Публицистика – дело серьезное, несмотря на то, что отдается «на растерзание толпе». Судьбы газет самые непредсказуемые, так же, как судьбы авторов статей. Газетчик должен быть готов ко всему: что газету с его статьей используют как обертку для продуктов, или, напротив, предъявят как обвинительный материал в суде. В любом случае писать нужно искренне, правдиво, страстно и любя этот интересный труд.
В публицистическом стиле выполняются не только газетные и журнальные статьи. Очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад – все это из одного разряда. Некоторые работы вполне можно представить в этом стиле, и они будут настолько же богословски содержательными, насколько популярными.
Характеристики публицистического стиля
Согласно общепризнанным представлениям, публицистический стиль обладает некоторыми особенностями, которые мы кратко перечислим. Отдельные мы уже отмечали выше, кое-какие окажутся новыми и неожиданными:
|
|
v логичность;
v образность;
v эмоциональность;
v оценочность;
v призывность;
v достоверность, точность фактов;
v конкретность;
v строгая обоснованность.
А также:
v использование устойчивых оборотов речи;
v разнообразные виды синтаксических конструкций;
v широкое употребление общественно-политической лексики; лексики, обозначающей понятия морали, этики, культуры, медицины; слов из области психологии; слов, обозначающих внутреннее состояние, переживание человека и др.;
v употребление градационных союзов и союзных сочетаний (не только… но и; не столько… сколько);
v употребление слов: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз-; с суффиксами - и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам все-, обще-, сверх-;
v основной тип речи: строится как научное рассуждение (анализ, оценка, обобщение и выводы в строгой логической последовательности).
Пожалуй, публицисту труднее всего угодить аудитории. Сами посудите: если ученому нужно угодить только коллегам и знатокам, «научно-популярник» старается для интересующихся, то журналист должен заставить всех слушать себя! Его аудитория широка: от профессоров до бомжей. И каждого читателя нужно заинтересовать, убедить, призвать, заставить мыслить… Вот почему публицисту нужно уметь «схватить читателя за глотку в первом абзаце, во втором – сдавить покрепче и держать его у стенки до последней строки». Так советует делать Пол О’Нил, публицист, автор книги «Американский писатель»[30].