Работа с участниками добровольческих психологических отрядов

2.1. Деятельность участников добровольческих психологических отрядов

Добровольческий психологический отряд создается и действует на основании добровольности и равноправности его членов. Отряд имеет свою символику и другую атрибутику (эмблемы, форменная одежда: футболки, шейные платки и т.д.). (Приложение № 4).

Участником добровольческого психологического отряда на базе Центра может быть студент ВУЗов факультета психологии любой из форм обучения.

Зачисление в добровольческий психологический отряд происходит на добровольной основе. Решение о зачислении в добровольческий психологический отряд принимает куратор, после собеседования с желающим вступить в отряд. Вновь зачисленный доброволец заполняет Анкету участника добровольческого психологического отряда и Заявление о приеме в добровольческий психологический отряд (Приложение № 5,6).

В обязанности добровольца входит выполнение заданий, порученных куратором: регулярное посещение занятий, организуемых для добровольцев; добросовестное выполнение порученной ему деятельности; знание и соблюдение целей и задач добровольческой деятельности; уважительное отношение к персоналу учреждений в которых проводятся занятия, партнерам, населению, имуществу; соблюдение этического кодекса психолога.

Участники добровольческого психологического отряда могут оставить членство по собственному желанию, или быть исключенным по решению куратора добровольческого отряда за действия, которые несовместимы с уставом (Приложение № 7).

Куратор оставляет за собой право на не зачисление претендента в добровольцы по результатам собеседования. В случае исключения из отряда или не приеме в отряд, вопрос о повторном зачислении остается на усмотрение куратора.

Доброволец имеет право посещать занятия организуемые куратором, участвовать в мероприятиях организуемых Центром, получать справки об участии в деятельности добровольческого психологического отряда, проходить практику и стажировку на базе Центра.

Добровольческий отряд существует на добровольных началах без привлечения средств участников отряда.

Деятельность добровольческого психологического отряда осуществляется по нескольким направлениям:

- разработка и проведение социально-психологических тренингов по различным темам, мастер-классов, интерактивных упражнений для обучения добровольцев и различных групп населения;

- проведение циклов занятий для участников добровольческого отряда;

- подготовка добровольцев к взаимодействию с различными группами населения;

- проведение добровольцами занятий с различными группами населения, в том числе проведение занятий по теме «Твоя безопасность» с различными группами населения;

- привлечение добровольцев к работе на «Горячей линии» Центра;

- привлечение студенческого добровольческого отряда к деятельности Центра, с целью пропаганды среди населения психологической безопасности.

2.2. Особенности работы с участниками добровольческого психологического отряда

Принимать участие в деятельности добровольческого психологического отряда студентов психологических ВУЗов побуждают различные обстоятельства. Одни хотят оказывать реальную помощь, для других работа в добровольческом отряде является одним из способов самопредъявления, получение нового статуса, следование новому веянию моды и т.д. Это является одной из причин смены состава добровольцев, что приводит к некоторым трудностям для кураторов добровольческих отрядов: необходимость адаптации новых добровольцев в коллективе, их обучение. С целью конкретизации мотивов, преобладающих у участников добровольческого психологического отряда, сотрудниками Центра было проведено исследование, в котором приняли участие студенты психологических факультетов различных московских ВУЗов, состоящих в добровольческом психологическом отряде. Полученные данные (рис.1) показали, что у большинства добровольцев можно отметить высокую социальную потребность, потребность в самоактуализации. То есть они хотят не только иметь хороших собеседников, быть принятыми, иметь тёплые отношения с людьми, но и развивать свои способности, стремиться к новому неизведанному, заниматься делом, требующим полной отдачи.

Рис.1. Потребности участников добровольческого психологического отряда

Так же, с помощью методики Д. А. Леонтьева "Смысложизненные ориентации" были отмечены высокие показатели по шкале «Цели в жизни» (рис.2.) которая характеризуется наличием в жизни добровольцев в будущем конкретных целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу и «Процесс жизни», свидетельствующей о том, что добровольцы воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

Рисунок 2. Смысложизненные ориентации участников добровольческого психологического отряда

Исходя из полученных данных, можно отметить, что большинство членов добровольческого психологического отряда стремиться к развитию своей личности в процессе выполнения интересной и социально-значимой работы в дружном коллективе единомышленников. Они ориентированы на деловое сотрудничество и способны отстаивать в интересах дела собственное мнение, ко­торое полезно для достижения общей цели.

В соответствии с полученными данными был разработан ряд рекомендаций, которые учитывают основные личностные потребности участников добровольческого психологического отряда.

Для удовлетворения социальной потребности рекомендуется включить в работу с добровольцами досуговую деятельность: организовывать праздники, посвященные определенной дате, защите курсовых работ, дипломов, дней рождения. На этих мероприятиях можно рассказать о достижениях всего отряда, отмечать отличившихся добровольцев. Между добровольцами и кураторами отряда должны быть открытые, доверительные отношения. Все вопросы, не удовлетворяющие одну из сторон, должны обсуждаться.

С целью удовлетворения потребности в самоактуализации инициатива добровольца заняться определенным проектом должна быть поддержана. Следует обсудить с ним четкие сроки реализации проекта, при необходимости помочь. Рекомендуется предоставить возможность участия добровольцев в мероприятиях, реализуемых организацией. Более опытных добровольцев следует привлекать к проведению занятий и тренингов для вновь пришедших, что даст возможность более опытным добровольцам почувствовать свою значимость. Любая работа, выполняемая добровольцем, должна быть отмечена куратором и руководителями. Это может быть выражено в словестной форме, в виде грамоты, небольшого подарка, статьи в местной газете, на сайте в интернете. Следует поощрять за конкретные достижения, отмечая критерии по которым была оценена его работа.

Рекомендуется привлекать добровольцев к долгосрочному планированию деятельности отряда. В этом случае доброволец не только будет чувствовать свою значимость в отряде, но и сможет вписать деятельность добровольческого отряда в свои планы. Именно с этой целью следует заранее обозначать, какую именно часть работы доброволец будет выполнять, каков конечный результат работы над проектом. Если проект долговременный, он должен быть разделен на небольшие этапы.

Реализация данных рекомендаций Центра позволила переосмыслить и скорректировать работу с добровольцами, что привело к большему интересу участников к посещению занятий и выполнению порученной работы. Подобранные рекомендации могут быть полезны для оптимизации работы участников других добровольческих отрядов МЧС России.


2.3. Список примерных тем занятий с участниками добровольческого психологического отряда.

Темы занятий рекомендуется подбирать исходя из специфики работы Центра экстренной психологической помощи МЧС России, специфики региона, актуальной ситуации и интереса к данной теме участников добровольческого психологического отряда. Приведенный ниже список тем не является обязательным и допускает изменения после согласования с куратором Центра.

Тема Методическое обеспечение
1. Стресс, виды стресса, субсиндромы стресса. Фильмы для совместного просмотра «Команда 41», «Бойцовский Клуб»
2. Профессиональный стресс. Стрессогенные факторы, воздействующие на специалистов экстремального профиля при работе в чрезвычайной ситуации и в повседневной деятельности. Фильмы для совместного просмотра специального издания документальных фильмов МЧС России: «Профессия – спасатели», «100 дней до зимы», «Вода и люди», «Спасение с неба». «Люди дела». «Тариф на спасение», «Суперпожар»
3. Отставленные негативные последствия профессионального стресса Фильмы для совместного просмотра «Спасатель», «Опустевший город», «Травма потери–ПТСР»
4. Основы организации психологической службы, осуществляющей психологическое сопровождение деятельности специалистов экстремального профиля Фильмы для совместного просмотра «Срочная психологическая», 2007.
5. Методы и приемы саморегуляции БОС или Реакор
6. Система профилактики негативных последствий профессионального стресса  
7. Особенности психического состояния и поведения пострадавших в ЧС Фильмы для совместного просмотра «Экипаж»
8. Особенности общения с пострадавшими в ЧС  
9. Острые реакции на стресс  
10. Психологические аспекты работы при массовом скоплении людей Фильмы для совместного просмотра «Власть толпы»
11. Организация и порядок проведения мероприятий по оказанию ЭПП специалистами психологической службы при различных масштабах ЧС.  
12. Особенности эмоционального выгорания у людей помогающих профессий Фильмы для совместного просмотра «Трудно быть богом»
13. Тренинг «Психологические основы публичного выступления». Фильм для совместного просмотра «Король говорит»
14. Особенности работы психологов на Горячей линии.  
15. Этика взаимодействия и культура общения с людьми разных национальностей  
16. Активные методы обучения  
17. Основы разработки социально-психологического тренинга  
18. Разработка занятий, тренингов для различных возрастных и социальных групп населения  
19. Тренинг актерского мастерства  
20. Тренинг публичного выступления  
21. Тренинг командообразования  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: