Вательного стандарта общего образования

Концепция представляет собой ценностно нормативную

основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с

другими субъектами социализации — семьёй, общественными

организациями, религиозными объединениями, учреждениями

дополнительного образования, культуры и спорта, средствами

массовой информации. Целью этого взаимодействия является

совместное обеспечение условий для духовно нравственного

развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

характер современного национального воспитательного

идеала;

цели и задачи духовно нравственного развития и воспита

ния детей и молодежи;

систему базовых национальных ценностей, на основе ко

торых возможна духовно нравственная консолидация многона

ционального народа Российской Федерации;

основные социально педагогические условия и принци

пы духовно нравственного развития и воспитания обучаю

щихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать

гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты мо

лодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном

конкурентном мире. При этом образовательные учреждения

должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семья

ми обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь

на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной об

щеобразовательной школе как определённую систему общих

педагогических требований, соответствие которым обеспечит

эффективное участие образования в решении важнейших обще

национальных задач.

Социальный заказ образованию устанавливается в следую

щей системе фундаментальных социальных и педагогических

понятий, а также отношений между ними:

Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. — М., 1983. — С. 385.

6

 


нация — государственно территориальная и политико

правовая общность, существующая на основе общих поли

тических, историко культурных и духовно ценностных харак

теристик и общего самосознания. Такой общностью является

многонациональный народ Российской Федерации, который

представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, вклю

чающую этнические общности, которыми в России могут назы

ваться «нации» (в этнокультурном и социально политическом

смыслах), национальности и народы. Двойное использование

категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном зна

чении) не противоречит конституционному положению «мы,

многонациональный народ Российской Федерации», означая,

что Россия есть национальное государство, а её народ пред

ставляет собой нацию наций;

национальное государство — государство с общей, конт

ролируемой центральной властью, хозяйственно экономиче

ской основой, общей территорией, общими историко культур

ными ценностями жителей страны. Российская Федерация —

национальное государство, имеющее разнообразный этниче

ский и религиозный состав населения и отличающееся большой

региональной спецификой;

национальное самосознание (идентичность) — разделя

емое всеми гражданами представление о своей стране, её наро

де, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу

национальной идентичности составляют базовые национальные

ценности и общая историческая судьба;

формирование национальной идентичности — форми

рование у личности представления о многонациональном наро

де Российской Федерации как о гражданской нации и воспита

ние патриотизма;

патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция вер

ности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм

включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину,

т. е. край, республику, город или сельскую местность, где граж

данин родился и рос. Патриотизм включает активную гражда

нскую позицию, готовность к служению Отечеству;

гражданское общество — общество, способное к само

организации на всех уровнях, от местных сообществ до общена

ционального (государственного) уровня, активно выражающее

свои запросы и интересы как через свободно и демократически

избранные органы власти и самоуправления, так и через инсти

туты гражданского общества, к которым относятся прежде все

го общественные группы, организации и коалиции, а также

формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обла

дает способностью защищать свои права и интересы как через

власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия

на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обяза

7


тельно предполагает наличие в нём ответственного гражданина,

воспитание которого является главной целью образования;

многообразие культур и народов — культурное многооб

разие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это

существование, диалог и взаимообогащение всех культурных

потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской

культуры на основе русского языка, этнических культур много

национального народа Российской Федерации и глобальных

или мировых культурных явлений и систем. Культурное много

образие и свобода культурного выбора являются условием раз

вития, стабильности и гражданского согласия;

межэтнический мир и согласие — единство в многооб

разии, признание и поддержка культур, традиций и самосо

знания всех представителей многонационального народа Рос

сийской Федерации, гарантированное равноправие граждан

независимо от национальности, а также политика интеграции,

предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на

этнической или религиозной основе. Межэтнический мир

включает политику толерантности, т. е. признания и уважения

культурных и других различий среди граждан страны и прожи

вающих в ней граждан других стран;

социализация — усвоение человеком социального опыта

в процессе образования и жизнедеятельности посредством

вхождения в социальную среду, установления социальных свя

зей, принятия ценностей различных социальных групп и обще

ства в целом, активного воспроизводства системы обществен

ных отношений;

развитие — процесс и результат перехода к новому, бо

лее совершенному качественному состоянию, от простого

к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени

духовной, умственной зрелости, сознательности, культурнос

ти и пр.;

воспитание — педагогически организованный целена

правленный процесс развития обучающегося как личности,

гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных

установок и моральных норм общества;

национальный воспитательный идеал — высшая цель

образования, нравственное (идеальное) представление о челове

ке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены

усилия основных субъектов национальной жизни: государства,

семьи, школы, политических партий, религиозных объедине

ний и общественных организаций;

базовые национальные ценности — основные мораль

ные ценности, приоритетные нравственные установки, сущест

вующие в культурных, семейных, социально исторических,

религиозных традициях многонационального народа Россий

ской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и

8


обеспечивающие успешное развитие страны в современных

условиях;

духовно нравственное развитие личности — осущес

твляемое в процессе социализации последовательное расшире

ние и укрепление ценностно смысловой сферы личности, фор

мирование способности человека оценивать и сознательно

выстраивать на основе традиционных моральных норм и нрав

ственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу,

государству, Отечеству, миру в целом;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: