- продолжительность (нужно помнить, что любые роды, длившиеся более восьми часов и менее двух часов, могут повредить гармонию черепа);
- детали момента рождения: предлежание плода, близнецы, роды под анестезией, кесарево сечение, эпизиотомия, щипцы, вантузы, пальцы во рту, давление на живот матери во время выхода плоды;
- предлежание: головой, лицом, ягодицами, плечом.
2) здоровье матери во время беременности:
- заболевания: краснуха, грипп, анемия, паротит, отит, синусит и другие заболевания, которые могли бы привести к токсемии матери и вызвать пре- или постнатальное заболевание ребёнка;
- беременность матери: число беременностей, чем закончилась беременность: абортом, преждевременными родами, нарушения, приводящие к аномалиям, которые могут спровоцировать черепные или внутричерепные осложнения;
- лечение во время беременности: количество детей, ложные беременности, приём препаратов.
3) Состояние ребёнка при рождении:
- цианоз, реанимационные мероприятия, сразу ли закричал, деформация черепа, недоношенность, кормление грудью или из рожка.
4) Поведение ребёнка:
- сонливость, бессонница, слишком долгий сон; нервность, ровное спокойное поведение; много плачет, не кричит, слабо кричит; храп, нарушения глотания, срыгивания, стеноз привратника; глазные симптомы: страбизм; частые насморки, отиты, эпилептические припадки, аллергии, астматические бронхиты, астма эндогенная или экзогенная (см. Пример из остеопатической педиатрии).
Здесь заканчивается анамнез. Во время опроса ребёнок играет и приобретает уверенность. Он уже
Меньше боится. Родители его подбадривают. Во время этой фазы диалога они задают вопросы о лечении. Остеопат им отвечает, объясняя воздействие рук врача на череп ребёнка, обстановка становится
Менее напряженной. Уже возможен первый осмотр ребёнка.
Осмотр.
Сначала осматривают череп с верху (смотри главу об осмотре). Оценивают расположение ушей, их прижатость или оттопыренность. Потом легким взглядом оценивают:
- глаза: глубоко посаженные, маленькие, асимметричные, навыкате, большие...
- нос: прямой, кривой, вдавленный...
Полезно сфотографировать ребёнка в фас и в профиль. Это его развеселит. А для остеопата эти снимки станут своего рода рентгеновскими снимками. По ним мы сможем судить о настоящем состоянии структуры черепа и лица, а так же о развитии ребёнка. После нескольких сеансов нужно ещё раз сфотографировать ребёнка. Эти фотографии позволят оценку и морфо-анализ различных характеристик ребёнка в его развитии - физическом и психологическом.
Теперь про осмотр. Нужно провести морфологический анализ совокупности структур. Ребёнок начинает самостоятельно вставать к десяти месяцам. К одиннадцати он начинает ходить с поддержкой. К пятнадцати месяцам он сможет ходить самостоятельно. В восемнадцать месяцев ребёнок сможет стоять на одной ноге. В двадцать четыре месяца ребёнок сможет самостоятельно забраться и слезть со стула. Это период появления определенного внешнего вида (хабитуса), а так же сколиозов, называемых идиопати-ческими. В этот первый период наша задача сводится к профилактике вертебральных нарушений у ребёнка. С двенадцати месяцев до шести лет, а потом и до подросткового возраста, необходимо проводить глобальный систематический морфологичесикй остеопатический осмотр.
V
Нужно взвесить ребёнка и измерить его рост. Вы с удивлением заметите, что сеансы краниальной остеопатии ускоряют рост ребёнка! Кто-то возразит, что ребёнок и так периодически активно растёт. Это верно. Но краниальное лечение ускоряет эти периоды роста. Родители очень удивляются этому факту. Ребёнок растёт больше обычного. Каждый остеопат может с уверенностью сказать, что это так. Это не должно нас удивлять, т.к. мы знаем, что это результат прямого воздействия на СБС, на слизистую железу, а следовательно и на нервно-железисто-гуморальный ансамбль.
Затем нужно отметить статические повреждения пациента, как следствие его функционирования: сколиоз, кифоз, лордоз, деротация, разбалансировка таза, высота плеч, асимметрия нижних конечностей и т.п.
Это важно, т.к. вы должны объяснить родителям суть больших или маленьких нарушений статики ребёнка. Это понимание сделает родителей более внимательными и чувствительными к этой проблеме. А остеопат сможет дать родителям некоторые полезные советы. Нужно посоветовать родителям хорошего ортопеда, который бы дополнил остеопатическое лечение. Один остеопат не может сделать всего. Остеопат влияет на структуру и на потерю подвижности. Кроме этого, нужно привить ребёнку привычки правильной осанки и гигиены работы и учёбы, которые предотвратят появление статических нарушений.
Остеопатический осмотр должен проходить совместно или после морфологического осмотра. Он включает структуральный висцеральный и краниальный осмотр. Он позволяет лечение и программирование всего позвоночного столба. Он нормализует нейромышечные натяжения. Он благоприятствует хорошей разрядке кранио-сакральных натяжений и подготавливает базу для собственно краниального сеанса.