Общие положения. © Издательство «Просвещение», 2009

ISBN 978 5 09 022138 2


© Издательство «Просвещение», 2009

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2009

Все права защищены


Содержание

Общие положения

Национальный воспитательный идеал

Цель и задачи духовно нравственного развития и


Воспитания

Духовно нравственное развитие и воспитание

Базовые национальные ценности

Основные принципы организации духовно нравст

Венного развития и воспитания

Заключение


23

 
 
 
 
 


Общие положения

В соответствии с Конституцией Российской Федерации чело

век, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом

каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её терри

тории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и

свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исто

рически сложившееся государственное единство, исходя из об

щепризнанных принципов равноправия и самоопределения на

родов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение

к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверен

ную государственность России и утверждая незыблемость её де

мократической основы, стремясь обеспечить благополучие и

процветание России, исходя из ответственности за свою Роди

ну перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя

частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Современный период в российской истории и образова

нии — время смены ценностных ориентиров. В 90 е гг. прошло

го столетия в России произошли как важные позитивные пере

мены, так и негативные явления, неизбежные в период круп

ных социально политических изменений. Эти явления оказали

отрицательное влияние на общественную нравственность, граж

данское самосознание, на отношение людей к обществу, госу

дарству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духов

ное единство общества, меняются жизненные приоритеты мо

лодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколе

ния, а также деформация традиционных для страны моральных

норм и нравственных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым де

монтажем советской идеологии, поспешным копированием за

падных форм жизни.

Несмотря на установленные российским законодательством

общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то

время не сложилась ясно выраженная система ценностных ори

ентиров, объединяющих россиян в единую историко культур

ную и социальную общность.

В российском обществе стал ощущаться недостаток созна

тельно принимаемых большинством граждан принципов и пра

вил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и

4


конструктивного социального поведения, выбора жизненных

ориентиров.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федераль

ному собранию Российской Федерации было подчеркнуто:

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные

ценности — это такой же важный фактор развития, как поли

тическая и экономическая стабильность… и общество лишь

тогда способно ставить и решать масштабные национальные

задачи, когда у него есть общая система нравственных ориен

тиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к са

мобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к

памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной

истории. Именно это национальное богатство является базой

для укрепления единства и суверенитета страны, служит осно

вой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономичес

ких и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно нрав

ственной консолидации российского общества, его сплочении

перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении со

циальной солидарности, в повышении уровня доверия человека

к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, на

стоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных

сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфе

ре массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наибо

лее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное

развитие и воспитание личности происходит в сфере общего

образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укла

дом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать

важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную мо

дернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только ин

теллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь

обучающегося. Отношение к школе как единственному соци

альному институту, через который проходят все граждане Рос

сии, является индикатором ценностного и морально нравствен

ного состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к

эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию,

гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития

и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в после

дующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой пси

хологической устойчивостью. При этом особое значение име

ют следующие друг за другом переходы от детства к подростко

вому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и

побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготс

5


кий, — есть основной момент при переходе от возраста к воз

расту»1.

Концепция духовно нравственного развития и воспитания

личности гражданина России (далее — Концепция) разработана

в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Зако

ном Российской Федерации «Об образовании», на основе еже

годных посланий Президента России Федеральному собранию

Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: