Аль-Бухари. Сколь гуманным и милосердным является такой подход к человеку, пусть даже заблудшему и совершившему прегрешение!

Сколь гуманным и милосердным является такой подход к человеку, пусть даже заблудшему и совершившему прегрешение!

Стремясь к искоренению зла, ненависти и враждебности в душах людей, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, достигает предела возможного, когда описывает мусульманам горькую участь того, кто распускает свой язык, оскорбляя людей, и указывает, что ругательства, необдуманные оскорбления и враждебные действия, которые когда-то допустил человек, могут уничтожить все добрые дела, совершённые им в его жизни, оставив его неимущим и лишённым какой бы то ни было защиты от огня в страшный День расчёта.

Сообщается, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил людей:

«Знаете ли вы, что такое “неимущий”?» В ответ они сказали ему: ”Неимущим среди нас является тот, у кого нет ни дирхемов, ни имущества”. Тогда он сказал: «Поистине, неимущим в общине моей станет тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитву, пост и закят 29, но при этом окажется, что он обругал того-то, опорочил того-то, присвоил и проел имущество того-то, пролил кровь того-то и ударил того-то, и тогда часть его добрых дел будет отдана одному, часть — другому, а если запас их будет исчерпан прежде, чем он рассчитается со всеми, тогда будет браться что-то из прегрешений этих людей и возлагаться на него, а потом он будет ввергнут в ад!» Муслим.

С учётом этого не приходится удивляться ни тому, что в жизни искренних мусульман нет места подобным пустым вещам, ни тому, что в истинно исламском обществе, где главенствуют ценности этой религии, а люди придерживаются её высоких нравственных норм, редко возникают такие раздоры, которые приводят к ругани и взаимному поношению.

А если превратности жизни всё же приводят члена истинно исламского общества к конфликтам, то в глубине души он всегда помнит о том, что когда-нибудь с него спросится за каждое его слово, и поэтому он следит за собой и за своими словами в состоянии волнения, помня о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Что бы ни говорили двое поносящих друг друга, грех за это будет лежать на том из них, кто начал первым, если только обиженный не преступит 30 ». Муслим.

И ввиду всего вышеупомянутого он удерживает свой язык от брани, даже если что-то и подталкивает его к этому, сдерживая вспышки гнева, чтобы не впасть в грех, и опасаясь оказаться одним из преступающих.

И действие этого нравственного принципа в сознании мусульманина и в его реальной жизни распространяется также и на покойных, так как он не подвергает их поношению, что и отличает его от невежественных, неразумных и безрассудных людей, которые не только осыпают бранью живых, но не оставляют в покое и мёртвых. Что же касается мусульманина, то он действует в соответствии с указаниями благородного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

«Не подвергайте поношению покойных, ибо, поистине, они уже приведены 31 к тому, что делали раньше!» Аль-Бухари.

Он никого не обвиняет в нечестии или
в неверии, не имея на то законных оснований

Мусульманин, не позволяющий себе произносить бранные слова, ругательства и непристойности, считает ниже своего достоинства впадать в ещё более тяжкий грех, каковым является обвинение людей в нечестии и неверии в тех случаях, когда для этого нет никаких серьёзных оснований. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пригрозил обвиняющим в этом невинных людей тем, что их обвинения вернутся к ним же и они понесут на себе бремя этого великого греха. Он сказал:

«Если один человек безосновательно обвинит другого в нечестии или неверии, то это обвинение обязательно вернётся к нему самому». Аль-Бухари.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: