Содержание

От автора    
Вступление. Сверхзамысел гончаровского творчества    
Глава первая. Обыкновенная история человеческого взросления    
Контрапункт ведущих мотивов    
Гончаров и современники    
а. «Обыкновенная история» в восприятии критики    
б. Гончаров и Белинский    
в. Гончаров и Марлинский    
г. Белинский о Гончарове    
Гончаров и предшественники    
а. Грибоедов и Гончаров    
б. Гончаров и традиции века Просвещения    
в. Чувствительный и холодный    
г. Генезис жанра «Обыкновенной истории»    
д. Жанровые характеристики «романа школы Вильгельма Мейстера»    
Воспитание Александра Адуева в «школе жизни»    
а. Пролог (в родной усадьбе)    
б. «Тема о Петербурге»    
в. «Два возраста»    
г. «Шиллеровская эйфория»    
д. Любовь как «немое обожание»    
е. «Воспитание чувств» в фазе «утраты иллюзий»    
ж. Отрезвление в присутствии женского двойника    
з. Период «скепсиса и резиньяции»    
и. Позор пошлости и дуновение смерти    
к. Момент истины в самопознании героя    
л. «Возвращение» как опыт    
м. Обретение совершеннолетия    
«Обыкновенная история» по Герцену    

- 490 -

Открытый эпилог «романа воспитания»    
Уроки в «школе мужа»    
«Семейное счастье» по Толстому    
Глава вторая. Земная Вселенная в возрастных координатах («Фрегат „Паллада“»)    
«Очерки путешествия» как художественное произведение    
Творческий сверхзамысел во «Фрегате „Паллада“»    
Первое «путешествие»    
«Два возраста» путешественника    
Литературная полемика или философская позиция?    
Жанр «литературного путешествия» и традиции века Просвещения    
«Письма русского путешественника» и «Фрегат „Паллада“»    
Карамзин и Гончаров (отталкивание — связь)    
Концепция Земной Вселенной    
Национальные ментальности в возрастных категориях    
Глобальный контраст («младенчество» — «зрелость»)    
«Мир Японии»    
а. Японские главы в составе книги    
б. Слагаемые менталитета    
в. Динамика портрета японца    
Исход одряхлевшей цивилизации    
Образ России    
а. Контекст истории-географии    
б. Фадеев и Фадеевы    
в. «Россия молодая»    
г. Сибиряки как «титаны»    
д. Сибирская тема в черновиках «Обломова»    
«Фрегат „Паллада“» в судьбе второго романа    
Глава третья. «Обломов»: воспитание и испытание героя    
Неизменный «артистический идеал» и конкретная литературная ситуация    
Гоголь и Гончаров    
а. Раннее творчество    

- 491 -

б. «Имитация» композиционно-стилевых форм «Мертвых душ»    
в. Гоголевский «воспитательный роман в миниатюре»    
Школа жизни» Обломова (в ретроспективе)    
а. «Обыкновенная юность»    
б. Мотив преждевременного угасания    
в. Самоанализ (и анализ) в «ясную сознательную минуту»    
«Детство Илюши» — центральное звено романной судьбы    
а. Девятая глава в ряду других глав первой части    
б. Амбивалентность образа Обломовки    
в. Илюша как Анти-Эмиль    
г. Воспитание по Руссо (детство-отрочество Андрея)    
Испытание Петербургом    
а. «Человек идиллии» в романной действительности    
б. Обломов и тип «лишнего человека»    
Испытание любовью    
а. Характеристики «романа испытания»    
б. Генезис центрального женского образа    
в. Секрет обаяния Ильи Ильича    
г. Момент возраста в перипетиях любви    
д. Порок «несовершеннолетия»    
Воспитание женщины в «школе любви-семьи»    
а. «Образовательное влияние чувства» (Пшеницына)    
б. Воспитание и испытание Ольги Штольц    
Метафизика финала    
Вариация обломовского мотива у Тургенева    
Что такое обломовщина?    
Глава четвертая. «Обрыв» в контексте гончаровской романистики    
Феномен позднего романа    
«Самопроверочные задачи автора» и образ Райского    
Райский в ряду гончаровских героев    
а. «Обломовский тип»    
б. «Этюд о воспитании»    
в. Обреченность на дилетантизм    
г. Сюжет: Пигмалион и Галатея    
Рождение романа «Вера» (процесс и результат)    

- 492 -

«Роман в романе»    
а. Композиционная функция «посредника»    
б. Идиллия    
в. Романтическая повесть    
г. Противоборство двух самолюбивых воль    
д. «Двойничество» главных мужских характеров    
е. Любовь как «поединок роковой»    
ж. Символическая драма    
Взросление «вечно юного артиста»    
Ключевая метафора романного мира — «мираж»    
Несколько слов в заключение    
Примечания    
Указатель имен    

- 493 -

  Краснощекова Е. А.  
К 78 И. А. Гончаров: Мир творчества. — СПб., Пушкинский фонд, 1997. 496 с. ISBN 5-85767-112-4 Наследие И. А. Гончарова представлено в монографии как целостный мир, созданный по единому авторскому сверхзамыслу — проникнуть в самую суть феномена взросления (или невзросления) человека в «школе жизни». Вослед идеям Века Просвещения романист связывает воспитание со всеми (а не только с ранними) жизненными этапами. Сложный контрапункт соотношения сверхзамысла с конкретными замыслами, привнесенными злобой дня и эстетическими предпочтениями эпохи, выявляется при детальном анализе «Обыкновенной истории», «Фрегата „Паллада“», «Обломова» и «Обрыва». Своеобразие творческого мира Гончарова раскрывается в сопоставлении с произведениями его предшественников (Руссо, Гете, Карамзин, Грибоедов...) и современников (Пушкин, Гоголь, Герцен, Тургенев, Толстой...). Елена Краснощекова — профессор русского языка и литературы Университета штата Джорджия (США), автор работ по истории романа XIX века и прозы 1920-х годов. ББК 83.3.Р7  

Елена Краснощекова
И. А. ГОНЧАРОВ. МИР ТВОРЧЕСТВА

Редактор Н. В. Кузнецова
Компьютерная подготовка
макета К. А. Крюков

Лицензия на издательскую деятельность
ЛР № 030448 от 10 ноября 1992 г.

- 494 -

Сдано в набор 20 04.97. Подписано в печать 06.11 97 Формат 60×90 1/16.
Гарнитура Ньютон. Печать офсетная. Усл. печ. л.31.
Тираж 1000 экз. Заказ № 702.
Издательство “Пушкинский фонд”.
Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 12.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: