Нет, ну конечно же они есть. Просто их отслеживаешь.

- И что?

- Вот тебе грубо ответила дочь. Первая реакция - сказать: "...что ж ты так со мной разговариваешь?!..." Конечно, всплески эмоций внутри моментально возникают, как раньше. Но эти всплески сразу отслеживается: "О, я разозлилась,... интересно. Этого не надо делать. А лучше я промолчу." - и... успокоилась злость.

- Осадок должен какой-нибудь оставаться?

- Его нет. Наоборот, очень интересно получается. Это превращается в небольшую такую игру: ты замечаешь всплески каких-то отрицательных эмоций, и вдруг ты с ними справляешься, - они успокаиваются. Это так интересно. И успокаиваются даже без того, чтобы тебе нужно было что-то делать. Они просто уходят, и всё. Ты как-то владеешь ими, то есть действительно контролируешь своё состояние. А эмоции конечно же есть, куда же они денутся? Но Випассана работает.

- Отлично. С отрицательными эмоциями всё понятно. А что происходит с положительными эмоциями, с влечением к ним?

- У меня были моменты в жизни, когда наступала действительно какая-то эйфория, например, совершенно необъяснимые состояния внутреннего полета, очень сильного... Зато потом как-то резко падало настроение. Вот такие спады и подъёмы в состояниях. Теперь, если наступает вот такое состояние эйфории, то его тоже отслеживаешь. Просто это тоже поддается осознаванию. Эти всплески и падения, такие прекрасные состояния, а потом ухудшения состояния - становится совершенно ясно, что они равнозначны.

- И если можно, то ещё вот какой вопрос: по поводу друзей, близких, знакомых. Пробовали ли Вы как-нибудь передать им это знание?

- Я стараюсь. Ну, если у человека, допустим, трудности, и он просит у меня совета, я предлагаю ему варианты и в том числе Випассану. Я стараюсь рассказать о том, что такое Випассана. Я говорю: "Есть книга, я не буду говорить тебе об этом много - есть книга, в которой можно прочитать об этой технике, понять, спокойно, не спеша, - нужно ли тебе это, и что это такое." Но я бы не сказала что люди, даже мои очень хорошие подруги, с явными проблемами, - что они сразу же принимают это. Они говорят, что им это не нужно. Пока не нужно. Я думаю, к этому приходят каким-то внутренним путем. Внутренняя необходимость появляется, внутренние поиски... Конечно, через большие переживания, в первую очередь. Но те физические боли, которые бывают на Випассане и наши душевные страдания в жизни, - они не соизмеримы. Душевные страдания мучают долго и они не проходят. А на Випассане через физические боли эти душевные страдания растворяются, их больше уже никогда не будет. Это очень дорогого стоит. Пока ещё у них, наверное, не было таких ситуаций когда нужно всё перевернуть в жизни, что-то изменить. Острое желание что-то изменить. Вот тогда бы они Випассану не отвергли.

- Но ведь кажется, что это инородная для нашей культуры вещь. Випассана, медитация...

- Ну, может быть, некоторых людей пугают эти слова - медитация, Випассана... Вера другая... Но если просто всё назвать своими именами... Веры-то как таковой здесь вообще не требуется. Здесь просто предлагается определенная техника для людей - живущих, работающих, которые могут верить во что хотят, или не верить... В общем-то Випассана - это просто способ изменить своё душевное состояние.

- Спасибо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: