В.Н.Дружинин 5 страница

В ходе теситированиия использовались следуюир методики интелтект вербальный диагноаировался [ помощью вербальных субтесгов теста структуры интслпект. Р Амтхауэра Нами использовался модифицированный в t лаборатории способностей ИП РАН тест диагностам интеллекта для определения профиля и уровня обучения включающий в себя субтесты на общую осведомленность i информированность, на классификацию понятий, ш

установление аналогий, на подведение двух понятий под общую категорию Были использованы две паралельные формы (А и В)

Показатели по невербальному интеллекту ncmvieiEbi i помощью "Свободно-культурного теста интеллекта ' Р.Ктгтела. В качестве паралсльных форм исполыовались первая и вторая часть теста.

Вербальная креативность оценивалась с помощью тесiа Медника Адаптация теста Медника была проведена в лаборатории диагностики способностей ИП РАН.

Стимульный материал теста был разделен на две части, составив таким образом две паралельиые формы по десять заданий в каждой

/(ля диагностики невербальной креативноеш была использована фигурная форма тес га Торранса. Использовалиеъ две паралелъные формы теста, образованные аналогично с тестом Медника Как вербальная, лак и невербальноя кративность оценивалась по трем показателям: оригинальность, уникальность, гибкость.

Экспериментальное обследование проводилось в четырех группах в два этапа с интервалом в один месяц.

В первой группе испытуемых на первом этапе проводилось тестирование сначапа вербального интеллекта с использованием: геста Амтхауэра, а по его завершению -геинрование вербальной креативности тестом Медника. На шором этапе тестирования, проведенном через месяц, вначале тестировалась вербальная креатинность, а затем -вербальный интеллект. При повторном тестировании использовались паралельные формы тестов. Условно эта леспериментальная серия обозначалась "Ив Кв - Кв Ив'1 В -.той серии приняло участие 30 человек

Во второй экспериментальная серия проводилось позиционное чередование вербального интеллект и невербальной креативности Условно эта экспериментальная серия обозначалась "Ив Кн - Кн Ив". Тестирование проводилось на другой группе испытуемых (всего 30 человек) с использованием паралельных форм теста Ам1ла>эра и теста Торанса для различных этапов иссчедования с интервалом в один месяц.

Третья серия - "Ин Кб- Кв Ин" проводилась с третьей группой испытуемых (всего 30 человек), при.зтом исполыовались паралельные формы тестов Югтелла и Медника Интервал в тестировании составил один месяц

В четвертой серии - "Ин Кн - Кн Ин" использовались наралельные формы тестов Кэнела и Горанса, в исследовании участвовало 30 человек, интервал в тестировании составил один месяц

Весь эксперимент в целом проводился в течении 1996-1997 гг с учащимися старших классов школ №1188 и 1199 г Москвы Общее количество испытуемых составило 60 человек.

Статистическая обработка результатов была проведена в лаборатории психологии способностей института. психологии РАН в ходе которой оценивался сдвиг в показателях тестирования с помощью кршерия Уилкоксона

Полученные резулыаты приведены в следующей таблице

Показатель SI S2 статистика вероятность

У^псоксона принятия Но

  Серия "ИвКв-КвИв"    
Ив 4.89 6 47 6.5 7.6%  
Кв(о) 64 93 57 09 104 5 27 0%  
Кв(у) 4 40 344 110,5 37 2%  
Кв(г) 11.27 9.78 9} 0 10 2%  
  Серия "ИвКн-КнИв"  
Ив 6.47 6 27 107 0 81 7%
Кн(о) 84 67 84 67 89 5 33 9%
Кн(у) 1.27 1.40 107.5 83 0%
Кн(г) 9 50 9 40 94 0 30 0%
  Серия "ИнКв-КвИн"  
Ин 52 31 64.80   0 0%
Кв(о) 57 6 57.0 104 0 52.6%
Кв(у) 5.0 2 63 66.0 3.1%
Кв(г) 19 27 11 44 43 5 or/,
  Серия "ИнКн-КнИн"  
Ин 59.0 45 12 22.5 0.0%
Кн(о) 82.35 88 00 43.0 0.3%
Кн(у)       0.8%
Кн(г) 9 94 10 00   34.8%
                 

Условные обозначения:

Ив- интеллект вербальный,

Ин- интеллект невербальный,

Кв(о, у, г)- креативность вербальная (оригинальность, уникальность, гибкость)

Кн(о, у, г)- креативность невербальная

(оригинальность, уникальность, гибкость)

Но - нулевая гипотеза

SI - среднее значение показателя при обычном тестировании S2 - среднее значение показателя после выполнения заданий иной направленности,

предесмотренных в данной серии

Полученные результаты свидетельствуют о следующем:

1. Предварительное выполнение заданий на вербальную креативность повышает оба типа диагносцируемого интеллекта (и вербальный и невербальный).

2. Предварительное выполнение заданий на невербальный интеллект повышает оба типа креативности (и лербальную и невербальную). При этом информативным является показатель уникальности, который в отличии от показателя оригинальности не включает в себя общую продуктивность.

3. Выполнение заданий на невербальную креативность значимо понижает уровень невербального интеллекта.

4. Предварительное выполнение интеллектуальных заданий (как вербальных, так и невербальных) повышет показатели гибкости при диагностике вербальной креативности.

Литература.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.Лантерна вита, 1995; с, 150.

Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель "интеллектуального

диапозона'7Психологический журнал том 19 №2 1998, с.61-70.

Методы психологической диагностики., ред. Воронин А.Н., М. 1994.

Общая психодиагностика., ред. Бодалева А. А., Сталина В.В.> МЛ985.

Бирюков С. Д., Ходакова Е. КХ

Предикторы успеваемости в структуре флюидного интеллекта

На сегодняшний день количество исследований. посвященных установлению отношений межд} психометрическим интеллектом и обучаемостью, исчисляется тысячами, однако до сих нор попытки выделения обучаемости как способности, аналогичной общем) интеллекту, не увенчались успехом, Наиболее распространенной является точка зрения, в соответствии с которой интеллект рассматривается как необходимое условие обучаемости, но не является единственным фактором. обуславливающем успешность обучения.

Одним из традиционных способов прогноза успешности обучения в психологии способностей является изучение корреляционных связей оценок академической успеваемости с результатами выполнения различного рода тесто.. интеллекта. Именно для целей прогноза школьной успеваемости были разработаны шкалы Бине-Симона; в современной психолого-педагогичеекой практике

используются тесты Амтхауэра, Векелера. ШТУР и др. При этом приходится признать, что со времен А. Бине вопрос о возможности с помощью тестов измерить уровень развития общего интеллекта и на основе этого прогнозировав успеваемость не потерял своей актуальности.

В настоящее время в прикладных исследованиях обсуждаемой проблемы можно выделить, по меньшей мере, два больших класса работ:

- исследования, направленные на поиск новых психологических предикторов успешности обучения - его условно можно обозначить как экстенсивный в силу направленности на разработку новых тестов;

- работы, посвященные детальному анализу показателей традиционно используемых тестов и прогнозированию успеваемости на основе различных индексов.

Проведенное нами исследование в примерно одинаковой степени можно отнести к каждому ш выделенных

на не пг

Кс 14

ЯР

и

ни

зя

п V

направлений - с одной сюроны, были использованы иояамгели хорошо известного в мировой психологической практике "Культурно независимою тес га интеллекта" Р. Ксттелла, с другой - опубликованное фирмой "ИМАТОН" в 1994 году руководсхво по использованию данной методики является переводом аналогичного издания на немепком языке и не отражает возможной специфики русскоязычной выборки В связи с этим были поставлены две основные задачи:

1.Психометрический анализ структуры теста Кегтелла.

2.Выделение предик юров успешности обучения в структуре показателей флюидного интеллекта

МЕТОДИКА

В качестве инструмента исследования был выбран "культурно-независимый тес г интеллекта" Р. Кепелла, авторы перевода А. Ф. Денисов и Е. Д Дорофеев, производство ГП "ИМАТОН", Санкт-Петербург, 1994 г. Испсиьзование теста предполагается для диагностики флюидного интеллекта и для оценки обучаемости. В качестве критерия обучаемости возможно использование показателя разности успешности выполнения первой и второй части в тесте Р. Кепелла.

Шкала. GFT -2 coctohi из двух часхей, каждая из которых содержит по четыре эквивалентных субтеста.

Субтесты 1 и 5 -"дополнение" содержит 12 заданий, возрастающих по сложности. В каждом задании слева расположены 3 фигуры в определенной лошческой последовательности (последовательные изменения

пространственного расположения, размера, количества и т. д.) Проанализировав логику изменений, необходимо из 5-4 фигур, расположенных справа, выбрать ту, которая соответствует обнаруженной закономерности и може1 продолжить логическую последовательность 3-х фигур, расположенных слева.

На решение задач в первой части теста отводится 4 минуты, во вюрой части-3 минуты.

