Концепция представляет собой ценностно нормативную
основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с
другими субъектами социализации — семьёй, общественными
организациями, религиозными объединениями, учреждениями
дополнительного образования, культуры и спорта, средствами
массовой информации. Целью этого взаимодействия является
совместное обеспечение условий для духовно нравственного
развития и воспитания обучающихся.
Концепция определяет:
характер современного национального воспитательного
идеала;
цели и задачи духовно нравственного развития и воспита
ния детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе ко
торых возможна духовно нравственная консолидация многона
ционального народа Российской Федерации;
основные социально педагогические условия и принци
пы духовно нравственного развития и воспитания обучаю
щихся.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать
гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты мо
|
|
лодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире. При этом образовательные учреждения
должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семья
ми обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь
на национальные традиции.
Концепция формулирует социальный заказ современной об
щеобразовательной школе как определённую систему общих
педагогических требований, соответствие которым обеспечит
эффективное участие образования в решении важнейших обще
национальных задач.
Социальный заказ образованию устанавливается в следую
щей системе фундаментальных социальных и педагогических
понятий, а также отношений между ними:
Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. — М., 1983. — С. 385.
6
нация — государственно территориальная и политико
правовая общность, существующая на основе общих поли
тических, историко культурных и духовно ценностных харак
теристик и общего самосознания. Такой общностью является
многонациональный народ Российской Федерации, который
представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, вклю
чающую этнические общности, которыми в России могут назы
ваться «нации» (в этнокультурном и социально политическом
смыслах), национальности и народы. Двойное использование
категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном зна
чении) не противоречит конституционному положению «мы,
многонациональный народ Российской Федерации», означая,
что Россия есть национальное государство, а её народ пред
ставляет собой нацию наций;
национальное государство — государство с общей, конт
|
|
ролируемой центральной властью, хозяйственно экономиче
ской основой, общей территорией, общими историко культур
ными ценностями жителей страны. Российская Федерация —
национальное государство, имеющее разнообразный этниче
ский и религиозный состав населения и отличающееся большой
региональной спецификой;
национальное самосознание (идентичность) — разделя
емое всеми гражданами представление о своей стране, её наро
де, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу
национальной идентичности составляют базовые национальные
ценности и общая историческая судьба;
формирование национальной идентичности — форми
рование у личности представления о многонациональном наро
де Российской Федерации как о гражданской нации и воспита
ние патриотизма;
патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция вер
ности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм
включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину,
т. е. край, республику, город или сельскую местность, где граж
данин родился и рос. Патриотизм включает активную гражда
нскую позицию, готовность к служению Отечеству;
гражданское общество — общество, способное к само
организации на всех уровнях, от местных сообществ до общена
ционального (государственного) уровня, активно выражающее
свои запросы и интересы как через свободно и демократически
избранные органы власти и самоуправления, так и через инсти
туты гражданского общества, к которым относятся прежде все
го общественные группы, организации и коалиции, а также
формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обла
дает способностью защищать свои права и интересы как через
власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия
на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обяза
7
тельно предполагает наличие в нём ответственного гражданина,
воспитание которого является главной целью образования;
многообразие культур и народов — культурное многооб
разие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это
существование, диалог и взаимообогащение всех культурных
потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской
культуры на основе русского языка, этнических культур много
национального народа Российской Федерации и глобальных
или мировых культурных явлений и систем. Культурное много
образие и свобода культурного выбора являются условием раз
вития, стабильности и гражданского согласия;
межэтнический мир и согласие — единство в многооб
разии, признание и поддержка культур, традиций и самосо
знания всех представителей многонационального народа Рос
сийской Федерации, гарантированное равноправие граждан
независимо от национальности, а также политика интеграции,
предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на
этнической или религиозной основе. Межэтнический мир
включает политику толерантности, т. е. признания и уважения
культурных и других различий среди граждан страны и прожи
вающих в ней граждан других стран;
социализация — усвоение человеком социального опыта
в процессе образования и жизнедеятельности посредством
вхождения в социальную среду, установления социальных свя
зей, принятия ценностей различных социальных групп и обще
ства в целом, активного воспроизводства системы обществен
ных отношений;
развитие — процесс и результат перехода к новому, бо
лее совершенному качественному состоянию, от простого
к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени
духовной, умственной зрелости, сознательности, культурнос
ти и пр.;
воспитание — педагогически организованный целена
правленный процесс развития обучающегося как личности,
|
|
гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных
установок и моральных норм общества;
национальный воспитательный идеал — высшая цель
образования, нравственное (идеальное) представление о челове
ке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены
усилия основных субъектов национальной жизни: государства,
семьи, школы, политических партий, религиозных объедине
ний и общественных организаций;
базовые национальные ценности — основные мораль
ные ценности, приоритетные нравственные установки, сущест
вующие в культурных, семейных, социально исторических,
религиозных традициях многонационального народа Россий
ской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и
8
обеспечивающие успешное развитие страны в современных
условиях;
духовно нравственное развитие личности — осущес
твляемое в процессе социализации последовательное расшире
ние и укрепление ценностно смысловой сферы личности, фор
мирование способности человека оценивать и сознательно
выстраивать на основе традиционных моральных норм и нрав
ственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу,
государству, Отечеству, миру в целом;