Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Объект и предмет психологического обеспечения боевых действий части




Глава 4. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТИ

Роль и значение психологии определяются важнейшей функцией науки — слу­жить потребностям людей и общественной практике. Собственно вся история развития психологии и есть движение от познания законов функционирования духовного мира личности к их практическому использованию в интересах самой же личности и общества. Постоянно наращиваясвой теоретический и приклад­ной потенциал, психология все настойчивее проникает в самые сложные сферы человеческого бытия, стремится усовершенствовать физический мир через пре­образование духовного мира личности, сделать человека активным творцом сво­ей судьбы. Сегодня ей становится по плечу комплексное осмысление и таких яв­лений, как психология войны и боя.

Есть все основания констатировать, что война является самым суровым и жес­токим испытанием человеческого духа, его нравственных устоев, силы воли и тела. Можно утверждать совершенно определенно — никакой самый трагический из известных природных и техногенных катаклизмов по мощи своего воздействия не сравним с войной. Главной причиной высочайшей психопатогенности войны является то, что в бою человек вынужден действовать вопреки своей природе, наперекор могучим инстинктам самосохранения, игнорируя потребности собствен­ного организм, во имя надличностных, социальных целей и интересов.

Для того чтобы выжить в боевой обстановке, человек должен перестроить все свое существо (уровень бдительности и активности, скорость реакций, стиль по­ведения, систему ценностей и отношений к окружающему, людям, себе и т. д.) в соответствии с ее требованиями. Если этого не происходит, военнослужащий ста­новится «легкой добычей» боевой психической травмы, различных психических расстройств.

Объемы таких расстройств приобретают поистине гигантские масштабы. На­пример, во время Второй мировой войны только американские войска потеря­ли более 500 тыс. человек по причине боевых психических расстройств. Такого количества солдат хватило бы для укомплектования 50 пехотных дивизий, ко­торые могли бы изменить ход любой военной компании. Соотношение психо­генных и физических потерь в войсках в XX в. постоянно «пульсировало», об­наруживая общую тенденцию к росту.

Не случайно попытки приложить психологическое знание к боевой практике известны с незапамятных времен. Еще в трудах Геродота, Ксенофонта, Плутарха


Глава 4. Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности... 215

подвергаются анализу причины героизма и малодушия, верности долгу и преда­тельства, морально-психологического превосходства над противником и некото­рых психических расстройств, даются рекомендации по расширению психологи­ческих возможностей воина и управления войсками.




За время развития психологии в ранге науки такие рекомендации стали более научно обоснованными, конкретными, объективировались в виде своеобразных технологий.

Вместе с тем современное психологическое знание о войне, бое, боевой деятель­ности войск, к сожалению, отличается фрагментарностью, разрозненностью, несет на себе отпечаток различных научных школ и авторских интересов. Провозглашен­ный в отечественной военной психологии личностно-социально-деятельностный подход больше провозглашается, чем реализуется в конкретных исследованиях. По-прежнему поведение человека, его детерминация рассматриваются линейно, без учета влияния на него социальных, эргономических, экологических и иных факто­ров в их диалектической взаимосвязи.

В связи с этим возникает острая необходимость в разработке целостной теорети­ческой концепции психологического обеспечения боевых действий войск. Теоре­тическую основу такой концепции должно составлять четкое, целостное научное представление об объекте и предмете психологического вмешательства в боевую деятельность и вытекающих из него путях и способах психологического вспомоще­ствования участникам военных событий.

Предметом исследований,в большинстве случаев, выступают индивидуальные психологические возможности воина, прежде всего его психологическая готов­ность к бою и психологическая устойчивость. Между тем очевидным является то обстоятельство, что замеренный уровень индивидуальной психологической го­товности существенно изменяется при включении воина в разные воинские кол­лективы, при выполнении боевых задач в привычных или непривычных природ-но-географических, погодно-климатических, социально-политических условиях. Складывается парадоксальная ситуация: стремясь, например, обеспечить победу в футбольном мачте, организаторы тщательно просчитывают, как скажутся на психологическом и соматическом состоянии спортсменов «чужое поле», пристра­стия болельщиков, ожидаемое состояние погоды, изменение биоритмических ре­жимов спортсменов, степень сыгранности команды, наличие в ней конфликтов, уровень профессионального мастерства и волевой мобилизованности соперника и т. д. При прогнозировании же шансов на победу в бою в лучшем случае ограничи­ваются лишь оценкой морально-психологического состояния военнослужащих, без учета его динамики, без качественно-количественного сравнения с аналогичны­ми показателями войск противника.



Именно игнорирование необходимости системного подхода к анализу психо­логических составляющих боевой деятельности породило факты, имевшие ме­сто в боевых действиях наших войск в Чечне в 1995-1996 гг. Отдельные воин-


216______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

ские подразделения были наспех укомплектованы военнослужащими из 40-45 воинских частей, практически не знали не только боевых и психологиче­ских возможностей, но и имен друг друга. В пылу боя некоторые командиры лишь по списку могли вспомнить фамилию подчиненного, чтобы уточнить ему боевую задачу. У многих солдат и командиров отсутствовали не только навыки, но и представления о современной тактике ведения боя в населенных пунктах. Не достаточно обоснованно прогнозировался характер возможного влияния на боевую активность войск поведения местного населения, психологических воз­можностей противника. Войска, перебрасываемые из Дальневосточного регио­на, вступали в бой не адаптировавшись к климатическим условиям, к режиму биоритмической активности.

Такое положение стало возможным не только вследствие инерционного невни­мания ряда командиров к психологической стороне современного боя, но и узко­го подхода психологов к пониманию объекта психологического воздействия, не понимания важности идеи всестороннего психологического обеспечения боевых действий войск. Сегодня становится все более очевидным, что альтернативы этой идее нет. Она вытекает из самого существа гуманистического подхода к образу вооруженного защитника интересов государства.

Чисто теоретически участник боевых действий может рассматриваться в об­щественном сознании как «расходный материал», как «средство решения боевых задач» и как «социальная ценность» (табл. 2.2). Избранный в обществе подход всецело определяет содержание психологического вспомоществования воююще­му человеку.

Таблица 2.2 Зависимость технологий психического вспомоществования от стереотипа воина

Неформальный социаль­ный статус воина Реализуемые психотехнологии воздействия
Психоло­гическая подготовка Психоло­гическая помощь Социально-психологическая реадаптация Психологи­ческое обес­печение боевых дей­ствий
«Расходный материал» +    
«Средство решения боевых задач» + +  
«Социальная ценность» + + +

Из таблицы видно, что когда воин рассматривается в качестве придатка к сис­темам оружия и боевой технике, своеобразного «расходного материала», доста­точно его психологически подготовить к бою и включить в боевую деятельность, а дальнейшая его судьба оказывается неинтересной государству. Такое отноше­ние к воину становится возможным в тех случаях, когда члены общества по суще­ству являются «винтиками», «гайками», быдлом, «пушечным мясом».

Когда воин рассматривается как «средство», возникает необходимость в его содержании, в осуществлении своеобразного «психологического регламента». В этом случае появляется необходимость в психологическом сопровождении, пси­хологической поддержке и восстановлении. После же окончания военных дей­ствий судьба ветеранов престает интересовать государство, общество, психологи­ческое сообщество.


Глава 4. Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности... 217

В том случае, когда человек рассматривается государством как высшая цен­ность, оно становится заинтересованным в возвращении с войны каждого участ­ника, причем психически здоровым, готовым к созидательной деятельности. Тог­да осуществляется организованное, постепенное психологическое возвращение ветеранов войны в систему социальных связей мирного времени, т. е. социально-психологическая реадаптация. Благодаря этому обеспечивается защита ветера­нов с «обнаженной», ранимой психикой от травмирующих факторов жесткого и бескомпромиссного мирного общества, и самого общества от людей с измененны­ми ценностями и смыслами жизни, со специфическими потребностями, с своеоб­разным пониманием справедливости и т. д.

Таким образом, общество, которое действительно доросло до признания цен­ности человеческой жизни и личности, должно быть готовым принять целостную концепцию психологического обеспечения боевых действий войск.

Такая концепция разрабатывается в военной психологии с начала 80-х гг. прош­лого столетия. В ней ассимилированы следующие идеи:

• У. Штерна и Г. Мюнстерберга о комплексном приложении психологическо­го знания к практике;

• А. А. Крылова и Г. С. Никифорова о сквозном характере психологического обеспечения деятельности;

• Е. М. Дубовской и О. А. Тихомандрицкой о сопряжении стратегий проекти­рования и консультирования в психологической практике;

• С. А. Липатова об уровневом строении психологического обеспечения;

• эвристические взгляды на сущность и организацию психологического обеспечения различных видов воинской деятельности, содержащиеся в трудах военных психологов Д. В. Гандера, О. И. Жданова, В. Г. Корчемно­го, А. В. Ответчикова, В. Н. Селезнева, Н. Ф. Феденко и Л. Ф. Железняка, В. Т. Юсова и др.

Современная концепция психологического обеспечения боевых действий войск включает следующие положения.

1. Термин «обеспечение» употребляется в ней в том значении, которое релевант­
но не для оперирования материальными средствами (например, обеспечить чем-
либо
в достаточном количестве), а для решения социальных и психологических
проблем (например, обеспечить что: мир, воинскую дисциплину, превосходство
над противником и др.). То есть обеспечение рассматривается как процесс прида­
ния свойств надежности, неуклонности осуществлению определенных мероприя­
тий, достижению поставленных целей путем создания необходимых и достаточ­
ных условий для этого.

Предикат «психологическое», употребляемый применительно к обеспечению, означает, что предмет воздействия имеет психологическую природу и что для его изменения применяются психологические средства.

Понятие «психологическое обеспечение» содержит внутреннее требование к обязательному решению психологических проблем боевой деятельности.

2. Объектно-предметное поле психологического обеспечения боевых действий
войск представляет систему. Сегодня на это поле брошено множество слабо про­
писанных и плохо совместимых категорий. Среди них: «психологические каче-


218______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

ства», «психологическая готовность», «психологическая устойчивость», «мораль­но-психологическое состояние», «психологические возможности» и др. Одни из них содержательно дублируют друг друга, другие нуждаются в более четком ло­гическом соотнесении. Одновременно их использование практически ничего не дает ни психологу, ни командиру, так как не позволяет сделать главного — срав­нить какое-либо из перечисленных качеств наших войск с аналогичными каче­ствами противника.

Представляется необходимым выработать одно-единственное, пусть даже не­сколько упрощенное описание психологических возможностей войск (как своих, так и противника), которое включало бы всю, доступную для анализа и учета, сово­купность значимых психологических факторов эффективности боевых действий. Тогда количественные требования к реальному задействованию данных факторов всецело будут определяться уровнем их проявления в войсках противника.

Предложенная выше психологическая модель современного боя1 подводит нас к тому, чтобы рассматривать в качестве объекта психологического исследова­ния и воздействияне отдельного военнослужащего, а системы «человек—среда-деятельность».

Такая система включает военнослужащего, а также элементы социальной и эргономической среды, которые влияют на психологические компоненты его бо­евой деятельности (цель, мотивы, психические состояния, способы действий). Военнослужащий как субъект боевых действий рассматривается с трех сторон:

1)со стороны его внутренних, психологических возможностей осуществлять боевые действия;

2) со стороны поддерживающих его действия психологических условий соци­альной и эргономической среды;

3) со стороны неблагоприятных и противодействующих психологических об­стоятельств внешней среды.

Из этого видно, что оптимизации боевых действий можно добиться, используя три пути:

а) посредством совершенствования психологических возможностей воинов;

б) путем создания благоприятной внешней среды;

в) за счет снижения психологических возможностей и эффективности воздей­
ствия противника на наших воинов.

3. Исходя из сказанного предлагается рассматривать в качестве предмета пси­хологического обеспечения боевых действий личного состава либо психологичес­кие возможности войск, либо, на наш взгляд, более релевантный термин целевой психологический ресурс (ЦПР).

Понятие психологического ресурса в последнее время широко используется в гуманистической психологии, нейролингвистическом программировании, психо­социальной работе. Оно обозначает осознаваемые и неосознаваемые актуальные и потенциально доступные психологические возможности человека, содержащи­еся в его настоящем, прошлом и будущем.

См. главу «Современный бой и его влияние на психику воинов».


Глава 4. Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности... 219

Однако, как подчеркивалось выше, психологические возможности человека суще­ственно варьируются с изменением социальной, деятельностной и эколого-эргоно-мической среды. По существу в самих этих средах потенциально содержится ресурс для различных видов боевой деятельности, который в случае его актуализации впле­тается в ткань психологических возможностей конкретного военнослужащего.

Например, морозная зима 1941 года стала своеобразным ресурсом для Крас­ной Армии, горный рельеф Чечни и настрой местных жителей ресурсны для чеченских боевиков. Морской пехотинец, обладающий психологическим ре­сурсом для эффективных боевых действий, переброшенный в течение несколь­ких часов на самолете с Дальнего Востока под Грозный, в значительной мере его утрачивает.

Поэтому представляется важным, во-первых, включить в психологический ре­сурс военнослужащего как актуальные, так и потенциальные элементы, и, во-вто­рых, употреблять термин «психологический ресурс» лишь применительно к бое­вым задачам определенного уровня, класса.

Под целевым психологическим ресурсомследует понимать совокупность наличных и потенциально доступных для использования индивидуально-психологических, социально-психологических и психоэргономических возможностей эффективного решения задач оп­ределенного типа (класса).

Структура объекта психологического обеспечения (личность-среда-деятель­ность) определяет структурно-содержательную определенность целевого психо­логического ресурса (табл. 2.3).

ЦПР, отражая явление полимотивированности боевой деятельности, включа­ет в себя компоненты:

• персональный (индивидуальная психологическая готовность военнослужа­щего к активным действиям на поле боя);

• межперсональный (мотивирующее, компенсирующее и психотерапевтиче­ское влияние сослуживцев);

• надперсональный (стеническое влияние коллективного мнения, настроения, традиций);

• психоэргономический (рациональная организация пространственно-времен­ных, технико-технологических, экологических параметров боевой деятель­ности).

Элементы ЦПР находятся в отношениях взаимного дополнения и частичной компенсации. Например, недостаток индивидуальной психологической готовно­сти может быть в определенной степени компенсирован посредством правильной расстановки людей, создания эффекта «психологического заражения» групповым настроением и др.

ЦПР разных людей и одного и того же военнослужащего в разное время от­личается по объему, качественному состоянию и степени соответствия цели бое­вых действий. При этом он может:

а) быть неизвестным самому военнослужащему и окружающим;

б) отсутствовать или не в полной мере соответствовать требованиям боевой
деятельности;


220______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

в) сознательно или неосознанно заменяться квазиресурсом (наркотики, алко­
голь, религиозные верования, суеверия, ритуалы, «заградотряды» и др.);

г) подвергаться истощению в процессе деятельности и дезорганизации вслед­
ствие целенаправленного психологического воздействия противника; утра­
чиваться и разрушаться;

д) становиться неактуальным, неадекватным новым социально-деятельностным
условиям;

е) полностью отвечать требованиям условий боевой задачи.

Таблица 2.3 Структура целевого психологического ресурса

Структурные элементы целевого психологического ресурса (виды ресурса)
Персональный Межперсональный Надперсональный Психоэргономический
Индивидуальная Межличностные отно- Социально-психоло- Природно-георграфи-
психологическая шения, связи, процес- гические явления, ческие, технико-техно-
готовность воен- сы и состояния, спо- связывающие воен- логические и средовые
нослужащего собствующие повыше- нослужащего с мик- факторы, определя-
к активным бое- нию боевой активности ро- и макросоциаль- ющие степень «задей-
вым действиям, воина: ной средой: ствованное™» психики
включающая • референтность лиц, • общественное в боевой деятельности:
компоненты: находящихся рядом; (групповое) мнение • привычность природ-
• когнитивный; • возможность подра- особытиях; но-географических
• эмоционально- жания примеру • общественное условий и степень
мотивацион- сослуживца; (групповое) адаптированности
ный; • присутствие сослу- настроение; к ним;
• операцио- живца, осуществля- • общественные • соответствие возмож-
нальный; ющего положитель- (групповые) ностей оружия и бое-
• психическое ное эмоциональное традиции; вой техники решае-
здоровье заражение воина; • общественные мым задачам;
  • наличие рядом чело- (внутригрупповые) • соответствие избран-
  века, оказывающего санкции; ных способов боевых
  прямую психологиче- • отношение местно- действий требовани-
  скую и деятельност- го населения; ям боевой задачи;
  нуюподдержку; • психологические • уровень работоспо-
  • взаимодействие возможности про- собности, утомления,
  с сослуживцами, ком- тивника; качество сна;
  пенсирующими не- • возможности • интенсивность
  достатки воина в бое- противника по осу- боевых действий;
  вом опыте (в наблю- ществлению ПсО • этап адаптации
  дательности, в быст-   к боевой
  роте реакций, в оцен­ке реальной опасно­сти и др.)   деятельности

Недостаток ЦПР может восполняться стихийно, спонтанно, методом проб и ошибок или целенаправленно, организованно, с учетом закономерностей прояв­ления человеческой психики и психологии воинских коллективов в боевой об­становке. Последний способ и представляет собой психологическое обеспечение боевых действий.

Состояние ресурса определяет ту конкретную технологию психологического обеспечения, которую необходимо реализовать в конкретной ситуации (табл. 2.4).


Глава 4. Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности,,. 221

Таблица 2.4 Зависимость технологий психологического обеспечения от состояния ЦПР

№ п/п Состояние целевого психологического ресурса Востребуемая психотехнология
Целевой психологический ресурс имеется и находится в актуальном состоянии Мониторинг, диагностика, прогнозирование
Целевой психологический ресурс отсутствует Психологическая подготовка
Целевой психологический ресурс расходуется в процессе деятельности Психологическая поддержка
Целевой психологический ресурс деформируется в процессе деятельности или заменяется квазиресурсом (алкоголь, наркотики и др.) Психологическая реабилитация
Целевой психологический ресурс утрачивает актуальность, становится препятствием Социально-психологическая реадаптация

Таким образом, системность объекта психологического обеспечения обуслов­ливает системность его предмета. В качестве предмета психологического вспомо­ществования участнику боевых действий вступает целевой психологический ре­сурс, представляющий совокупность наличных и потенциально доступных для использования индивидуально-психологических, социально-психологических и психоэргономических возможностей эффективного решения задач определенно­го типа (класса).





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 713; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8390 - | 7310 - или читать все...

Читайте также:

  1. A 22 Потенциал действия и история его открытия. Методы регистрации одно- и двухфазного ПД. Составные части ПД и ионный механизм. Механизм проведения возбуждения
  2. I. Введение. Современный бой является общевойсковым боем. Для него характерны применение ядерного оружия, участие большого количества сухопутных войск с их разнообразной
  3. I. Личность как предмет исследования социальной психологии
  4. I. Общие положения. Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской
  5. I. Последствия участия Японии в Первой мировой войне
  6. I. Предмет Договора
  7. I. Предмет и уровни экономики
  8. II. ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
  9. II. МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
  10. II. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  11. II. Основная часть. -Познакомить с понятиями широкий-узкий. Закрепить сенсорные эталоны: форма, цвет, величина; выделение предмета из группы предметов. Продолжать учить:
  12. II. Основные факторы, определяющие государственную политику в области обеспечения химической и биологической безопасности


 

18.208.159.25 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.