Субтесты 2 и 6 -"классификация" содержит 14 заданий, возрастающих по сложности. Каждое задание содержиг ряд из 5 фигур? в котором 4 фигуры всегда объединены каким-либо общим признаком. В каждом ряду необходимо найти единственную фигуру, отличающуюся от остальных. Общими для четырех фи. ур признаками являются форма, количество,

окраска., пространственное отношение между элементами фигур.

На решение заданий в первой части теста отводится 4 минуты, во второй части-3 минуты.

Субтесты 3 и 7 -"матрица" состоит из 12 задании, возрастающих по сложности. Логикой решения эти задания похожи на задания 1 субтеста. Необходимо обнаружить закономерность, согласно которой обьединены 3 фигуры в матрице слева и среди пяти вариантов ответов, расположенных справа, найти единственную фигуру, которая может завершить данную в задании закономерность, т.е правильно заполнить матрицу. Специфика этого субтеста состоит в комплексном анализе признаков (анализ матрицы по горизонтали, вертикали и диагонали) Признаки, которые лежат в основе построения заданий данного субтеста пространственное расположение, форма, размер, количество, окрашенность и комбинации данных признаков

Время на решение заданий в первой и второй части-3 минуты

Субгесгы 4 и 8 -"типология" состоит из 8 заданий, возрастающих по сложности. В каждом задании слева расположена сложная фигура-эталон, состоящая из проешх геометрических фигур Внутри сложной фигуры-эталона стоит точка. Необходимо проанализировать положение точки по отношению к отдельным геометрическим фигурам, составляющим сложную фигуру-эталон. Затем среди пяти сложных фигур, расположенных сирава, надо найти ту. в которой точка может занять точно такое же положение, как в сложной фигуре-эталоне.

На решение заданий в первой и второй части отводится 3 минуты.

В исследовании приняло участие 238 студентов-первокурсников, из них 65 юношей и 173 девушки. Возраст испытуемых колебался от 17 до 21 года. В качестве критерия успешности обучения были взягы оценки академической успеваемости по итогам первой экзаменал,ионной сессии,

РЕЗУЛЬТАТЫ

Психометрический анализ теста Кеттелла включал в себя изучение гомогенное!и заданий, входящих в субтесты. В качестве показателя гомогенносш был использован коэффициент альфа Кронбаха. который на нашей выборке составил 0.82 для первой части теста и 0,77 - для второй.

Аналогичный пока^1ел.>, полученный на американских выборках, колебался в диапазоне 0 71-0 91 Более детальный анализ показал, что гомогенность отдельных субтестов несколько ниже и варьируе1 от 0 59 до 0 84

Проверка вляидности субтестов теста Кеттелла по содержанию осуществлялась на основе корреляционного анализа В качестве внешнего критерия использовался модифицированный тест Амтхауэра Результаты анализа представлены в таблице 1

Таблица 1

Корреляции между показателями тестов Кеттелла и Амшуэра*

  БербалыЕы й Ma гем а гическии Пространственны й
Глбгеа. 0 244*** 0 2356***  
Ct6itxr2 0,2146** 0,2242***  
'С\(пит} 0 192** 0 2344***  
С)бтес.4 0 1141* 0 1782**  
Суот ест5 0 2908*** 0 2722*** 0 2887***
С^бтестб о те* 02218**  
Сытеет1 02111** 0 17** 0 1508*
    0,1504*  
Up.wl 0 2834*** 0 3147*** 0 1533"
Ссрия2 0 271*i*** 0 2972*** 0 1989**

*В таблице приведены! олько значимые коэффициенты, * - р<0 05. ** - р<0 01. у**<0 001

Приведенные в таблице 1 результаты позволяют заключить, что наименьшее количесгво связей обнаружено между субгестами Кеттелла и показателем пространственного интеллекта по Амтхауэру, наиболее валидными являются ешмарные показатели первой и второй частей теста Кепетла Предлагаемый автором методики показатель обучаемости (вычисляемый как разность СЕРИЯ2 - СЕРИЯ]) к обнаружил статистически достоверных связей, причем миффициенты корреляции с математическим и вербальным

интеллектом имеют отрицательные значения. При этом необходимо отметить, что, несмотря на статистическую достоверность приведенных в таблице 1 коэффициентов корреляции, они явно ниже психометрических стандарюв, принятых в кросс-тестовых исследованиях.

В таблице 2 приведены основные характеристики распределений показателей, полученных в пашем исследовании.

Таблица 2

Описательные статистки тесга Кеттелла для выборки 17-21 лет

  Среднее чначени е Миниму м Максимум Стандартно с о.клонение
Серия! 30,5714     6.10126
Серия2 31,584     5,17044
Сумма 62,1555   R4 10,5365
Обучаемость 1,01261   4,6Т>ЧЗ

Сравнение наших данных со статистическими параметрами, приведенными в руководстве к гест>, позволяет сделать вывод о различиях между американской и российской выборками, по крайней мере, по 1-й серии субтеста: наши соотечественники демонстрируют более высокие значения флюидного интеллекта на статистически достоверном уровне Следует оговориться, что по нашему мнению, приведенные в таблице 2 данные могут рассматриваться лишь как исходный материал для дальнейшею уточнения нормативны» параметров русскоязычной выборки в определенном возрастном диапазоне.

Следующим этапом анализа эмпирических данный стало рассмотрение вопроса о наличии полового диморфизма по основным показателям теста Кеттелла. Сравнение проводилось по Меритерию для независимых выборок.

Данные, приведенные в таблице 3, свидетельствую, о наличии достоверных различий между мужской и женской выборками: мужская выборка характеризуется более высокими показателями флюидного интеллект Достоверные различия выявились по результатам первой

серии, по результатам второй серии различий не

Таблица 3.

Различия между мужской и женской выборками

  Ж М i Р
Субтест! 8,49* 9,14* -1,97* 0,049*
С>бтест2 8,К4 9,16 -0,97 0.330
ГубтесгЗ 9.05 9,56 -1,45 0,146
Суйтест4 3.61 4,16 -1,80 0,072
Субтест5 8,41 Х,46 -0.17 0,861
C>6xet№ S.38 8,43 -0,19 0,847
ГДбтге!? 9.69* 10.24* -1.98* 0,048*
(\бтат8 4,78 5,27 -1,51 0,126
Серия 1 .10,01* 32,04* -2,23* 0,026*
Серия2 31,27 32,41 -1,52 0,128
Сумма 61.28* 64,46* -2,08* 0,038*

* - статистически достоверные различия

Повышение значений показателей флюидного интеллекта по результатам второй серии свидетельствует, исхода из позиции автора методики, об успешной обучаемости как у мужчин, так и у женщин, причем во втором случае этот фактор более выражен. Анализ эмпирических распределений интеллектуальных

характеристик проводился как на общей выборке, так и с учетом половых различий.

В таблице 4 приведены результаты корреляционного анализа по общей выборке.

Таблица 4

Корреляция успешности обучения и интеллектуальных харак:еристик (выборка в целом)

  Истори я Эконо микп Mai ем ■лика Инфор матика Ин язык Успсва емость
Субге<_г1 0,15*     О.П*   0,17**
Субтест2       <J,16*   0,13*
СубгестЗ 0,18** 0,18** 0,15* 0,21*** 0,18** 0,29***
Субтест4   0,14*       0,16*
СубтестЗ 0,18** 0Д8** 0.16** 0,14*   0,21***
Субгеетб           0,13*
СуГпест? 0,17** 0,13*     0,18** 0,20**»
Субтесг8            
Серия 1 0,19** 0,16* 0,14* 0,23*** 0,16* 0,27***
Серия 2 0,17** 0,20**       0,21***

Примечание * р<0,05, ** р<0,0) и *** р< 0,001

Как видно из таблицы 4, для общей выборки лес интеллектуальные характеристики положительно связаны с успеваемостью по предметам академического обучения, показатели корреляции варьируют oi 0,13 до 0,23 по отдельным предметам и о г 0,13 до 0,29 по общей успеваемости:

-субгест "дополнение" положительно связан с успеваемостью по истории(0.18), по экономике^), 5 8), но математике(0,16) и по информатике(0Д4);-субтест "классификация" положшельно связан с успеваемостью по информатике(0,16);

-субтест "магрица" положительно csaJan с успеваемостью по истории(0Д 8), экономике(0,3й), по математикс(0Д5); по информашке(0,23) и по иностранному

-субтест "типология" положительно связан с успеваемостью по экопомике(0,14).

Данные, приведенные в таблицах 5 и 6, опишваюг распределение интеллек1уальны:х характеристик

Р

соошетственно для мужской и женской выборок. Для мужской выборки показатели корреляции элементов стр}К1уры флюидного интеллекта и успеваемости различаются по знаку. Имеются следующие достоверные зависимости:

ТаблицаИвЗ

Коэффициенты корреляции успешности обучения и шпеллоауальных характеристик для мужской выборки.

  Экономик а Илформатик а Ин. яэык
Субтест!      
СубтестЗ      
Субтссi3      
(\6ieci4      
СубгесгЗ      
С)6тйл6      
CyCiea7     0,28*
CvStcctS   -0,25*  
Серия.      
СсрияЗ      

Примечание * р< 0,05

-субтест "классификация" отрицательно связан с успеваемостью по экономикс(-0,31);

-субтест "матрица" положительно связан с успеваемостью по иностранному языку(0,28);

-субтест "типология" отрицательно связан с успеваемостью по информатике(-0,25).

