От автора | ||
Вступление. Сверхзамысел гончаровского творчества | ||
Глава первая. Обыкновенная история человеческого взросления | ||
Контрапункт ведущих мотивов | ||
Гончаров и современники | ||
а. «Обыкновенная история» в восприятии критики | ||
б. Гончаров и Белинский | ||
в. Гончаров и Марлинский | ||
г. Белинский о Гончарове | ||
Гончаров и предшественники | ||
а. Грибоедов и Гончаров | ||
б. Гончаров и традиции века Просвещения | ||
в. Чувствительный и холодный | ||
г. Генезис жанра «Обыкновенной истории» | ||
д. Жанровые характеристики «романа школы Вильгельма Мейстера» | ||
Воспитание Александра Адуева в «школе жизни» | ||
а. Пролог (в родной усадьбе) | ||
б. «Тема о Петербурге» | ||
в. «Два возраста» | ||
г. «Шиллеровская эйфория» | ||
д. Любовь как «немое обожание» | ||
е. «Воспитание чувств» в фазе «утраты иллюзий» | ||
ж. Отрезвление в присутствии женского двойника | ||
з. Период «скепсиса и резиньяции» | ||
и. Позор пошлости и дуновение смерти | ||
к. Момент истины в самопознании героя | ||
л. «Возвращение» как опыт | ||
м. Обретение совершеннолетия | ||
«Обыкновенная история» по Герцену |
- 490 -
|
|
Открытый эпилог «романа воспитания» | ||
Уроки в «школе мужа» | ||
«Семейное счастье» по Толстому | ||
Глава вторая. Земная Вселенная в возрастных координатах («Фрегат „Паллада“») | ||
«Очерки путешествия» как художественное произведение | ||
Творческий сверхзамысел во «Фрегате „Паллада“» | ||
Первое «путешествие» | ||
«Два возраста» путешественника | ||
Литературная полемика или философская позиция? | ||
Жанр «литературного путешествия» и традиции века Просвещения | ||
«Письма русского путешественника» и «Фрегат „Паллада“» | ||
Карамзин и Гончаров (отталкивание — связь) | ||
Концепция Земной Вселенной | ||
Национальные ментальности в возрастных категориях | ||
Глобальный контраст («младенчество» — «зрелость») | ||
«Мир Японии» | ||
а. Японские главы в составе книги | ||
б. Слагаемые менталитета | ||
в. Динамика портрета японца | ||
Исход одряхлевшей цивилизации | ||
Образ России | ||
а. Контекст истории-географии | ||
б. Фадеев и Фадеевы | ||
в. «Россия молодая» | ||
г. Сибиряки как «титаны» | ||
д. Сибирская тема в черновиках «Обломова» | ||
«Фрегат „Паллада“» в судьбе второго романа | ||
Глава третья. «Обломов»: воспитание и испытание героя | ||
Неизменный «артистический идеал» и конкретная литературная ситуация | ||
Гоголь и Гончаров | ||
а. Раннее творчество |
- 491 -
|
|
б. «Имитация» композиционно-стилевых форм «Мертвых душ» | ||
в. Гоголевский «воспитательный роман в миниатюре» | ||
Школа жизни» Обломова (в ретроспективе) | ||
а. «Обыкновенная юность» | ||
б. Мотив преждевременного угасания | ||
в. Самоанализ (и анализ) в «ясную сознательную минуту» | ||
«Детство Илюши» — центральное звено романной судьбы | ||
а. Девятая глава в ряду других глав первой части | ||
б. Амбивалентность образа Обломовки | ||
в. Илюша как Анти-Эмиль | ||
г. Воспитание по Руссо (детство-отрочество Андрея) | ||
Испытание Петербургом | ||
а. «Человек идиллии» в романной действительности | ||
б. Обломов и тип «лишнего человека» | ||
Испытание любовью | ||
а. Характеристики «романа испытания» | ||
б. Генезис центрального женского образа | ||
в. Секрет обаяния Ильи Ильича | ||
г. Момент возраста в перипетиях любви | ||
д. Порок «несовершеннолетия» | ||
Воспитание женщины в «школе любви-семьи» | ||
а. «Образовательное влияние чувства» (Пшеницына) | ||
б. Воспитание и испытание Ольги Штольц | ||
Метафизика финала | ||
Вариация обломовского мотива у Тургенева | ||
Что такое обломовщина? | ||
Глава четвертая. «Обрыв» в контексте гончаровской романистики | ||
Феномен позднего романа | ||
«Самопроверочные задачи автора» и образ Райского | ||
Райский в ряду гончаровских героев | ||
а. «Обломовский тип» | ||
б. «Этюд о воспитании» | ||
в. Обреченность на дилетантизм | ||
г. Сюжет: Пигмалион и Галатея | ||
Рождение романа «Вера» (процесс и результат) |
- 492 -
«Роман в романе» | ||
а. Композиционная функция «посредника» | ||
б. Идиллия | ||
в. Романтическая повесть | ||
г. Противоборство двух самолюбивых воль | ||
д. «Двойничество» главных мужских характеров | ||
е. Любовь как «поединок роковой» | ||
ж. Символическая драма | ||
Взросление «вечно юного артиста» | ||
Ключевая метафора романного мира — «мираж» | ||
Несколько слов в заключение | ||
Примечания | ||
Указатель имен |
- 493 -
Краснощекова Е. А. | ||
К 78 | И. А. Гончаров: Мир творчества. — СПб., Пушкинский фонд, 1997. 496 с. ISBN 5-85767-112-4 Наследие И. А. Гончарова представлено в монографии как целостный мир, созданный по единому авторскому сверхзамыслу — проникнуть в самую суть феномена взросления (или невзросления) человека в «школе жизни». Вослед идеям Века Просвещения романист связывает воспитание со всеми (а не только с ранними) жизненными этапами. Сложный контрапункт соотношения сверхзамысла с конкретными замыслами, привнесенными злобой дня и эстетическими предпочтениями эпохи, выявляется при детальном анализе «Обыкновенной истории», «Фрегата „Паллада“», «Обломова» и «Обрыва». Своеобразие творческого мира Гончарова раскрывается в сопоставлении с произведениями его предшественников (Руссо, Гете, Карамзин, Грибоедов...) и современников (Пушкин, Гоголь, Герцен, Тургенев, Толстой...). Елена Краснощекова — профессор русского языка и литературы Университета штата Джорджия (США), автор работ по истории романа XIX века и прозы 1920-х годов. ББК 83.3.Р7 |
Елена Краснощекова
И. А. ГОНЧАРОВ. МИР ТВОРЧЕСТВА
Редактор Н. В. Кузнецова
Компьютерная подготовка
макета К. А. Крюков
Лицензия на издательскую деятельность
ЛР № 030448 от 10 ноября 1992 г.
- 494 -
Сдано в набор 20 04.97. Подписано в печать 06.11 97 Формат 60×90 1/16.
Гарнитура Ньютон. Печать офсетная. Усл. печ. л.31.
Тираж 1000 экз. Заказ № 702.
Издательство “Пушкинский фонд”.
Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 12.
|
|