ISBN 978 5 09 022138 2
© Издательство «Просвещение», 2009
© Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2009
Все права защищены
Содержание
Общие положения
Национальный воспитательный идеал
Цель и задачи духовно нравственного развития и
Воспитания
Духовно нравственное развитие и воспитание
Базовые национальные ценности
Основные принципы организации духовно нравст
Венного развития и воспитания
Заключение
23
Общие положения
В соответствии с Конституцией Российской Федерации чело
век, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом
каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её терри
тории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.
Конституция Российской Федерации гласит:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и
свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исто
|
|
рически сложившееся государственное единство, исходя из об
щепризнанных принципов равноправия и самоопределения на
родов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение
к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверен
ную государственность России и утверждая незыблемость её де
мократической основы, стремясь обеспечить благополучие и
процветание России, исходя из ответственности за свою Роди
ну перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя
частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Современный период в российской истории и образова
нии — время смены ценностных ориентиров. В 90 е гг. прошло
го столетия в России произошли как важные позитивные пере
мены, так и негативные явления, неизбежные в период круп
ных социально политических изменений. Эти явления оказали
отрицательное влияние на общественную нравственность, граж
данское самосознание, на отношение людей к обществу, госу
дарству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духов
ное единство общества, меняются жизненные приоритеты мо
лодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколе
ния, а также деформация традиционных для страны моральных
норм и нравственных установок.
В России указанный период был обусловлен быстрым де
монтажем советской идеологии, поспешным копированием за
падных форм жизни.
Несмотря на установленные российским законодательством
общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то
|
|
время не сложилась ясно выраженная система ценностных ори
ентиров, объединяющих россиян в единую историко культур
ную и социальную общность.
В российском обществе стал ощущаться недостаток созна
тельно принимаемых большинством граждан принципов и пра
вил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и
4
конструктивного социального поведения, выбора жизненных
ориентиров.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федераль
ному собранию Российской Федерации было подчеркнуто:
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные
ценности — это такой же важный фактор развития, как поли
тическая и экономическая стабильность… и общество лишь
тогда способно ставить и решать масштабные национальные
задачи, когда у него есть общая система нравственных ориен
тиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к са
мобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к
памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной
истории. Именно это национальное богатство является базой
для укрепления единства и суверенитета страны, служит осно
вой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономичес
ких и политических отношений».
Образованию отводится ключевая роль в духовно нрав
ственной консолидации российского общества, его сплочении
перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении со
циальной солидарности, в повышении уровня доверия человека
к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, на
стоящему и будущему своей страны.
Ценности личности формируются в семье, неформальных
сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфе
ре массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наибо
лее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное
развитие и воспитание личности происходит в сфере общего
образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укла
дом школьной жизни.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать
важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную мо
дернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только ин
теллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь
обучающегося. Отношение к школе как единственному соци
альному институту, через который проходят все граждане Рос
сии, является индикатором ценностного и морально нравствен
ного состояния общества и государства.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к
эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию,
гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития
и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в после
дующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой пси
хологической устойчивостью. При этом особое значение име
ют следующие друг за другом переходы от детства к подростко
вому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и
побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготс
5
кий, — есть основной момент при переходе от возраста к воз
расту»1.
Концепция духовно нравственного развития и воспитания
личности гражданина России (далее — Концепция) разработана
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Зако
ном Российской Федерации «Об образовании», на основе еже
годных посланий Президента России Федеральному собранию
Российской Федерации.