Связи общей успеваемости и интеллектуальных, характеристик не обнаружено.

Женская выборка харак1еризуется положительной связью элементов интеллектуальной структуры и успеваемости) Пока»атели корреляции варьируют в пределах от 0,16 до 0,28 по отдельным предметам и от 0,17 до 0,37 по общей успеваемости:

-суотесг "дополнение" положительно связан с нпеваемостью по истории(0,19), по экономике(0,23), по

ма,ематике(0.!7) и по иностранному языку(0,15);

Таблица№6

Корреляция успешности обучения и интеллектуальные характеристик для женской выборки.

  Исто­рия Эконо­мика Логика Мат ем атикл Инфор­матика Ин язык  
Субтест 1 0,19*     0,17*     ода
Субтест2   0,16*     0,20**   017'
Субтест 3 0,23** 0,26*** 0,17* 0,22" * 0,22** 0,28*** 0 3?
Субтес 14   0,18*   0,16*   0,20** 0,24'
Субтест5 0,17* 0.24**   0,16*   0,15* 0,24"
Субтестб              
Субтест7 0.23** 0,19**       0,20** 0 2!'
Субтест8              
Серия] 0,21 + * 0,26***   0.21** 0 23** 0.2S*** 0/!«'
Ссрия2 0.19* 0,24***       0.17* 0.2S"

Примечание * р< 0,05, ** р< 0,01 и *** р< 0,001

-субтест "классификация" положительно связан с успеваемостью по -жопомике(0,16) и по и..формагике(0,20),

-субтест "мафяца" положительно связан с успеваемостью по истории(0,23), но экономике(0,26), по логике(0,17), по математике(0,22), по ипформатике(0,22) и по иностранному языку(0,28);

-субтест "типология" положительно связан с успеваемостью по экономнке(0,18), но математике(0,16) и по иностранному языку(0,20).

Факторная С1руктура для общей выборки и женской группы описывается двумя факторами, для мужской группы количество факторов 3.

ОБСУЖДЕНИЕ

Необходимо отметить, что установленные в нашем исследовании закономерности в силу специфики состава выборки имеют некоторые ограничения, т.к возрастной диапазон испытуемых находился в пределах 17-2) года к количество представителей женской выборки значительно превышало количество мужчин

Тем не менее, результаты исследования позволяют идать вывод о наличии полового диморфитма во ныимосвязи интеллектуальных характеристик и обучаемости. Какужескмечалось, мужская выборка характеризуется более высокими показателями флюидного интеллекта, но для женщин большую роль в успешности выполнения заданий играет фактор обучаемости

Анализ связей элеменюв структуры флюидного интниекта и успеваемости для общей выборки подтвердил гипотсч) о том, что флюидный ишеллект является досгаючно надежным предиктором успеваемости по прыметли академии еск oi о образования Сопоставление наших данных с результатми более ранних исследований подтвердило заключение о свяли уровня развития вербального интеллекта с успешное ibio обучения по tjwamiTapHbiM паукам, пространственного и вербального HHruuieKia - по предметам естественно-научно, о цикла, формальною, пространственного и вербального интеллекта -по математике По нашим данным, субтес! "дополнение" являйся предиктором успеваемости по истории и экономике, субгест "классификация" - по информатике, субтест "матрица" - но информатике, истории, экономике и иностранному языку, субтест "типология" - по экономике

Анализ данных t учетом половой специфики позволяет предпо южить, что подобный характер распределения обусловлен преобладанием характеристик женской выборки, наличествующим, по видимому, вследствие значительного чжленнот о преобладания девушек Для них установлено, что субтест 'дополнение' является предиктором успеваемости по ■экономике и истории, субтест "классификация' - по информатике и экономике, субгест "матрица" - по иностранному языку, истории, экономике, математике и информатике, субтесг "типология" - по иностранному языку Это свидетельствует о том, что для девушек флюидный интеллект является предиктором успеваемости по всем предметам академического обучения

Для мужской выборки выявлена положительная связь субтеста " матрица" с успешное i ыо обучения по иностранному языку, субтест "классификация" имеет о.рйцлтельную связь с успеваемостью по экономике, субтест типология" имеет отрицательную связь с успеваемостью по информантке Это позволяет сделать вывод о том, что для мужчин флюидный интеллек! не является предиктором

академической успеваемости.

Факторный анализ проводился как для общей выборки, так и с учетом половой специфики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: