Аль-Бухари и Муслим. Другой пример проявления уважения к старшим и достойным людям, которому необходимо следовать всем мусульманам

Другой пример проявления уважения к старшим и достойным людям, которому необходимо следовать всем мусульманам, показал Абдуллах бин Умар, да будет доволен им Аллах. Сообщается, что однажды, когда он присутствовал в собрании посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, где находились также Абу Бакр и Умар, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задал один вопрос, ответ на который был известен Ибн Умару, однако он промолчал из уважения к Абу Бакру и Умару. Вот что говорит об этом сам Ибн Умар, да будет доволен им Аллах:

“Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Скажите мне, какое дерево, которое с дозволения своего Господа приносит плоды во всякое время и листья которого не осыпаются, подобно мусульманину?» Я сразу подумал, что это пальма, но не захотел ничего говорить, потому что там находились Абу Бакр и Умар. Поскольку они ничего не сказали, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам дал ответ: «Это – пальма»—, а когда я вышел наружу вместе со своим отцом 49, то сказал ему: ”О батюшка, я сразу подумал, что это пальма”. Он спросил: ”Так что же помешало тебе ответить? Если бы ты дал ответ, мне это было бы приятнее, чем то-то и то-то!” Я сказал: ”Мне помешало лишь то, что я увидел, что ни ты, ни Абу Бакр ничего не говорите, и поэтому я тоже не захотел (говорить) ”. Аль-Бухари и Муслим.

В исламском обществе ислам отводит людям места в соответствии с их достоинствами, что делается по велению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Об этом упоминает имам Муслим в начале своего “Сахиха”, где он пишет:

И передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

”Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам отводить места людям в соответствии с их достоинствами”.

Отводить людям места в соответствии с их достоинствами значит признавать их достоинства и отдавать предпочтение улемам, знатокам и чтецам Корана, а также людям, отлича­ющимся большим умом и обладающим большими заслугами.

Объясняется это тем, что в исламском обществе улемы будут занимать высокое положение до тех пор они не перестанут быть хранителями шариата Аллаха, открыто говорить правду и оставаться стражами религиозных обрядов ислама. Это почётное место отвёл им Сам Аллах Всевышний, который сказал:

{Скажи: ”Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают? Поистине, вспоминают только обладающие разумом!”} “Толпы”, 9.

Высокое место в исламском обществе занимают также знатоки и чтецы Корана, о чём говорится в достоверных хадисах, где указывается, что их следует назначать имамами во время молитв, отводить им лучшие места и оказывать им почёт в собраниях.

Так, например, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Имамом для людей во время общих молитв должен быть тот из них, кто больше всех помнит наизусть из Книги Аллаха, если же в этом они равны, то — тот, кто лучше всех знает сунну, если же и в этом они равны, то — тот из них, кто раньше других совершил хиджру 50, а если они равны и в этом, то — самый старший из них, и пусть ни в коем случае подвластный не становится имамом для того, кому он подвластен, и пусть в доме его он не садится на место хозяина, если не будет на то его позволения». Муслим.

А чуть раньше мы уже приводили хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения к седому мусульманину, знающему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается, и справедливому правителю». Абу Дауд.

Известно также, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, занимался погребением мучеников ислама, павших на поле боя во время битвы при Ухуде, будучи вынужденным укладывать в одну могилу по двое покойных, он останавливался у каждой могилы и спрашивал: «Кто из них больше помнил из Корана?»—, и когда ему указывали на одного из них, он укладывал его в могилу прежде другого. Аль-Бухари.

К числу прекрасных наставлений пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имеющих отношение к тому, что людям следует отводить достойные их места, относятся и те слова, которые он произнёс однажды, выравнивая ряды перед молитвой:

«Пусть сразу за мной становятся достойные и разумные из вас». Муслим.

Он поддерживает общение
с достойными людьми.

Одним из свойств, которые присущи богобоязненному мусульманину независимо от высоты положения, которое он занимает, является то, что он поддерживает связи с праведными людьми, стремится приблизиться к ним и просит их обращаться к Аллаху с мольбами за него, не находя в этом ничего зазорного.

Поступая так, он выполняет веление Всевышнего, который сказал:

{Так терпи же вместе с теми, кто взывает к своему Господу утром и вечером, стремясь к лику Его 51, не отвращай от них своего взора в стремлении к украшениям этой жизни и не повинуйся тем, чьи сердца по Нашей воле в небрежении своём не поминают Нас, кто следует за своими страстями и допускает упущения 52. } “Пещера”, 28.

Дело в том, что общение с праведными способствует обретению блага, богобоязненности и способности придерживаться правильного в словах и поступках теми, кто общается с ними, помогая им достичь большего в понимании религии и стремлении к истине и приводя к тому, что и их самих причисляют к праведным.

Поэт сказал:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: