Глава III. Социальная роль медиакритики

В главе дан теоретический анализ участия медиакритики в формировании согласованного отношения общественности к ключевым вопросам социального функционирования СМИ, в защите гуманистической культуры, общественного здоровья и нравственности, в обеспечении информационно-психологической безопасности граждан и их адекватного информирования через СМИ. Проанализирована роль отечественной медиакритики в решении этих задач, определены недостатки и перспективные направления деятельности критиков СМИ.

В разделе III.1. “Медиакритика и формирование общественного консенсуса” характеризуется роль журналистской критики СМИ в осуществлении общественного диалога по ключевым проблемам функционирования печатной и электронной прессы. Анализ критических газетно-журнальных публикаций свидетельствует о том, что медиакритика выводит обсуждение актуальных проблем социального функционирования СМИ за пределы узкого круга специалистов и профессионалов. Она создаёт поле для широких общественных дискуссий по спорным вопросам деятельности средств массовой информации, расширяет состав участников публичных научных и общественных дебатов о СМИ, предоставляя возможность для участия в них представителям различных отраслей науки, политическим и общественным деятелям, рядовым гражданам, придавая дискуссиям большое социальное звучание. Развитая медиакритика способствует осуществлению систематической общественной экспертизы различных аспектов деятельности средств массовой информации.

Идейно-политический плюрализм СМИ обеспечивает возможность для представления в печатной и электронной прессе разнообразных взглядов, интересов и требований граждан, относящихся к средствам массовой информации. Создаваемые таким образом условия открытого общественного диалога имеют большое значение для поиска таких решений проблем социального функционирования печатной и электронной прессы, которые оптимально учитывали бы и удовлетворяли восходящие общественные потребности в массовой информации, способствовали максимальной реализации демократического и гуманистического потенциала СМИ, смягчали бы и нейтрализовали негативные тенденции в их деятельности, обеспечивали достижение социально приемлемого баланса между общественным назначением средств массовой информации и коммерческим характером функционирования медийных организаций.

В разделе III.2. “Медиакритика и проблема общественного доверия к СМИ” характеризуется важная роль критической журналистики в формировании общественной, политической профессиональной, деловой репутации медийных организаций и создателей медийного содержания - репутации, непосредственно сказывающейся на доверии к СМИ. Преодоление отмечаемого ныне кризиса общественного доверия к российским СМИ должно происходить не на основе применения технологий манипулятивного воздействия на аудиторию, а в результате формирования осознанного, рационального отношения публики к печатной и электронной прессе.

Творчество критиков СМИ, основывающееся на демократических, гуманистических ценностях и идеалах, реализует свое общественное предназначение в ряде аспектов критической деятельности, которые нашли отражение в разделе III.3. “Роль медиакритики в защите гуманистической культуры”. В критико-журналистских работах отмечается, что под воздействием рыночных факторов телевидение, периодика, радио и Интернет всё более широко используются в целях распространения шаблонизированной и дегуманизированной массовой культуры, китча и разнообразных проявлений так называемой низовой культуры (к числу которых относятся блатной шансон, бытовой анекдот и т.д.) Произведения критиков СМИ фиксируют непропорциональное увеличение в медийном содержании доли сугубо развлекательных элементов - вплоть до их полного превалирования. Засилье бессодержательной развлекательности провоцирует у аудитории потребительский “сон разума” и леность чувств, сводит к минимуму возможности СМИ в обеспечении духовно-культурного роста людей, развитии их мировоззрения и эстетических вкусов, обогащении их эмоционального мира впечатлениями и переживаниями высшего порядка. Превалирование развлекательных публикаций в медийном содержании вызывает у аудитории состояние бегства от действительности, переключая внимание граждан с реально существующих острейших социальных проблем, требующих неотложного преодоления, на иллюзорный мир развлечений. В конечном счёте порождаемые средствами массовой информации тенденции социального эскапизма парализуют общественную активность граждан, порождают инерционные явления, мешающие развитию.

Критики СМИ неоднократно поднимали проблему деградации культурно-просветительского компонента медийного содержания - в частности, вытеснения из телеэфира просветительских программ и передач на темы культуры. Медиакритика отразила мнение педагогической и научной общественности, протестовавшей против сужения культурного диапазона телевещания и требовавшей восстановления культурно-просветительского потенциала ТВ. В итоге под совместным давлением общественных кругов и критиков СМИ в 1997 г. был создан телеканал “Культура”, совершенствовалась его работа, несколько расширился телепоказ культурно-просветительских программ на других каналах.

В разделе III.4. “Медиакритика и языковая культура СМИ” отмечено, что происходившаяся в годы перестройки и в постсоветский период демократизация языка средств массовой информации покончила с советским бюрократизированным “новоязом”. Вместе с тем, как свидетельствуют лингвистические исследования, в современной медийной практике отчетливо проявляются тревожные тенденции, свидетельствующие о снижении языковой культуры прессы, о пренебрежении языковой нормой, доходящем до попыток её разрушения. Острая конкурентная борьба за внимание аудитории постоянно подталкивает средства массовой информации к поискам дополнительных ресурсов повышения экспрессивности медиатекстов за пределами нормативной лексики. Критики СМИ отмечают, что даже журналисты “качественной” прессы, ратующие за хороший вкус, высокий профессиональный и культурный уровень отечественных СМИ, грешат недопустимыми языковыми и стилистическими вольностями. Элементы молодёжного сленга, блатной лексики, грубые ошибки словоупотребления обнаруживаются в периодических изданиях, претендующих на статус “качественных”. Под влиянием средств массовой информации происходит размывание языковых норм, что особенно заметно проявляется в детской и молодежной среде. В силу особенностей восприятия, свойственных современной массовой аудитории, грубые отклонения от речевых норм в медийных текстах нередко служат образцами для подражания. Использование в СМИ ненормативной лексики приводит к её закреплению в языковой практике в качестве допустимой, а оценки поведения тех, кто ею пользуется - как социально приемлемого. В конечном итоге снятие речевых табу ведёт к снятию табу поведенческих.

В последние годы повысилось внимание профессиональных журналов по журналистике к языковым проблемам СМИ. Об этом свидетельствует, в частности, появление в этих изданиях специальных рубрик, содержание которых нацелено на повышение языковой культуры отечественной журналистики. Однако размывание языковых норм происходит не только в журналистском компоненте медийного содержания, но осуществляется также через рекламу и художественный компонент: телесериалы и фильмы, а также разнообразные развлекательные телевизионные и радийные передачи. Изучение проблемно-тематического спектра критических публикаций выявило, что отечественная массовая медиакритика пока ещё слабо реагирует на снижение уровня языковой культуры СМИ.

Как свидетельствуют результаты лингвистических и социологических исследований и анализ критико-журналистских публикаций, недостаточным является и внимание российской медиакритики к проблемам, связанным с использованием “языка ненависти” в средствах массовой информации. Под “языком ненависти” (или “языком вражды”) понимаются дискриминационные, негативистские высказывания, определения, эпитеты применительно к этносу, расе, вере, убеждениям, апеллирующие к конфликтности и различиям между национальностями или религиями и - в своей крайней форме - пропагандирующие вражду и рознь.

В разделе III.5. “Роль медиакритики в поддержании здорового психологического и нравственного климата в обществе” на материале журналистского творчества критиков СМИ, социологических и психологических исследований характеризуется вклад российской медиакритики в противодействие негативным, социально опасным тенденциям в развитии средств массовой информации, связанным с использованием медиатекстов, которые способны нанести существенный вред психическому здоровью людей, нравственному состоянию общества. Анализ публикаций медиакритики свидетельствует о том, что потенциал критической журналистики в противодействии данным негативным тенденциям используется лишь частично. Критики не опираются при подготовке публикаций на научные разработки психологов и социологов, что снижает эффект воздействия критических выступлений в прессе.

В разделе III.6. “Медиакритика и освещение в СМИ проблем общественной безопасности” отмечается, что на возросшую криминализацию общества в условиях переходного периода средства массовой информации ответили значительным увеличением доли публикаций на криминальные темы. Однако причины повышенного внимания печатной и электронной прессы к криминалу не исчерпываются необходимостью адекватного освещения этой столь распространённой ныне социальной болезни. Как в документально-журналистском, так и в художественном компонентах медийного содержания сегодня наблюдается “передозировка” криминала и насилия, порождённая не столько распространённостью самих этих явлений в российском обществе, сколько определёнными содержательными приоритетами, свойственными рыночно ориентированным средствам массовой информации.

Отечественная медийная критика не может игнорировать наличие этого содержательного перекоса в деятельности СМИ, оставляя без внимания закономерную обеспокоенность общественности в связи с возможными негативными последствиями повышенного внимания печатной и электронной прессы к преступности и преступникам, к подробностям совершения правонарушений. Критики отмечают рост в отечественном телепоказе количества передач на криминальные темы, анализируют некоторые из них. При этом наплыв криминала и насилия на телеэкраны обычно объясняется всего лишь дурновкусьем создателей телепрограмм, не показывается связь этого явления с тенденциями намеренной драматизации и примитивизации содержания телевещания, проявляющимися в условиях доминирования сугубо коммерческих подходов к ТВ.

Критики не учитывают в своей деятельности рекомендации криминологов об освещении преступности в средствах массовой информации. Поверхностны либо спорны результаты критико-социологического анализа анализа передач и фильмов на криминальные темы, когда их содержание рассматривается и оценивается с учетом процессов, происходящих в российском обществе. Так, например, А. Архангельский в рецензии на сериал “Бригада” фактически оправдал российские бандитские “бригады”, послужившие прототипом для героев сериала, упоминая об их “сложной, но не тотально отрицательной роли” в становлении российского бизнеса. Фильм, романтизирующий бандитов, создающий целый комплекс внешне убедительных моральных стимулов и оправданий жизненного выбора в пользу присоединия к криминальному миру, был охарактеризован в рецензии как “несомненная удача”[24].

После теракта на Дубровке медиакритика сыграла определенную роль в предотвращении планировавшегося ужесточения правового режима регулирования освещения терроризма в российских СМИ, мобилизуя общественное мнение в поддержку требований о развитии нормативной базы профессионально-этического регулирования прессы в ситуациях терактов. Обсуждая профессионально-этическую составляющую деятельности прессы по освещению терактов, журналистская критика СМИ способствовала консолидации медиасообщества, стимулировала разработку и принятие вещателями “Антитеррористической конвенции”.

В условиях информационной открытости Росссии, глобализации массовой коммуникации социально и гуманистически ориентированная критика призвана обеспечить более глубокое и содержательное критическое рассмотрение вопросов международного информирования россиян. Связанные с этим проблемы творчества критиков СМИ рассмотрены на основе анализа критико-журналистских произведений в разделе III.7. “Медиакритика и проблемы международной информации”.

Глава IV. Медиакритика и аудитория СМИ

Главасодержит анализ современного состояния взаимоотношений между российскими средствами массовой информации и их аудиторией, роли медиакритики в совершенствовании этих взаимоотношений, в повышении социальной ответственности печатной и электронной прессы. Рассматриваются взаимоотношения между потребителями информации и медийными организациями, значение медиакритики в формировании современной рационально-критической культуры общения граждан с печатной и электронной прессой, соотношение журналистской критики СМИ и медиаобразования.

В разделе IV.1. “Взаимоотношения медийных организаций и аудитории в условиях информационного рынка” н а основе обобщения результатов социологических и психологических исследований массово-информационных процессов в России установлено, что коммерчески ориентированные медийные организации склонны игнорировать некоторые информационные потребности и реакции потребителей информации, отдельных групп аудитории СМИ. Ослабление зависимость прессы от аудитории в конечном итоге приводит к ослаблению ответственности СМИ перед гражданами и обществом в целом.

Теоретическое рассмотрение проблемы социальной ответственности печатной и электронной прессы и роли журналистской критики СМИ в её обеспечении произведено в разделах IV.2. “Проблема социальной ответственности СМИ и медиакритика” и IV.3. “Медиакритика и защита информационных прав и интересов граждан”. Анализ правового регулирования СМИ в российских условиях, произведенный на материале нормативных юридических актов и опыта правовой защиты прав и интересов российских граждан в массово-информационной сфере, свидетельсвует об ограниченности возможностей права в обеспечении социальной ответственности печатной и электронной прессы. Правовое регулирование не гарантирует эффективного воздействия на некоторые аспекты деятельности медийных организаций, особенно на её творческую сторону. Даже самые совершенные законы, содержащие чёткие, однозначные правовые нормы, не способны регулировать деятельность СМИ в ситуациях, когда последние грешат неполнотой информирования, тенденциозностью, создают искажённые образы социальных явлений, эксплуатируют эмоции аудитории в манипулятивных целях. Невозможно воспретить законом тиражирование через СМИ манипулятивных мифов, стереотипов и имиджей. В принципе не поддаются правовому регулированию иносказания, намёки, символико-ассоциативные элементы, в изобилии встречающиеся в медийном содержании.

Профессионально-этическое саморегулирование журналистского сообщества и других сообществ создателей медийного содержания, призванное повысить ответственность медийных профессионалов перед аудиторией и обществом в целом, проходит в России начальный этап становления. Правовое регулирование несовершенно. В итоге права и интересы российских потребителей медийной информации защищены в значительно меньшей степени, чем права и интересы покупателей обычных потребительских товаров, которые при возникновении конфликтной ситуации могут обратиться за поддержкой в ассоциации защиты потребителей и в другие инстанции, в том числе специализированные государственные.

Отсутствуют механизмы подотчетности прессы перед гражданами, подобные тем, что существуют с странах с развитыми традициями демократизма (комиссии по приему жапоб на прессу и т.д.). В сложившихся условиях союзником граждан в отстаивании их информационных прав может выступить (и в отдельных случаях уже выступает) демократически, гуманистически ориентированная медиакритика.

Журналистская критика СМИ, реализующая просветительскую функцию, способна оказать существенное влияние на формирование современной общественной культуры общения граждан со средствами массовой информации, учитывающей современные коммуникационные реалии. В разделе IV.5. “Роль медиакритики в формировании рационально-критической информационной культуры” представлено теоретико-философское обоснование необходимости новой общественной культуры взаимодействия граждан со СМИ, основывающейся на развитии способности людей к активному рационально-критическому общению со средствами массовой информации.

Раздел IV.6. “Медиакритика и медиаобразование” характеризует значение и потенциал медиакритики в формировании такой культуры, а также взаимодействие этой области журналистского творчества с медиаобразованием - областью педагогической и просветительской деятельности, выполняющей задачи подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях “информационного общества”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: