Публицистический стиль. Публицистика – дело серьезное, несмотря на то, что отдается «на растерзание толпе»

Публицистика – дело серьезное, несмотря на то, что отдается «на растерзание толпе». Судьбы газет самые непредсказуемые, так же, как судьбы авторов статей. Газетчик должен быть готов ко всему: что газету с его статьей используют как обертку для продуктов, или, напротив, предъявят как обвинительный материал в суде. В любом случае писать нужно искренне, правдиво, страстно и любя этот интересный труд.

В публицистическом стиле выполняются не только газетные и журнальные статьи. Очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад – все это из одного разряда. Некоторые работы вполне можно представить в этом стиле, и они будут настолько же богословски содержательными, насколько популярными.

Характеристики публицистического стиля

Согласно общепризнанным представлениям, публицистический стиль обладает некоторыми особенностями, которые мы кратко перечислим. Отдельные мы уже отмечали выше, кое-какие окажутся новыми и неожиданными:

v логичность;

v образность;

v эмоциональность;

v оценочность;

v призывность;

v достоверность, точность фактов;

v конкретность;

v строгая обоснованность.

А также:

v использование устойчивых оборотов речи;

v разнообразные виды синтаксических конструкций;

v широкое употребление общественно-политической лексики; лексики, обозначающей понятия морали, этики, культуры, медицины; слов из области психологии; слов, обозначающих внутреннее состояние, переживание человека и др.;

v употребление градационных союзов и союзных сочетаний (не только… но и; не столько… сколько);

v употребление слов: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз-; с суффиксами - и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам все-, обще-, сверх-;

v основной тип речи: строится как научное рассуждение (анализ, оценка, обобщение и выводы в строгой логической последовательности).

Пожалуй, публицисту труднее всего угодить аудитории. Сами посудите: если ученому нужно угодить только коллегам и знатокам, «научно-популярник» старается для интересующихся, то журналист должен заставить всех слушать себя! Его аудитория широка: от профессоров до бомжей. И каждого читателя нужно заинтересовать, убедить, призвать, заставить мыслить… Вот почему публицисту нужно уметь «схватить читателя за глотку в первом абзаце, во втором – сдавить покрепче и держать его у стенки до последней строки». Так советует делать Пол О’Нил, публицист, автор книги «Американский писатель»[30].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: