Уфа 2012

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра эпидемиологии

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: «Заболеваемость, как объективное явление и статистическая величина. Количественная оценка заболеваемости. Показатели превалентности (распространенности и болезненности). Формулы расчета, взаимосвязь, область применения, эпидемиологический смысл. Иллюстрация эпидемиологических данных. Международная классификация болезней (МКБ –Х). Эпидемиологическая значимость МКБ – Х»

Методические указания для студентов

Дисциплина эпидемиология, ВЭ

Специальность (060104) медико-профилактическое дело

Курс 5

Семестр 9-10

УФА 2012

Название темы практического занятия: Заболеваемость, как объективное явление и статистическая величина. Количественная оценка заболеваемости. Показатели превалентности (распространенности и болезненности). Формулы расчета, взаимосвязь, область применения, эпидемиологический смысл. Иллюстрация эпидемиологических данных. Международная классификация болезней (МКБ –Х). Эпидемиологическая значимость МКБ – Х.

На основании типовой программы по эпидемиологии для студентов, обучающихся по специальности 060104, утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации 2007г., в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Эпидемиологияя, военная эпидемиология», утверждённой в 2012г. ректором БГМУ профессором Павловым В.Н.

Рецензент: профессор Зулькарнаев Т.Р.

Авторы: профессор Ефимов Г.Е., доцент Кайданек Т.В.

Утверждение на заседании № 4 кафедры эпидемиологии от 12.12.2012 г.

Тема и ее актуальность Международная классификация болезней (МКБ –Х). Эпидемиологическая значимость МКБ – Х. Заболеваемость, как объективное явление и статистическая величина. Количественная оценка заболеваемости. Показатели распространенности и болезненности. Расчет, взаимосвязь, область применения. Сравнение показателей, способы расчета, эпидемиологический смысл. Иллюстрация эпидемиологических данных.

Тема занятия позволяет более глубоко понять и применять в практической деятельности врача популяционный уровень изучения распространенности патологических процессов и различных явлений с позиции причинности. Это раскрывает диагностические возможности эпидемиологии, а также дает возможность специалисту - эпидемиологу легко ориентироваться в потоке цифровой информации и чувствовать себя уверенно при выполнении различных разделов профилактической и противоэпидемической работы.

2. Учебные цели: Овладеть врачебными навыками расчетов заболеваемости, распространенности и болезненности, а также оценки полученных данных для анализа классов или нозологических форм болезней, используя МКБ-Х.

В результате освоения темы студент должен уметь:

  • Собирать, статистически и логически обработать информацию с целью оценки состояния здоровья населения (по показателям заболеваемости, временной нетрудоспособности, смертности и т.д.).
  • Использовать демографические данные для оценки состояния здоровья населения
  • Использовать показатели рождаемости, характеризующие здоровье населения.
  • Рассчитывать показателя заболеваемости
  • Рассчитывать показателя распространенности
  • Рассчитывать показателя болезненности
  • Иллюстрировать графически и составлять таблицы для основных показателей (Заболеваемость, распространенность, болезненность)
  • Применять МКБ –Х для оценки состояния здоровья населения
  • Сравнивать полученные результаты, используя методы оценки достоверности (Критерий Стьюдента, уровень доверия и доверительные интервалы, собственные ошибки показателей)

Для формирования умений студент должен знать:

· Определение здоровья. (ВОЗ, 1956)

· Характеристику понятий общей патологии состовляющих основу современной эпидемиологии

· Признаки заболеваемости, подлежащие изучению

· Причины и условия формирующие заболеваемость

· Структуру (типы) и содержание эпидемиологического метода исследования.

· Показатели, отражающие нарушение здоровья (отклонение в физическом развитии, заболеваемость, инвалидность, смертность)

· Методы оценки показателей (Собственные ошибки показателей, Критерий Стьюдента, уровни доверия и доверительные интервалы)

· Основные демографические показатели (Общий показатель рождаемости, показатель плодовитости, повозрастной показатель рождаемости, показатель брачной рождаемости)

· Показатели смертности, характеризующие состояние здоровья (общий показатель смертности, повозрастной показатель смертности, показатели смертности по полу, смертность от отдельных причин)

· Показатели младенческой смертности (неонатальная, ранняя неонатальная, постнеонатальная, перинатальная)

· Материнская смертность

· Определение первичной заболеваемости (инцидентности)

· Определение болезненности (превалентности)

· Определение распространенности

· Определение пораженности

· Определение заболеваемости с временной утратой трудоспособности

· Определение обращаемости за медицинской помощью

· Показатели репродуктивной функции

· Принцип МКБ –Х.

· Долю инфекционных заболеваний в различных классах болезней МКБ-Х

Продолжительность практического занятия 4 часа.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Прочтите и запомните основные определения для освоения данной темы.

В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что здоровье населения следует понимать как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов. Такое определение здоровья требует комплексного подхода к его изучению. Это касается необходимости использования широкого круга показателей, характеризующих разные компоненты здоровья. Для оценки состояния здоровья населения в практике чаще всего используют показатели, отражающие нарушение здоровья: отклонения в физическом развитии, заболеваемость, инвалидность, смертность. К демографическим показателям относят рождаемость, смертность, среднюю продолжительность предстоящей (ожидаемой) жизни при рождении.

  • Общий показатель рождаемости отражает число детей, родившихся живыми, в расчете на среднюю численность населения.
  • Показатель плодовитости отличается от рождаемости тем, что он рассчитывается только на женщин фертильного возраста (15-49 лет).
  • Повозрастной показатель рождаемости вычисляется, исходя из количества детей, родившихся живыми, у женщин определенной возрастной группы на число женщин этого возраста.
  • Показатель брачной рождаемости рассчитывается на число женщин, состоящих в браке.
  • Общий показатель смертности вычисляется, исходя из общего числа умерших за год в расчете на среднегодовую численность населения.
  • Младенческая смертность – это смертность детей в возрасте от рождения до 1 года. В ней выделяется неонатальная смертность (В первые 28 дней от момента рождения), в том числе ранняя неонатальная смертность (0-6 дней), постнеонатальная (от 28 дней жизни до 1 года) и перинатальная, включающая мертворождаемость и раннюю неонатальную смертность.
  • Материнская смертность отражает число умерших женщин в срок от начала беременности до ее окончания и, включая 42 дня послеродового периода; расчет ведется на число детей, родившихся живыми.

Показатели репродуктивной функции женщин можно условно разделить на 2 взаимосвязанных группы: состояние гинекологической заболеваемости и частота формирования акушерской патологии. К первой группе относятся:

· Возраст менархе и менопаузы;

· Частота нарушения менструального цикла;

· Течение климактерического периода;

· Частота инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Во вторую группу входят:

· Частота самопроизвольных выкидышей;

· Частота токсикозов беременных;

· Частота преждевременных родов;

· Частота слабости родовой деятельности;

· Частота внутриутробной гибели плода;

· Частота рождения недоношенных детей;

· Частота рождения детей с врожденными аномалиями (пороками развития)

Когда речь идет о выявлении причин развития событий (болезней), то мы (врачи) ориентируемся на вероятностные законы. Вероятность определяется частотными показателями. Это система воспроизведения частоты события.

Большую группу показателей, отражающих уровень нарушения здоровья, составляют показатели заболеваемости.

Под термином «эпидемиологические показатели» следует понимать качественную или количественную характеристику эпидемических явлений. Эпидемиологические показатели рассчитываются на определенную численность населения (на 1000, 10000, 100000 и т.д.), и поэтому они являются относительными величинами, а именно: интенсивными показателями.

Интенсивностьэпидемического процесса при различных видах патологии может быть изучена с помощью интенсивных показателей за определенный интервал времени, они называются – интервальными. Интервальные показатели отражают инцидентность (заболеваемость). Многие болезни могут характеризоваться острым и хроническим течением, поэтому существует необходимость характеризовать эпидемический процесс заболеваемостью острой формой, например гепатитом В. Это количество впервые заболевших острой формой инфекции в течение календарного года на определенной территории в расчете на 100 000 населения. Заболеваемость хроническим гепатитом В - количество впервые выявленных больных хроническим гепатитом В в течение календарного года на определенной территории. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности, отражает частоту заболеваний, по которым выдавались листки нетрудоспособности.

Моментные показатели – это есть показатели превалентности. К этой группе показателей относится: болезненность, частота скрытой зараженности (инфицированности), пораженность, распространенность, частота обнаружения антител.

  • Болезненность – общее количество больных (отрой формой + хронической формой), состоящих на учете на определенной территории на конкретный день (чаще 1 января) в расчете на 100 000 населения.
  • Частота скрытой зараженности (инфицированность) – количество лиц с бессимптомной инфекцией, выявленных в результате активного лабораторного обследования конкретной группы населения; определяется на 100 обследованных, на день взятия исследуемого материала.
  • Пораженность – показатель, определяемый в результате суммирования болезненности и частоты скрытой зараженности; определяется на день взятия исследуемого материала для лабораторного обследования в расчете на 100, 1000 лиц, находившихся под наблюдением.
  • Частота обнаружения антител у здорового не вакцинированного населения – доля лиц, имеющих антитела к возбудителю, из числа обследованных; определяется на день взятия материала для лабораторного обследования. Этот показатель отражает процесс естественного проэпидемичивания населения. Который формируется в результате перенесения населением манифестных форм болезни, скрытых форм и особенно бессимптомных.
  • Распространенность – показатель, определяемый в результате суммирования пораженности и частоты обнаружения антител, в расчете на 100, 1000 наблюдавшихся ранее и обследованных; вычисляется на день взятия материала для серологического обследования.

Для расчета показателя заболеваемости: Y= A * 100000 / N, где

Y – показатель заболеваемости;

А - Абсолютное число заболеваний;

N – численность населения.

Собственная ошибка показателя заболеваемости: m = V y (100000-y)

N

Критерий Стьюдента (Для определения достоверности различия сравниваемых показателей):

t = Y – Yср.

V m2 + m 2ср.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: