Муслим. Он оказывает почёт старшим и тем, кто обладает теми или иными достоинствами

Он оказывает почёт старшим и тем,
кто обладает теми или иными достоинствами

Руководство ислама побуждает мусульман не презирать людей, а относиться к ним с уважением, тем более в таких случаях, когда они заслуживают этого в особой мере. Более того, в исламе уважение к старшим, знающим и обладающим теми или иными достоинствами иного рода рассматривается как одна из основных нравственных норм, соблюдение которой даёт человеку право называться членом исламского общества, тогда как несоблюдение её лишает его не только этого права, но и чести принадлежности к исламской общине, на что указывают слова благородного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

«Не относится к общине моей тот, кто не уважает старших среди нас, не жалеет младших и не отдаёт должное тем, кто обладает знанием». Ахмад и ат-Табарани.

Проявление уважения к старшим в обществе и предпочтение их тем, кто младше их, является показателем уровня прогресса этого общества, свидетельством усвоения основ нравственности его членами и признаком их воспитанности и великодушия. Этим и объясняется то, что, закладывая основы исламского общества и укрепляя его нравственные устои, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда стремился прививать душам мусульман это качество.

Одним из свидетельств этого может служить то, что когда в его присутствии первым начал говорить Абд ар-Рахман бин Сахль, являвшийся самым младшим из членов прибывшей к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делегации, он сказал ему: «Старшему, старшему!» 47 —, после чего Абд ар-Рахман умолк, а тот, кто был старше его, начал говорить.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, придавал вопросу о необходимости отдавать должное старшим и обладающим теми или иными достоинствами такое значение, что даже объявил проявление уважения к ним одним из признаков почитания Аллаха, так как он сказал:

«Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения к седому мусульманину, человеку, помнящему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается 48, и справедливому правителю». Абу Дауд.

Подобное воспитание оказало своё благотворное воздействие на души первого поколения мусульман, и среди них появились люди, которые в полной мере восприняли эти достойные качества, являя своим поведением исключительные образцы проявления уважения к старшим и людям, обладавшим теми или иными достоинствами. В качестве примера можно привести Абу Са‘ида Самуру бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, который сказал:

“При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я был ещё юношей и запоминал то, что он говорит, мне же мешало говорить лишь то, что рядом находились люди, которые были старше меня”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: