| От автора | ||
| Вступление. Сверхзамысел гончаровского творчества | ||
| Глава первая. Обыкновенная история человеческого взросления | ||
| Контрапункт ведущих мотивов | ||
| Гончаров и современники | ||
| а. «Обыкновенная история» в восприятии критики | ||
| б. Гончаров и Белинский | ||
| в. Гончаров и Марлинский | ||
| г. Белинский о Гончарове | ||
| Гончаров и предшественники | ||
| а. Грибоедов и Гончаров | ||
| б. Гончаров и традиции века Просвещения | ||
| в. Чувствительный и холодный | ||
| г. Генезис жанра «Обыкновенной истории» | ||
| д. Жанровые характеристики «романа школы Вильгельма Мейстера» | ||
| Воспитание Александра Адуева в «школе жизни» | ||
| а. Пролог (в родной усадьбе) | ||
| б. «Тема о Петербурге» | ||
| в. «Два возраста» | ||
| г. «Шиллеровская эйфория» | ||
| д. Любовь как «немое обожание» | ||
| е. «Воспитание чувств» в фазе «утраты иллюзий» | ||
| ж. Отрезвление в присутствии женского двойника | ||
| з. Период «скепсиса и резиньяции» | ||
| и. Позор пошлости и дуновение смерти | ||
| к. Момент истины в самопознании героя | ||
| л. «Возвращение» как опыт | ||
| м. Обретение совершеннолетия | ||
| «Обыкновенная история» по Герцену |
- 490 -
| Открытый эпилог «романа воспитания» | ||
| Уроки в «школе мужа» | ||
| «Семейное счастье» по Толстому | ||
| Глава вторая. Земная Вселенная в возрастных координатах («Фрегат „Паллада“») | ||
| «Очерки путешествия» как художественное произведение | ||
| Творческий сверхзамысел во «Фрегате „Паллада“» | ||
| Первое «путешествие» | ||
| «Два возраста» путешественника | ||
| Литературная полемика или философская позиция? | ||
| Жанр «литературного путешествия» и традиции века Просвещения | ||
| «Письма русского путешественника» и «Фрегат „Паллада“» | ||
| Карамзин и Гончаров (отталкивание — связь) | ||
| Концепция Земной Вселенной | ||
| Национальные ментальности в возрастных категориях | ||
| Глобальный контраст («младенчество» — «зрелость») | ||
| «Мир Японии» | ||
| а. Японские главы в составе книги | ||
| б. Слагаемые менталитета | ||
| в. Динамика портрета японца | ||
| Исход одряхлевшей цивилизации | ||
| Образ России | ||
| а. Контекст истории-географии | ||
| б. Фадеев и Фадеевы | ||
| в. «Россия молодая» | ||
| г. Сибиряки как «титаны» | ||
| д. Сибирская тема в черновиках «Обломова» | ||
| «Фрегат „Паллада“» в судьбе второго романа | ||
| Глава третья. «Обломов»: воспитание и испытание героя | ||
| Неизменный «артистический идеал» и конкретная литературная ситуация | ||
| Гоголь и Гончаров | ||
| а. Раннее творчество |
- 491 -
| б. «Имитация» композиционно-стилевых форм «Мертвых душ» | ||
| в. Гоголевский «воспитательный роман в миниатюре» | ||
| Школа жизни» Обломова (в ретроспективе) | ||
| а. «Обыкновенная юность» | ||
| б. Мотив преждевременного угасания | ||
| в. Самоанализ (и анализ) в «ясную сознательную минуту» | ||
| «Детство Илюши» — центральное звено романной судьбы | ||
| а. Девятая глава в ряду других глав первой части | ||
| б. Амбивалентность образа Обломовки | ||
| в. Илюша как Анти-Эмиль | ||
| г. Воспитание по Руссо (детство-отрочество Андрея) | ||
| Испытание Петербургом | ||
| а. «Человек идиллии» в романной действительности | ||
| б. Обломов и тип «лишнего человека» | ||
| Испытание любовью | ||
| а. Характеристики «романа испытания» | ||
| б. Генезис центрального женского образа | ||
| в. Секрет обаяния Ильи Ильича | ||
| г. Момент возраста в перипетиях любви | ||
| д. Порок «несовершеннолетия» | ||
| Воспитание женщины в «школе любви-семьи» | ||
| а. «Образовательное влияние чувства» (Пшеницына) | ||
| б. Воспитание и испытание Ольги Штольц | ||
| Метафизика финала | ||
| Вариация обломовского мотива у Тургенева | ||
| Что такое обломовщина? | ||
| Глава четвертая. «Обрыв» в контексте гончаровской романистики | ||
| Феномен позднего романа | ||
| «Самопроверочные задачи автора» и образ Райского | ||
| Райский в ряду гончаровских героев | ||
| а. «Обломовский тип» | ||
| б. «Этюд о воспитании» | ||
| в. Обреченность на дилетантизм | ||
| г. Сюжет: Пигмалион и Галатея | ||
| Рождение романа «Вера» (процесс и результат) |
- 492 -
| «Роман в романе» | ||
| а. Композиционная функция «посредника» | ||
| б. Идиллия | ||
| в. Романтическая повесть | ||
| г. Противоборство двух самолюбивых воль | ||
| д. «Двойничество» главных мужских характеров | ||
| е. Любовь как «поединок роковой» | ||
| ж. Символическая драма | ||
| Взросление «вечно юного артиста» | ||
| Ключевая метафора романного мира — «мираж» | ||
| Несколько слов в заключение | ||
| Примечания | ||
| Указатель имен |
- 493 -
| Краснощекова Е. А. | ||
| К 78 | И. А. Гончаров: Мир творчества. — СПб., Пушкинский фонд, 1997. 496 с. ISBN 5-85767-112-4 Наследие И. А. Гончарова представлено в монографии как целостный мир, созданный по единому авторскому сверхзамыслу — проникнуть в самую суть феномена взросления (или невзросления) человека в «школе жизни». Вослед идеям Века Просвещения романист связывает воспитание со всеми (а не только с ранними) жизненными этапами. Сложный контрапункт соотношения сверхзамысла с конкретными замыслами, привнесенными злобой дня и эстетическими предпочтениями эпохи, выявляется при детальном анализе «Обыкновенной истории», «Фрегата „Паллада“», «Обломова» и «Обрыва». Своеобразие творческого мира Гончарова раскрывается в сопоставлении с произведениями его предшественников (Руссо, Гете, Карамзин, Грибоедов...) и современников (Пушкин, Гоголь, Герцен, Тургенев, Толстой...). Елена Краснощекова — профессор русского языка и литературы Университета штата Джорджия (США), автор работ по истории романа XIX века и прозы 1920-х годов. ББК 83.3.Р7 |
Елена Краснощекова
И. А. ГОНЧАРОВ. МИР ТВОРЧЕСТВА
Редактор Н. В. Кузнецова
Компьютерная подготовка
макета К. А. Крюков
Лицензия на издательскую деятельность
ЛР № 030448 от 10 ноября 1992 г.
- 494 -
Сдано в набор 20 04.97. Подписано в печать 06.11 97 Формат 60×90 1/16.
Гарнитура Ньютон. Печать офсетная. Усл. печ. л.31.
Тираж 1000 экз. Заказ № 702.
Издательство “Пушкинский фонд”.
Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 12.






