В центре этой игры — ваша личная стена, та часть вашей работы, которая вынуждает вас бросить все дело. В наших семинарах для страховых агентов эту часть обычно легко выделить. Это — «холодные звонки», адресованные к совершенно незнакомым людям, с которыми агент пытается договориться о личной встрече. Ваша задача — во что бы то ни стало продолжать звонить. Агенты, которых легко обескуражить отказами, отсеиваются. Те, кто в состоянии сделать свои двадцать звонков каждый вечер, добиваются успеха.
Мы пользуемся «холодными звонками» страховых агентов для анализа их деятельности с позиций НМП. Они приносят на занятия список потенциальных абонентов, которым могут быть адресованы их обращения. В качестве домашнего задания в первый же вечер они делают десять «холодных звонков». После каждого из них.они регистрируют неприятность, мнение и последствия. Вот их собственные слова:
388_____________________ Мартин Э. П. Зелягман
Неприятность: Собираюсь начать «холодные звонки».
Мнение: Ненавижу я это занятие. Если бы мне можно было этим не заниматься...
|
|
Последствия: Я злился, и мне было трудно заставить себя снять телефонную трубку.
Неприятность: Первый абонент сразу повесил трубку.
Мнение: Он был груб и не дал мне высказаться. Не стоило ему со мной так обращаться.
Последствия: Мне стало мучительно обидно; пришлось некоторое время приходить в себя, прежде чем сделать второй звонок.
Неприятность: Первый абонент сразу повесил трубку.
Мнение: Ну, что ж, по статистике я стал на один звонок ближе к положительному ответу.
Последствия: Я успокоился и почувствовал прилив анергии.
Неприятность: Мы минут десять поговорили с женщиной, после чего она сказала, что не хочет со мной встречаться.
Мнение: Неужели прошляпил? Что со мной происходит? Если я не могу добиться встречи даже после такого разговора, значит, я вообще ни к черту не гожусь.
Последствия: Я чувствовал себя подавленным и разочарованным; меня одолевали мрачные предчувствия относительно следующего звонка.
Легко увидеть, что, когда за неприятностью следует постоянное, всеобъемлющее и личное объяснение («Я вооб-. ще ни к черту не гожусь»), вслед за этим идет подавленность и капитуляция. Если же объяснение носит противоположный характер («Я стал на один звонок ближе к поло-
Оптимистическая организация 389
жительному ответу»), последствиями становится прилив энергии и хорошее настроение.
Теперь ваша очередь поиграть в прыжки через стену. Прислушайтесь к своему внутреннему диалогу, когда на работе перед вами возникнет препятствие, и посмотрите, в какой степени ваше мнение может определять ваши последующие чувства и действия. Игра может иметь три варианта. Выберите тот из них, который лучше соответствует характеру вашей работы.
|
|
1. Если ваша работа включает телефонные звонки не
знакомым людям, положите перед собой список планируе
мых разговоров. Сделайте пять звонков. После каждого из
них зафиксируйте неприятность, затем мысли, которые воз
никли у вас по этому поводу, а также, что вы почувство
вали и затем сделали. Сделайте запись по обычной форме
нмп.
2. Если ваша работа не включает «холодных звонков»,
попробуйте уточнить, в чем сущность «стены», на которую
вы натыкаетесь каждый день на работе, чтобы вы могли
сформулировать собственный перечень НМП. Если у вас
это задание вызывает затруднение, ниже приводится пара
примеров, которые, может быть, помогут вам.
Одним из труднопреодолимых препятствии в работе
преподавателя является апатия студентов. При этом у вас
возникает ощущение, будто существует группа ребят, кото
рые просто не желают учиться, независимо от того, что вы
делаете, какую изобретательность проявляете. Я ненавижу
почти физически ощущение того, что заставляю их прогло
тить знания, которые пытаюсь до них донести. Сознание
тогр, что мне все равно до них не добраться, отбивает у
меня всякое желание проявлять свое творческое начало,
потому что в глубине моего сознания бьется мысль: «Что
толку?» ' '
В работе медсестер одним из основных факторов,
390______________________ Мартяя Э. П. Зелигмав
приводящих к тому, что они «перегорают», является отношение к ним «сверху» и «снизу». И пациенты, и врачи бывают часто требовательными, враждебными и всем недовольными. Это может привести сестру к ощущению того, что она измотана и недооценима. Их типичная жалоба сводится к следующему: «Перед началом каждой смены я даю себе слово не падать духом. Конечно, пациенты придирчивы
и капризны__ что вы хотите, они больны, они в больнице.
Чего еще ждать от них? Гораздо труднее объяснить отношение ко мне со стороны врачей. Вместо того, чтобы относиться как к товарищу по команде, они ведут себя так, будто моя работа менее важна, чем их, и я не так разумна, как они. В конце концов, как бы я ни накручивала себя утром, это все меня достает, и я начинаю бояться следующего дежурства. Я впадаю в какое-то полусонное состояние и постоянно считаю, сколько часов осталось до конца смены.
Попробуйте теперь сами определить, где ваша ежедневная стена на работе. На следующей неделе приближайтесь к ней каждый день. Прислушайтесь к тому, что вы говорите при этом себе. Выберите пару свободных минут и запишите по обычной схеме НМП данные о неприятности, мнении и последствиях.
3. Третий вариант предназначен для тех, кто натыкается на свою стену не каждый день. Типичным в этом смысле препятствием является неспособность взяться за плановые отчеты и крупные проекты, с чем приходится сталкиваться несколько раз в год. Другим примером является руководство действиями других людей.
Одной из стен, в которые утыкаются руководители, является поддержание на достаточно высоком уровне активности подчиненных. Как говорил один руководитель: «Необходимость руководить людьми приводит временами к полному разочарованию... Самым трудным при этом моментом, которого я откровенно боюсь, является поддержа-
Оптимистическая организаци я 391
ние инициативы и продуктивности персонала. Я пытаюсь быть положительным и вдохновлять их личным примером, но иногда я не понимаю, что творится в их голове. В конце концов я начинаю чувствовать себя мерзким придирой. Мне не хочется спускать им, но не хочется и слишком давить; в итоге я чувствую свою полную неэффективность. И тебя охватывает полное разочарование».
|
|
Если вы относитесь к третьей категории, высвободите вечером дома минут двадцать и уединитесь в тихой комнате. Представьте себе как можно натуральней ситуацию, играющую для вас роль стены. Если ваша стена — это составление отчетов, положите перед собой чистый лист бумаги и вообразите, что отчет должен быть готов к завтрашнему дню. Дайте себе ощутить отчаяние, даже вспотейте. Если вы руководитель, представьте себе лицо самого противного подчиненного. Разыграйте с собой диалог. Попробуйте рассмотреть пять вариантов возможных неприятностей с вашим соответствующим мнением и последствиями. Запишите результат по стандартной схеме НМП.
После того, как запись пяти эскизов НМП сделана, внимательно проанализируйте свои мнения. Вы увидите, что, будучи выражены в вашем внутреннем диалоге, пессимистические объяснения порождают пассивность и уныние, а оптимистические — активность. Поэтому следующий шаг сводится к тому, чтобы изменить эти привычные пессимистические объяснения, которые порождаются неприятностью. Чтобы добиться этого, вам следует перейти ко второму этапу игры — обсуждению.