Психологическое исследование личности правонарушителя

Деятельность, в том числе преступная, во многом обусловлена пси­хологическими особенностями самого человека. Уголовно-процес­суальный закон, определяя предмет доказывания, требует выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности об­виняемого, а также иных обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого.

При криминологическом изучении на практике важен анализ личнос­ти во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное пове­дение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие. Влияние социальной среды на преступное поведение носит сложный характер. Другими словами, социально-экономические, политические и культурные аспекты жизни общества оказывают внеш­нее воздействие на формирование моделируемого механизма преступле­ния тогда как психологические и психические особенности моделируе­мого преступника формируют его изнутри, составляя как бы внутреннее содержание. Такая градация факторов, конечно, весьма условна, и тем не менее это говорит о необходимости их комплексного использования.

Личность преступника представляет для криминологии и самосто­ятельный интерес, ибо она не просто отражает определенные внешние условия, но является активной стороной взаимодействия. Для нее ха­рактерна сознательная, целенаправленная деятельность. Связь социаль­ных условий с преступным поведением является сложной, причем всег­да социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. В ряде случаев они в процессе длительного социального взаимодействия накладывают относительно стойкий отпечаток на лич­ность и порождают не отдельные преступные акты, а устойчивую проти­воправную ориентацию, которая проявляется в комплексе конкретных правонарушений.

В криминальной психологии один из основных вопросов — выделе­ние внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего мотивационной сферы личности с определенными факто­рами внешней среды могут создать для данной личности криминоген­ную ситуацию.

Психологическая зависимость преступников отличается по своему характеру от аналогичной особенности, которая присуща большинству людей. Уже в силу социального характера его развития и воспитания каждому человеку свойственно стремление к объединению с другими людьми для удовлетворения своих потребностей, достижения личных и совместных целей. В этих объединениях человек неизбежно занимает определенную позицию, в том числе и зависимую, подчиненную. Однако в отличие от убийц правопослушные люди при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах способны выйти из группы, уйти от неудовлетворяющего их контакта либо постараются изменить внутрен­нюю позицию к таким обстоятельствам.

Практика показывает, что для различных видов преступлений (ко­рыстных, насильственных, неосторожных) характерны различные ис­кажения в мотивационной сфере правонарушителя. Совершение имен­но данного поступка субъектом обуславливается как внешней ситуацией (объективный фактор), так и установками субъекта, одна из которых на уровне сознания превращается в умысел (субъективный фактор). Эти установки аккумулируют прошлый жизненный опыт субъекта, являются результатом его воспитания, влияния семьи, определенной социальной группы и т. д.

Одним из существенных компонентов причинного комплекса пре­ступности является неудовлетворение запросов людей как участников сферы потребления, обусловленное отставанием производства от платежеспособного спроса населения

Полное и глубокое изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению ряда акту­альных задач.

1. Правильная квалификация совершенного преступления.

2. Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени спо­собствуют успешности при производстве следственных действий, осо­бенно при допросе подследственного.

3. Воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его ресоциализации должно начинаться на первом допросе и опираться на достаточно глубокие знания следователем и судьей индивидуальных особенностей и динамики развития данной личности.

4. Работа по выявлению причин и условий преступления проводится более глубоко и всесторонне, если следователь изучил психологические особенности личности обвиняемого.

В криминальной психологии большое значение имеет программа изучения личности преступника, в которой следует выделить следующие группы признаков.

1. Социально-демографические. В эту группу входят: пол, возраст, об­разование, партийность, социальное положение, специальность, шкала ролей и т. п.

2. Социально-психологические. В эту группу входят: интеллектуаль­ные, волевые, нравственные качества, черты характера и т. п.

3. Психофизиологические. В эту группу входят: темперамент (сила, подвижность и уравновешенность нервной деятельности), специальный тип высшей нервной деятельности, а также сведения о патологических отклонениях личности.

Психологическое изучение личности обвиняемого, а затем подсуди­мого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (мышления, восприятия, памяти и других познавательных процессов).

Следует отметить, что в рамках уголовного процесса могут изучаться не все психологические особенности подследственного, а только имею­щие принципиальное значение для уголовного дела. Изучение психоло­гических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого. Психологию личности обвиняемого следует изучать так, чтобы следова­тель мог обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессу­альных, криминологических и исправительно-трудовых проблем по конкретному делу. Широкий диапазон сведений о личности предпо­лагает использование большого числа источников информации о психо­логии обвиняемого процессуального и непроцессуального характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: